Модальность. Как мы воспринимаем окружающий мир
план-конспект занятия по теме

Практическое занятие с педагогами

«МОДАЛЬНОСТЬ. Как мы воспринимаем

окружающий мир»

Как мы воспринимаем окружающий мир? Одинаково ли мы его чувствуем и видим? Если все люди разные, то, может быть, мы по-разному воспринимаем окружающую реальность? Как мы это делаем?

Мир вокруг нас - огромный, со множеством звуков, цветов, запахов, ощущений, объектов живых и неживых. Для восприятия этого многообразия нам даны 5 органов чувств: зрение, слух, ощущение, вкус и запах. С их помощью сознание получает информацию о происходящем вокруг нас. Но стимулов много и замечать всё мы просто не в состоянии. В каждый момент времени осознается определенная часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания. Так поступает наше сознание, воспринимая многообразный и необъятный мир вокруг. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира - канал восприятия - то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три:

визуальный (зрительный)- то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);
аудиальный (слуховой) - то, что можно слышать (звуки);
кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» - «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).

У каждого человека есть наиболее удобный для него способ восприятия мира: одни больше любят смотреть, другие -слушать, третьи прожить не могут без того, чтобы не потрогать и не попробовать на язык. Конечно, мы пользуемся всеми тремя каналами, но какой-то один или два для нас основные, более важные. От типа восприятия зависит то, как окружающая действительность представлена в сознании: в виде звуков, образов или ощущений. Давайте попробуем определить ваш любимый канал восприятия с помощью следующего упражнения.

Упражнение. Выполняется в парах. Вы по очереди называете собеседнику слова, а он говорит, как он это представляет. Например: «море» - «звук прибоя, грохот волн, шуршание гальки», «жара на пляже, в воде прохладно, струйки щекотно сбегают по телу», «голубая безбрежная даль, белые облака, желтый песок, люди». Старайтесь называть конкретные предметы, а не абстрактные понятия, слова-существительные, которые легко представить. Постарайтесь понять, каким способом ваш собеседник в основном видит мир.

Вы заметили, что с определенным типом восприятия связаны слова, которые человек употребляет при описании чего-то или когда делится впечатлениями о чем-то. По речи также можно определить канал восприятия. Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п. Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, стон, крик, звуки, разговор, беседовать, тихои т.п. Люди-кинестетики говорят: приятно, мокро, холодно, чувствовать, трогать, касаться, гладкий, колючий, неуютно, боль, двигаться, действовать, напряжение и т.п. Попробуем увидеть это на практике.

Упражнение. Делаем то же, что и в предыдущем упражнении, называем предметы для описания. Но попросим собеседника не спешить, говорить медленнее, а сами попробуем записывать слова, которые он употребляет. Несколько таких записей позволят определить его канал восприятия.

Обсуждение. Сколько среди вас кинестетиков, аудиалов, визуалов? Часто ли встречаются «чистые» типы или много «смешанных» (кинестетик-визуал, визуал-аудиал и т.п.)

В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое: визуалы - 35%, кинестетики - 35%, аудиалы - 5%, смешанный тип - 25%. В США немного иначе: визуалы - 45%, кинестетики - 45%, аудиалы - 5%, смешанный тип - 5%.

Считается, что женщинам более свойственен визуальный канал восприятия, а мужчинам -кинестетический.

А теперь упражнение «высшего пилотажа» для тех, кто настолько хорошо понял особенности различных типов восприятия, что даже может воспринимать мир в любом канале.

Упражнение. Трое добровольцев выходят. Им называют слово. Пусть один опишет это так, как сделал бы это визуал, второй - как аудиал, а третий как кинестетик. Например, комнату можно описать так:

- Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется, что она еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.

-Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.

- Ну ничего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже - хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.

Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать, или слышать, чем ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе. Затем эту тройку сменят следующие участники.

Обсуждение. Трудно ли воспринимать мир из «непривычного» канала? Что помогало переключаться (вспоминал слова, свойственные каждому типу, представлял картинку и т.п.)?

А теперь ответьте на один главный вопрос: в чем секрет эффективного общения; что делает процесс общения приятным, интересным, полезным?

