Кто они: гиперактивные дети? И как с ними работать?
консультация по теме

Жугина Елена Викторовна

Данная статья включает в себя теоретическое обоснование проблемы гиперактивных детей, способы и приемы выявления таких детей. Методические рекомендации для педагогов при работе с данными детьми, советы для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kiseleva_e_v.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кто они: гиперактивные дети? И как с ними работать?

 Автор: Киселёва Елена Викторовна

педагог дополнительного образования,

методист ЦВР «Академический»

Калининского района

Санкт - Петербурга

В настоящее время существует много работ, в которых исследуются проблемы становления личности, проблемы воспитания дошкольников. С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся  в психологической поддержке и помощи. Довольно остро встала проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей. Если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному – два на класс, то сейчас – до десяти и более. Своим поведением эти дети мешают и одноклассникам, и педагогам. О родителях и говорить не приходится, поскольку именно на них замыкаются все издержки поведения их питомцев, куда еще примешиваются жалобы со стороны персонала детского сада, группы, а потом и школы. То, что начинать решать эту проблему надо сразу при обнаружении (обычно это средний дошкольный возраст), знают и понимают все. Но из поля зрения многих авторов выпадает другая сторона дела, а именно, внутренние проблемы гиперактивных дошкольников, личностные и социальные. Мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами (если они не получили вовремя помощь и поддержку). Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за педагогами, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и, более того, для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков. Именно поэтому усилия врачей должны сочетаться с активной работой психологов и педагогов. Необходимо разрабатывать методы работы с такими детьми, приемы «вхождения» гиперактивных детей в группу, которые могли бы облегчить им общение со сверстниками.

Данная статья включает в себя теоретическое обоснование проблемы гиперактивных детей, способы и приемы выявления таких детей. Методические рекомендации для педагогов при работе с данными детьми, советы для родителей.  

Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую актуальность.  

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. В чем может проявляться дефицит внимания? В трудностях его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей — вот как можно характеризовать таких детей. К тому же они старательно избегают заданий, требующих длительных умственных усилий. Что же касается импульсивности: ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из кабинета. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняет настроение).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая — по норме- продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше  (даже во сне). Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать  показатели возрастной нормы.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки к школе, второй — 12-15 лет (период полового созревания); и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками.

Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С.Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут то и должны прийти на помощь педагог и психолог, которые — только в тесном контакте с родителями — могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот  и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка  отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

Итак, рассмотрим как же выявить гиперактивного ребенка среди других детей.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у детей представлены в следующей  таблице:

критерии оценки

гиперактивный ребенок

Тревожный ребёнок

контроль поведения

постоянно импульсивен

способен контролировать

поведение

двигательная активность

постоянно активен

активен в определенных случаях

характер движений

лихорадочный, беспорядочный

беспокойные, напряженные

Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного  в группе необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М.Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.

Критерии гиперактивности

(схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом борется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает застенчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда -либо)

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вожнаграждением есть пауза)
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других — нет; на одних занятиях успешен, на других — нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных

выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач.   Важно только убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие  проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

Особенно часто взрослые не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпритации.

Признаки  импульсивности

  1. Импульсивный ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Обидчив, но не злопаметен.
  6. Часто чувствует, что ему все надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, педагогу.
  13. Временами кажется, что  он наполнен энергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы двое-трое

взрослых, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо ссумировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 — о средней, 1-6 — о низкой.

Как помочь гиперактивному ребенку

Появление гиперактивного ребенка в группе или в классе сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает педагога. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

Конечно же, педагоги ДО и учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если дошкольники могут заниматься какой- либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой деятельности: попросить полить цветы, накрыть стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

Занятия в подготовительной к школе группе продолжаются 30-35  минут

и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого

длительного  отрезка времени. Ему будет легче, если занятие разделить на

части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с

детьми, провести физкультминутку или  сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка,

которого влечет все неожиданное, новое. Необычность педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить ее внимание  на  нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требование к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

При работе с гиперактивными детьми можно применять тактильный метод.

С этой целью можно посадить ребенка рядом с педагогом  (за первый стол).

Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться

может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал,

помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

Современные программы воспитания и  обучения, по которым обучаются  дети усложняются год от года. Растет нагрузка, увеличиваются интенсивность занятий. Порой за 35 минут занятия детям приходиться сменит род деятельности пять-семь раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если это требует взрослый. Поэтому небходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Помимо этого в кабинете на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий,

правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

Чтобы у ребенка не возникли отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются  заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу  он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому желательно уже в детстве учить детей соблюдать определенные  правила и следовать инструкциям.

Для  этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.  А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам хочет  посоветовать для успешного выполнения задания.

