Главные вкладки

    Использование сказкотерапии в сочетании с фитбол – гимнастикой с детьми дошкольного возраста
    методическая разработка по теме

    Ярных Олеся Рауфовна

    Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмо­циональный опыт

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazkoterapiya.docx28.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование сказкотерапии в сочетании с фитбол – гимнастикой с

    детьми дошкольного возраста

    Спустился вечер за окном,

    Затушевал дневные краски,

    Окутал город нежным сном,

    Вновь наступило царство Сказки...

    И мама, отложив заботы,

    За сказкой время забывает,

    И для нее, как в детства годы,

    Волшебный мир вдруг оживает.

    Сон убаюкал малыша,

    Его отважная душа

    Слилась с героем в славном царстве,

    Волшебном, чудном государстве.

    Уснул малыш. Но и во сне

    Он примеряет на себе

    Роль Золушки, Кота, Руслана,

    Жизнь эльфов и царя Салтана.

    Он в Сказке вырастет мудрей

    И духом тверже и добрей.

    Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

    Тот в жизни злым уже не будет!

    Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

    1.  Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

    2.  Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

    3.  Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

    Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

    1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

    2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

    3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;

    а)  мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

    б)  когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

    в)  поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

    Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

    Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.

    Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

    Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

    Сказочные задачи.

    На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

    Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.

    По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику.

    Педагог вместе с детьми садиться на фитбол и начинает рассказывать сказку сопровождая ее движениями, дети повторяют за педагогом.

    Двигательная сказкотерапия для дошкольников.

         В   основе   психологических   игр,   проведенных   с   использованием

     коррекционных мячей,  лежат  все  общеразвивающие  упражнения,  разученные  ранее. Одним из наиболее важных  принципов  в  работе  с  детьми  является  принцип    повторности,    что    объясняется    сниженной    способностью  автоматизировать выученные умения.  Одни и те же упражнения, повторяющиеся  из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и  заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

        Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с  детьми  младшего  дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая  ее выученными ранее  знакомыми  движениями.  Внимание  детей  приковано  к  содержанию сказки,  и  выполнение  упражнений  не  становиться  скучным  и  однообразным повторением.

           Для детей старшего  возраста  фитбол-сказки  могут  использоваться  в

    качестве «бодрящей» гимнастики  после  дневного  сна.  В  момент  просыпания детей в группе, когда дети находятся еще  в  полусонном  состоянии,  педагог предлагает детям прослушать сказку  с  закрытыми  глазами  и  запомнить  ее.

    Такое постепенное пробуждение полезно для  детей,  так  как  быстрый  подъем часто  может  быть  причиной  негативного  настроения.  Сказка  активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и  образов, тем самым, представляя собой один из вариантов  мнемотехники  (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить  и  воспроизвести  весь  рассказ.  В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с  помощью  которой дети выполняют сказку как единый двигательный  комплекс.  Каждое  упражнение требует  предварительного  разучивания   и   многократного   закрепления   в

    свободной деятельности.

           Все сказки отобраны не  случайно,  психокоррекционная  направленность

    сказок подчеркивает значимость  таких  проявлений,  как  доброта,  забота  о

    ближнем, взаимопомощь, дружба  и  доверие.  

           Игры, связанные со сказочными  сюжетами,  характеризуются  не  только

    разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных  игровых ситуациях, что создаёт  большие  возможности  для  проявления  инициативы  и творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации  физических и умственных сил.

    Мы предлагаем веселые упражнения, сказки и забавные игры с использованием удивительных чудо-мячей – фитболов.
    Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного аппаратов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
    Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Вибрация вместе с движением усиливает импульсацию рецепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга. Упражнения верхом на мяче, по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и т.д. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

    Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Существенной стороной влияния физических упражнений, является повышение эмоционального тонуса.

    Каждое занятие условно делится на шесть частей:
    1. Упражнения на основные движения и плечевой пояс.
    2. Упражнения на пластику и гибкость.
    3. Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.
    4. Партерные упражнения.
    5. Активная, прыжковая часть.
    6. Заключительная, импровизационная.
    Все занятия проводятся в игровой форме с использованием различных музыкальных произведений.

    Конспект  занятия по сюжету русской народной сказки

    «Колобок».

    Вариант 1.

    Цель: Укреплять мышцы спины, развивать координацию.

    Материал и оборудование: дуги, кирпичики, массажные коврики, гимнастические палки, фитболы

    Ход занятия:

    В: Сегодня, мы с вами отправимся в гости в сказку.

    Наш герой не любит кушать,

    Лихо песенку поёт,

    Каждого заставит слушать,

    Вокруг пальца обведет.

    Покатился- нет и следа,

    У него румяный бок.

    Обманул он бабу, деда…

    Кто же это? (Колобок)

                 

    Словесное сопровождение

    Движения

    Домик старика и старухи находится далеко                              

    Ходьба с продвижением вперед, с прокатыванием мяча

    Пойдем между камушками

    Ходьба змейкой

    Перешагнем через кочки

    Перешагивание через предметы

    Пришли к домику

    Сели на фитбол

    Утром проснулся дед, вышел из домика, потянулся

    И.п.о.с.

    Поднять руки через стороны вверх, опустить

    Говорит старухе:

    - Испеки, бабка, колобок

    А старуха отвечает:

    - Из чего, муки-то нет

    - А ты по амбарам помети, вот и наберешь

    И.п.

    Ноги на ширине плеч.

    Наклоны вперед.

    Стала старуха колобок лепить

    Приседания с круговыми движениями рук, через стороны

    Испекла.

    Положила на окошко студиться, колобок лежал, лежал и спрыгнул.

    Прыг на дорожку и покатился.

    Прыжки.

    Легкий бег.

    Катится колобок.

    Подлезает под низкие веточки

    Подлезание под дуги.

    Перебирается через поваленные деревья

    Прыжки через гимнастические палки

    Прокатился по узкому мостику

    Ходьба оп доске

    Встретил колобок зайчика

    Зайчик говорит:

    - Колобок, колобок, я тебя съем.

    - Не ешь меня, лучше научи прыгать.

    Прыжки с продвижением вперед.

    Покатился колобок к речке, а там медведь.

    - Колобок, колобок, я тебя съем.

    - Не ешь меня, а покажи, как ходить по-медвежьи.

    Ходьба по массажным коврикам

    Поучился колобок у мишки, и покатился дальше. Встретил лису. А она ему:

    - Колобок, колобок, я тебя съем!

    - Не ешь меня, давай поиграем!

    П/и «Догонялки»

    Поиграл колобок с лисой и покатился к дедушке и бабушке домой.

    Спокойная ходьба

    Список литературы:

    1. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». РЕЧЬ, С.-П. 2002.
    2. Потапчук А.А. , Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей.            Программы диагностики и коррекции нарушений. РЕЧЬ С.-П. 2001
    3. Потапчук А.А. «Лечебные игры и упражнения для детей».РЕЧЬ.С.- П. 2007.
    4. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С.-П. 2009.
    5. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах» изд. РГПУ им. Герцена С-П.2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

    Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

    «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

    «Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

    Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста

    Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи....

    ПРОГРАММА «Фитбол - гимнастика» для детей дошкольного возраста (5-7лет) (Кружковая работа для высокомотивированных детей)

    В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол- гимнастике и фитбол- аэробике уникальны по ...