Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Мишина Галина Викторовна Балабина Татьяна Михайловна

о создании эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста

Все мы конечно знаем, что определяющими факторами развития наших детей являются генетика и среда,  в которой воспитывается ребенок. К сожалению, мы педагоги, ставящие перед собой цель обеспечить психофизическое благополучие ребенка, повлиять на генетическую предрасположенность не в силах, а вот учитывать возможности среды – это одна из главных наших задач.   В исследовании английского  психолога Д. Шаттлеворт  говорится о том,  что  развитие ребенка на  64 % определяет наследственность. Следовательно-  влиянию среды отводится 36%. Таким образом мы видим, что более чем 30% развития ребенка- зависит от нас- окружающих ребенка взрослых.

Учитывать возможности среды - значит принимать во внимание: свойства среды (как и в чем посредствует она субъекту развития, что и как опосредует в развивающейся личности, как влияет в психо-физиологическом, социальном, моральном планах их развития); качества среды, от которых зависит ее способность влиять на процесс развития детей; потенциальные возможности среды.[1]

Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Под средой понимается все то, среди чего находится субъект развития в окружающем его мире. 

Исследуя среду, ученые по-разному определяли ее воспитательный потенциал: среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляет целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).

Определяющими теоретической  платформой  в создании развивающей среды в нашей группе является синтез таких психолого- педагогических разработок, как:

  • Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект);
  • Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста Максимовой  Л.А.;
  • Подходы к современной предметно-развивающей среде в группах раннего возраста  Павловой  Л. Н. (Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца).

Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды говорят нам о том, что «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования[2].

При создании предметной развивающей среды мы руководствуемся следующими принципами[3]:

  • полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
  • вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты;
  • принципа интеграцииобразовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Точка зрения на создание эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста Л.А.Максимовой[4] заключается в том, что организуя среду дошкольного учреждения, необходимо создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды. То есть такой среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.   Под эмоционально развивающей средой автор понимает совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку, создающих соответствующий эмоциональный настрой, активизирующих развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста-основы полноценного развития и самоактуализации личности. Для нас  также представляют интерес исследования Е.В. Коротаевой[5],  в которых уточняется, в чём заключается различие «предметно-развивающей среды и «эмоционально-развивающей среды» В понятии «предметно-развивающая среда» речь идёт о средствах достижения цели: развитие ребёнка происходит через окружающие предметы, в предметной деятельности. В то время как в понятии «эмоционально-развивающая среда» приоритетна основная цель-развитие эмоциональной сферы ребёнка, которая в раннем дошкольном детстве является доминантной. Л.С. Выготский подчёркивал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».

В своих исследованиях Л. Павлова говорит нам о том,что именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни!). В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика — отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность, т.е. все виды рецепций (восприятия). Таким образом окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих[6]:

• развивающего общения ребенка со взрослым;

•развивающей предметно-пространственной и игровой среды;

• развивающих видов детских деятельностей.

По мнению Павловой  при оформлении группового помещения для маленьких необходимо соблюдение целого ряда определенных правил, среди которых:

  • Правильное цветовое решение группового пространства;
  • Учёт возрастных и гендерных принципов в  организации развивающей среды;
  • Учёт принципа обобщения и интеграции представлений как одной из задач развивающей среды;
  • Логичность выстроенных  комплексов.

Ранее перечисленные педагогические теории несколько по- разному,  говорят нам об одном и том-же как в современных условиях эффективно организовать развивающее пространство  в группе для детей 2-3 лет.

Таким образом,  целью нашей работы стало обеспечение  реализации  основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей через создание  оптимально насыщенной  целостной  и  многофункциональной трансформирующейся  среды группы раннего возраста.


[1]Майнулов, Ю.С. Средовый подход в воспитании: к определению понятия / Ю.С. Манулов // Воспитательная системы массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. С. 98-110.

[2] Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( проект)

[3] Тот же.

[4]Максимова, Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук / Л.А. Максимова. – Екатеринбург: [б.и.], 2007. – 21 с

[5]Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: монография / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, УрГПУ, 2007. – 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

Подходы к созданию развивающей среды в группах раннего возраста

о создании эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Материалы и условия необходимые для организации предметно-развивающей среды в младшей группе...

Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возраста

Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возрастаКак бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возрастных особенност...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

"Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста"

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда об...