В процессе работы, если ребенка нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил  невозможно или

нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной   инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что для него все потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получиться. Вы верите в него.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходиться учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Педагоги  могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен...».

Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Все это можно обобщить в правила работы с гиперактивными детьми.

  1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребенка следует во времени, но не облегчать ее.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Работа с  родителями гиперактивного ребенка

Родители гиперактивных детей часто испытывают немалые трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них по душе поведение ребенка в общественных местах и дома, а многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!». Их можно понять и им можно посочувствовать. Забирая ребенка после занятия, они уже заранее переживают: сейчас выйдет педагог и начнет распекать их чадо. Услышав первые замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии» они, как правило, встречают выбегающего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутствующий при этой «теплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже жалеет о том, что стал причиной ссоры.

Знакомая картина, не правда ли? На самом деле избегать подобных ситуаций можно. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований, для того чтобы испытывать чувство вины у них нет.

Уверенность в том, что окружающие не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять сына или дочь. Если педагог встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство радости, гордости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду и начальной школе метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Оно заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что Саша, когда ему читают вслух, с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал педагога в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке: «Сегодня Саша слушал сказку «Красная шапочка» 10 минут».

Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, что повысит его самооценку и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка.

Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, педагог пишет: «Саша слушал сказку «Красная шапочка» 2 минуты».

Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают несколько выводов:1)ребенка никто не ругает; 2)на занятии читали сказку «Красная шапочка»; 3)ребенок не дослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе зачитают текст на карточке, будет уверен: ничего плохого он не сделал, а педагог по-прежнему любит и понимает его.  Родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т.д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, записав, чем ребенок занимался вечером перед сном.

Педагог, получив утром новую информацию о ребенке, тоже может сделать определенные выводы и по своему усмотрению также может поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Перечень возможных наград педагог составляет заранее, узнав у ребенка о его предпочтениях (из рисунков и сочинений на тему «Я счастлив», «Я доволен», «Я мечтаю», «Когда я буду взрослым»).

Ребенок, чьи родители занимаются его воспитанием в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, чего требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в их действиях, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.

Если же контакт с родителями затруднен и мама или папа не готовы принять информацию о нем. Можно использовать наглядные средства, например размещение информации в уголке родителей, переносные альбомы-раскладушки  (для использования на родительских собраниях), стационарный стенд.

Чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал необходимо подбирать доступный, немногословный.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок делает только то, что ему интересно, и занимается этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте. Оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где заниматься можно без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, т.к. Длинная речь не будет выслушана до конца и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести» и др. Лучше договориться с ребенком, что он «не будет обижать кошку», «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое до конца. Потом можно добиваться выполнения другого конкретного требования.

Если родители идут с ребенком в музей, театр или гости, они должны заранее объяснить правила поведения: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус» и тд. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

Что следует помнить?

Гиперактивность- это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1)специалистами; 2)по достижении ребенком возраста 8 лет; 3)по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями  и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых — упражнения, а также игры.

Как играть с гиперактивными детьми?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.

Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например только внимания  или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность. Данные табл. 1 могут стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Отдельные из них можно применять и при  индивидуальной, и при групповой работе.

Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Но начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых   функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трех функций.

В табл. 2 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры, как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).

Таблица 1

Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие», «Запрещенное движение»

«Запрещенное движение» «Передай мяч», «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!», «Съедобное несъедобное»

«Говори!», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь»

Таблица 2

Игры на тренировку двух и трех функций

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

«Кричалки- шепталки- молчалки», «Гвалт»

Внимание и контроль двигательной активности

«Колпак мой треугольный», «Расставь посты», «Замри»

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

Час «Тишина» и час «Можно»

Внимание. Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду», «Слушай хлопки», «Морские волны»

Cписок используемой литературы

  1. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М., 1999.
  2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/ гиперактивности// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000 №3.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  6. Дружинина В.Е. Психологическое здоровье детей. М., 2002.
  7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  8. Лебединский В.В. , Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми . СПб 2002.
  10. Сиротюк Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации// Дошкольное воспитание 2007 №8
  11. Дефектология: Словарь – справочник  / Авт. – сост. С.С. Степанов; под редакцией Б.П. Пузанова. М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Сценарий спортивного развлечения с родителями и детьми смешанной группы (дети3– 5 лет), «Мы – юные солдаты!»

Сценарий поможет в проведении праздника. воспитателям смешанных групп, музыкальным руководителям и тренерам физической культуры ДОУ.....

консультация для родителей: "Гиперактивные дети. Как с ними справится".

Полезная информация для родителей и для педагогов ДОУ....

Семинар – практикум «Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду»

Семинар -практикум для воспитателей на тему : "Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду"...