Главные вкладки

    Условия, методы и задачи эстетического воспитания младших дошкольников
    статья (младшая группа) на тему

    Попова Лилия Александровна

    Основное содержание данной статьи раскрывает условия, методы и задачи эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Условия,  методы и задачи эстетического воспитания  младших дошкольников

             Для реализации целенаправленного процесса эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста необходимы определенные условия.  Прежде всего - это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

    Вторым условием и средством выступает искусство: изобразительное, музыка, литература, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия  действительности. Каждый вид искусства ценен для развития личности. В дошкольном возрасте дети более склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью.

    Следующим условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связанна с видами искусств: театрализованные игры, словесно - художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно прикладная практика.

    Все названные выше средства – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

    Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп:

    - Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного.

    - Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности.

     Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания.

    Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в эстетическом развитии.

    Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям:

    - по главной педагогической цели.

    К таким методам относятся:

    1. Упражнение в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды;
    2. Проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям;
    3. Побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

    - по общей и специальной направленности

    1. методы обучения художественной деятельности.

    Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий), словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка);

    1. методы развития художественно-творческих способностей детей.

    Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

    Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании младших дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях,  что создает положительную эмоциональную атмосферу, повышает качество работы и способствует развитию интереса деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности.

    Поскольку в младшем дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо, широко использовать в целях его развития разнообразные игровые приемы:

    1. игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

    2.  песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

    3. демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

    4.  поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

    Таким образом, можно сделать вывод, о том, что эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как решаются задачи эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности".

    Консультация для воспитателей "Как решаются задачи эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности"....

    Доклад на тему: "Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности и их решение".

    Доклад на тему: "Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности и их решение".  Для детей подготовительной группы.Эстетическое воспитание осуществляеется в процессе ознакомления с при...

    "Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников"

    информация предназначена для педагогов, методистов и интересующихся родителей...

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...

    Презентация «Создание образовательной среды для реализации задач художественно – эстетического развития дошкольников в ДОО»

    Данная презентация раскрывает особенности созданной в МАДОУ системы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создание усл...

    Деловая игра «Интеграция задач физического развития дошкольников с задачами формирования у них навыков безопасного поведения»

    Цель: Познакомить педагогов с формами, методами и приемами работы дошкольного учреждения в области интеграции задач физического развития дошкольников с задачами формирования у них навыков безопасного ...