(Обсуждение). Необходимое условие эффективного общения -понимание людьми друг друга. Иногда, когда разговор не получается, вы чувствуете, будто говорите на разных языках. В основном, такое ощущение возникает, когда собеседники не понимают точку зрения другого человека: каждый говорит о своем, видит ситуацию со своего бока. Но существенно затруднять процесс общения, буквально создавая иллюзию «разговора на разных языках», может то, что вы общаетесь по разным каналам восприятия. Например:

- вы рассказываете знакомому, как хорошо было в лесу: «Всё такое зеленое, солнышко ярко светит, белые стволы березок сверкают - красота!», а он: «Да что березки, когда сыро и комары грызут, вот шашлычок на костре - это вкуснотища!». Ясно, что вы видите один и тот же лес совершенно по-разному: вы - визуал, а знакомый - кинестетик. Вы можете почувствовать, что он вас не понимает, но, распознав по словам его канал восприятия, увидите, что восхищаетесь вы оба одним и тем же (прелестью леса), только по-разному. Следовательно - понимаете друг друга.

- часто можно услышать: «Нет, ты посмотри на это!», а в ответ: «Да ты только послушай!»; понятно, что такое общение визуала с аудиалом будет затруднено, если не приложить усилий по «переводу» слов в понятный для собеседника канал;

- в деловом разговоре можно битый час рассказывать партнеру о «блестящих перспективахразвития нашего бизнеса», строить «радужные планы совместной работы» и предлагать «посмотреть на это с вашей точки зрения». Если он - визуал, как и вы, то, скорее всего, сделка закончится подписанием договора. Если же он, к примеру, кинестетик, то подобная речь не вызовет никакого эмоционального отклика, он даже не совсем поймет, что имеется в виду; с ним надо разговаривать на «его языке»: «Мы могли бы в теплойзадушевной атмосфере при прямом контакте обсудить возможности нашего более тесного сотрудничества».

То есть, для достижения взаимопонимания в общении очень важно говорить с собеседником на понятном ему языке, в частности - в его канале восприятия, или хотя бы знать его тип восприятия, чтобы понимать, что он имеет в виду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

МОДАЛЬНОСТЬ

Как мы воспринимаем окружающий мир? Одинаково ли мы его чувствуем и видим? Если все люди разные, то, может быть, мы по-разному воспринимаем окружающую реальность? Как мы это делаем?

Мир вокруг нас — огромный, со множеством звуков, цветов, запахов, ощущений, объектов живых и неживых. Для восприятия этого многообразия нам даны 5 органов чувств: зрение, слух, ощущение, вкус и запах. С их помощью сознание получает информацию о происходящем вокруг нас. Но стимулов много и замечать всё мы просто не в состоянии. В каждый момент времени осознается определенная часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания. Так поступает наше сознание, воспринимая многообразный и необъятный мир вокруг. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира — канал восприятия — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три:

— визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);
— 
аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки);
— 
кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).

У каждого человека есть наиболее удобный для него способ восприятия мира: одни больше любят смотреть, другие — слушать, третьи прожить не могут без того, чтобы не потрогать и не попробовать на язык. Конечно, мы пользуемся всеми тремя каналами, но какой-то один или два для нас основные, более важные. От типа восприятия зависит то, как окружающая действительность представлена в сознании: в виде звуков, образов или ощущений. Давайте попробуем определить ваш любимый канал восприятия с помощью следующего упражнения.

Упражнение. Выполняется в парах. Вы по очереди называете собеседнику слова, а он говорит, как он это представляет. Например: «море» — «звук прибоя, грохот волн, шуршание гальки», «жара на пляже, в воде прохладно, струйки щекотно сбегают по телу», «голубая безбрежная даль, белые облака, желтый песок, люди». Старайтесь называть конкретные предметы, а не абстрактные понятия, слова-существительные, которые легко представить. Постарайтесь понять, каким способом ваш собеседник в основном видит мир.

Вы заметили, что с определенным типом восприятия связаны слова, которые человек употребляет при описании чего-то или когда делится впечатлениями о чем-то. По речи также можно определить канал восприятия. Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п. Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, стон, крик, звуки, разговор, беседовать, тихои т.п. Люди-кинестетики говорят: приятно, мокро, холодно, чувствовать, трогать, касаться, гладкий, колючий, неуютно, боль, двигаться, действовать, напряжение и т.п. Попробуем увидеть это на практике.

