Главные вкладки

    "Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

     Колесникова Виктория

    информация предназначена для педагогов, методистов и интересующихся родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников      

    Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни ребёнка. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно – творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящей игрушке, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на  всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Эстетическое воспитание действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его  развитие требует большой сенсорной культуры.

    Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость , светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребёнка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной  особенности дошкольников, как  подражание.  Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее. Для сюжетно – ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определений темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. Пусть поезд, на котором едут дети, построен из стульев; пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выхода из положения. Творческое воображение детей  проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из игр – в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссёр К.С. Станиславский говорил актёрам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей. Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт отношение к нему.        

    Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои  знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития  художественно – творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения  своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

    В развитии художественно – творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлечениям.  Педагоги нашего ДОУ работают  увлечённо, успешно развивают художественные способности малышей.

    Эстетический вкус – понятие широкое. Он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. Проявляется он в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомим с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать  и любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, слушая музыку П.И.Чайковского, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Всё это доставляет истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь её. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвёл и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

    Основные средства эстетического воспитания в детском саду

    Эстетическое воспитание детей осуществляется путём ознакомления их с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях и средствами искусства. Научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни – большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.  Стены родного дома, вещи, окружающие с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения – всё это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет своё место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

    - Целесообразность, практическая оправданность обстановки;

    - Чистота, простота, эстетика оформления;

    - Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-жёлтые    нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают восприятие окружающего.

    - Все компоненты оформления  должны   составлять единый ансамбль.

    Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетическое представление детей, создаёт основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, картину.   Изображённые на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей: труд людей, жизнь детского сада, дети, пейзажи, натюрморты, птицы и животные, сюжеты из сказок. Во всех возрастных группах могут быть использованы картины со сказочными сюжетами, натюрморты, изображения животных и птиц. Пейзажи рекомендуется использовать в старших дошкольных группах. Старшие дошкольники проявляют интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Алёнушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В группе следует иметь не более 2-3 картин. Хорошо, когда есть одна большая картина и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой. Менять картины и эстампы следует с учётом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой. Важное место в оформлении детского сада принадлежит произведениям народного прикладного искусства. Хорошо иметь в группе весёлую дымковскую игрушку, жёстовские подносы, произведения из керамики предметы с хохломской, гжельской росписью.    Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть эту красоту, беречь её, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить группу. Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой младшего воспитателя педагог подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создаёт уют в группе. Хорошо убранное, чистое помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а в старших группах уже самостоятельно. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры. Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается её красота в детстве и, запечатлённая в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть её прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в окраске заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребёнка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и уметь использовать. Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребёнок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать  дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, лётчиков, учителя, врача не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Всё это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу    для развития творческого воображения, способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты или явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми.  То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, своего дома, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей  с достопримечательностями города, села расширяются. И где бы ни жили дети, старших дошкольников, обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой.  В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание   на  своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся всё более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы, начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц, проспекты и т.д. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к её людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает своё влияние на ум и чувства ребёнка. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место занимают сказки. Высокую оценку дал им А.С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть – поэма». Не всё можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своём является более красочный язык – музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребёнку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убеждён В.А. Сухомлинский. На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников , должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам эстетического и нравственного воспитания. Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в программе «От рождения до школы», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы. Наконец, очень важно качество исполнения произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое восприятия их ребёнком. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребёнка можно и нужно воспитать любовь и интерес к искусству, развить эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетике быта, советует, что читать детям, какие записи и телепередачи смотреть, какую музыку слушать. Добивается, чтобы у каждого ребёнка в семье были все условия для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, книги, игрушки. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать каждый  воспитанный человек.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как решаются задачи эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности".

    Консультация для воспитателей "Как решаются задачи эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности"....

    Значение и задачи музыкального воспитания детей

    Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства ч...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ тема: «Значение и задачи музыкального воспитания детей»

    Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробн...

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...

    Условия, методы и задачи эстетического воспитания младших дошкольников

    Основное содержание данной статьи раскрывает условия, методы и задачи эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста....

    ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействияна человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самыхранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный...

    Значение и задачи музыкального воспитания детей

    Значение и задачи музыкального воспитания детей...