ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
статья по теме

Агафонова Наталия  Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agafonova_n.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Н.Ю.,

           воспитатель  дошкольного отделения

 МС(к)ОУ  VIII вида КГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

          Дошкольное учреждение и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

 Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка с ОВЗ, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей,  которое достигается в том случае,  если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,
  • Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
    семье на основе учета их интересов и способностей,
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
    на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Задачи:

- обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;

- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;

- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

- расширить спектр средств и способов работы с родителями.

Формы работы с родителями:

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в «Школе здоровья». Вот примерная тематика   встреч:

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач образовательного учреждения и семьи»

«Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

«Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.

«К здоровью без лекарств!»

«Правильное питание – залог здоровья!»

«Спорт и ребенок»

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

«Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью»

      Одной из важнейших форм взаимодействия  является индивидуальная работа с каждым родителем.
В самом начале важно изучение семейной микросреды, условий по организации жизни ребенка в семье. Для этого в дошкольном учреждении проводится опрос родительского мнения по вопросам здорового образа жизни с помощью анкеты "Здоровье семьи". Однако анкета не дает возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи и ребенка, поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Посещение позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Индивидуальные беседы и консультации позволяют воспитателю наладить контакт с родителями, побуждают родителей серьезно присмотреться к своим детям, задумываться над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи. Регулярно проводятся беседы воспитателей с родителями и индивидуальные консультации по здоровьесбережению: "Организация закаливания детей", "Рациональное питание", "Режим дня", "Одежда ребенка",т.п.

По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов". Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям с ОВЗ стать истинно здоровыми.

Литература

  1. Арнаутова, Е.П.  Педагог и семья [Текст]. -  М., 2001.
  2. Глебова, С.В.  Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия[Текст]. -  Воронеж, 2007
  3. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]. -   М., 2005
  4. Зверева, О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
    общению с родителями [Текст] //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100-110.
  5. Кулик, И.,  Сергиенко, Н.Н. Школа здорового человека [Текст]. - М., 2006
  6. Осокина, Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни [Текст] // Инструктор по физической культуре.- 2008.- № 1.- с.92-97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

Формы взаимодействия детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей.

Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всег...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей

В статье перечислены как традиционные, так и нетадиционные формы работы с родителями по сохранению и укрелению здоровья детей...

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не даст положительных ре...

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...