Упражнение. Делаем то же, что и в предыдущем упражнении, называем предметы для описания. Но попросим собеседника не спешить, говорить медленнее, а сами попробуем записывать слова, которые он употребляет. Несколько таких записей позволят определить его канал восприятия.

Обсуждение. Сколько среди вас кинестетиков, аудиалов, визуалов? Часто ли встречаются «чистые» типы или много «смешанных» (кинестетик-визуал, визуал-аудиал и т.п.)

В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое: визуалы — 35%, кинестетики — 35%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 25%. В США немного иначе: визуалы — 45%, кинестетики — 45%, аудиалы — 5%, смешанный тип — 5%.

Считается, что женщинам более свойственен визуальный канал восприятия, а мужчинам — кинестетический.

А теперь упражнение «высшего пилотажа» для тех, кто настолько хорошо понял особенности различных типов восприятия, что даже может воспринимать мир в любом канале.

Упражнение. Трое добровольцев выходят. Им называют слово. Пусть один опишет это так, как сделал бы это визуал, второй — как аудиал, а третий как кинестетик. Например, комнату можно описать так:

— Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется, что она еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.

— Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, чтоговоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.

— Ну ничего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже — хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.

Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать, или слышать, чем ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе. Затем эту тройку сменят следующие участники.

Обсуждение. Трудно ли воспринимать мир из «непривычного» канала? Что помогало переключаться (вспоминал слова, свойственные каждому типу, представлял картинку и т.п.)?

А теперь ответьте на один главный вопрос: в чем секрет эффективного общения; что делает процесс общения приятным, интересным, полезным?

(Обсуждение). Необходимое условие эффективного общения — понимание людьми друг друга. Иногда, когда разговор не получается, вы чувствуете, будто говорите на разных языках. В основном, такое ощущение возникает, когда собеседники не понимают точку зрения другого человека: каждый говорит о своем, видит ситуацию со своего бока. Но существенно затруднять процесс общения, буквально создавая иллюзию «разговора на разных языках», может то, что вы общаетесь по разным каналам восприятия. Например:

— вы рассказываете знакомому, как хорошо было в лесу: «Всё такое зеленое, солнышко ярко светит, белые стволы березок сверкают — красота!», а он: «Да что березки, когда сырои комары грызут, вот шашлычок на костре — это вкуснотища!». Ясно, что вы видите один и тот же лес совершенно по-разному: вы — визуал, а знакомый — кинестетик. Вы можете почувствовать, что он вас не понимает, но, распознав по словам его канал восприятия, увидите, что восхищаетесь вы оба одним и тем же (прелестью леса), только по-разному. Следовательно — понимаете друг друга.

— часто можно услышать: «Нет, ты посмотри на это!», а в ответ: «Да ты только послушай!»; понятно, что такое общение визуала с аудиалом будет затруднено, если не приложить усилий по «переводу» слов в понятный для собеседника канал;

— в деловом разговоре можно битый час рассказывать партнеру о «блестящих перспективахразвития нашего бизнеса», строить «радужные планы совместной работы» и предлагать «посмотреть на это с вашей точки зрения». Если он — визуал, как и вы, то, скорее всего, сделка закончится подписанием договора. Если же он, к примеру, кинестетик, то подобная речь не вызовет никакого эмоционального отклика, он даже не совсем поймет, что имеется в виду; с ним надо разговаривать на «его языке»: «Мы могли бы в теплойзадушевной атмосфере при прямом контакте обсудить возможности нашего более тесного сотрудничества».

То есть, для достижения взаимопонимания в общении очень важно говорить с собеседником на понятном ему языке, в частности — в его канале восприятия, или хотя бы знать его тип восприятия, чтобы понимать, что он имеет в виду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам и родителям по учету доминантной сенсорной модальности ребенка

Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит воспитателю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний. Таким образом, можно значительно повысить эффект...

«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»

Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии. Решение пробле...

Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников

Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников...

Общие и модально-неспецифические закономерности развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138422","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"382","width":"480"}}]]...

Информационно-методический материал.Как воспринимают окружающий мир люди с нарушением зрения.И.В.Бородай.Барнаул,2017г.

1).Алтайская специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих.Информационно-методический материал по теме:"Как незрячие воспринимают мир".Текст./КГКУ АКСБ;сост.И.В.Бородай.-Барнаул,...