Развивающая предметная среда на примере 2 младшей группы.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Кобзева Евгения Владимировна

Развивающая предметная среда

Оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития.

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества.

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания,

4. Принцип надежности и безопасности,

5. Принцип гигиенического соответствия,

6. Принцип эргонометрического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни.

7. Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта.

8. Принцип гарнитуры

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели.

9. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования

10. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью

Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.

Программа «Детство»

ЦЕЛИ

  1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению умственные способности и речь.
  3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.

Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить».

Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает:

- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;

- учет половых особенностей и предпочтений детей;

- направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми;

- стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению

Наше общеобразовательное учреждение работает по программе «Детство».  На примере своей второй младшей группе мне бы хотелось продемонстрировать: как можно организовать предметно развивающую среду:

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно- развивающая среда в первой младшей группе

Письменная характеристика предметно - развивающей среды в первой младшей группе...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы

В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6  мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...

Развивающая предметно-пространственная в первой младшей группе

В нашей группе развивающая среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:•- содержательно ...

Модель развивающей предметной среды в в старшей группе

Модель развивающей предметной среды в в старшей группе...

Презентация на тему "Предметная среда во второй младшей группе".

2 младшая группа для многих детей - это первый опыт вхождения в неизвестный мир сверстников и взрослых, которые остаются с детьми вместо мам и бабушек. Как важно, чтобы этот непривычный мир оказался д...

Аналитическая справка по созданию развивающей речевой среды в первой младшей группе

Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.Ранний возраст...