Что такое интонация? Давайте познакомимся!
статья по теме

Функции и компоненты интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Функции и компоненты интонации43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое интонация?  Давайте познакомимся!

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

Интонация представляет собой один из важнейших компонентов языка. Вместе с тем она является и неотъемлемой составной частью речевой деятельности, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. «Интонацию в совокупности с ударением называют еще просодической системой языка» (Цейтлин, 2000). Просодическая система языка относится к области нелинейных (супрасегментных) звуковых единиц (в отличие от линейных - сегментных). Если сегментные единицы непосредственно реализуют функцию смыслоразличения (дистинктивную), то супрасегментные, прежде всего, обеспечивают структурную организацию первых в рамках единств более высокого порядка (слогов в структуре слов, слов в структуре синтагмы и т. д.).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

Таким образом, по мнению В. Б. Касевича и Е. М. Шабельниковой (1979), основной функцией супрасегментных единиц может быть названа конститутивная. При этом авторы не отрицают наличие конститутивной функции и у сегментных единиц, которая, однако, отличается от таковой, характерной для супрасегментных единиц. В.Б. Касевич и Е.М. Шабельникова предлагают рассматривать конститутивные функции двоякого рода: собственно конститутивную («строящую»), свойственную сегментным единицам, и организующую, характерную для супрасегментных средств, которые «как бы накладываются на сегментные, линейные, организуя их» (Цейтлин, 2000).

С интонации начинается речь ребенка. В дословесный период, который считается подготовительным к речевой деятельности, просодическая сторона языка напрямую связана с его эмоционально-экспрессивным аспектом, играющим в данный период ведущую роль.

Интонация передает разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации и т. д.

Ошибочно было бы считать, что разнообразные сведения, извлекаемые человеком в своей речевой практике из просодических характеристик (интонации), являются функциями интонации. Признавая функцией «данного языкового средства... его предназначенность для передачи соответствующей языковой категории» (Зиндер, 1978), следует помнить, что передаваемая интонацией информация о личности говорящего, о принадлежности его к какому-либо языковому коллективу функцией интонации не является (М. В. Давыдов). «...Хотя мы по интонации можем узнать знакомого нам человека и определить его эмоциональное состояние (например, спокоен ли он или взволнован), это к функциям интонации не относится» (М. В. Давыдов).

Поэтому под лингвистическими функциями интонации мы будем понимать только те, которые связаны с передачей определенных языковых категорий. В передаче этих языковых категорий просодические средства используются наряду со средствами лексико-грамматическими. Между ними существует связь, которая в той или иной мере подчиняется «закону замены», сформулированному А.М. Пешковским (1930). Однако это взаимодействие и возможность «замены» одних средств другими не умаляет роли интонации в речевой коммуникации. Именно интонация «делает» предложение, содержащее императив, приказом или просьбой. Она же способна превратить в приказ или просьбу любое слово и любую грамматическую конструкцию. Интонация способна изменять до неузнаваемости значение слова. Так, ироническая или осуждающая интонация «переводит» слова с положительной коннотацией в их противоположность (Бондарко Л.В., Вольская Н.Б., Кузнецов В.И., Светозарова Н.Д., Скрелин П.А., 2000).

Говоря о функциях интонации, необходимо отметить, что в вопросе о выделении и характеристике функций интонации больших разногласий не существует. Разные позиции отмечаются лишь при рассмотрении языкового статуса тех или иных функций. В специальной литературе можно найти различные «наборы» функций интонации, существенно различающиеся в количественном отношении: от констатации единственной коммуникативной функции (к которой иногда добавляют эмоциональную) до перечисления целого ряда функций. Например, способность членить поток речи на предложения, организовать связь между ними, членить предложения на синтагмы, характеризовать их как конечные или неконечные (Л.Р. Зиндер). В качестве основной функции интонации современная лингвистика признает ее способность превращать назывные единицы языка (слова и словосочетания) в единицы коммуникативные (высказывания).

Мы придерживаемся понимания системы основных языковых функций интонации, разработанной Н.Д. Светозаровой. В ее работах эта система представлена как трехчастная, включающая в себя членение, оформление и выделение.

Членение предполагает разделение некой последовательности слов паузами, оформление каждого получившегося отрезка изменениями просодических характеристик, что способствует установлению связей между этими отрезками даже при отсутствии их грамматического выражения. «В естественной речи объединение и членение происходит в строгом соответствии со смыслом передаваемого сообщения и обычно не противоречит семантическим и синтаксическим связям слов, однако именно интонационное членение и объединение выявляет и конкретизирует эти связи, при этом интонация обладает способностью отменить (или ослабить) синтаксически выраженные связи или создать связи, грамматически однозначно невыраженные» (Н.Д. Светозарова 1982).

Интонационное членение и объединение осуществляется на различных уровнях. В связи с этим допустимо говорить об определенной интонационной цельности текста, о фоноабзацах, о членении их на фразы, а их, в свою очередь, на синтагмы. Получившиеся при членении некой последовательности слов отрезки могут быть различно оформлены (по тону -нисходящий, нисходяще-восходящий и др.; по темпу — относительно быстрый, замедленный и т. д.).

Различное оформление единиц членения (прежде всего, фраз и синтагм) обеспечивает передачу чрезвычайно значимой в коммуникативном отношении информации, которая традиционно выражается противопоставлением коммуникативных типов высказываний независимо от членения в длинных и коротких, расчлененных и нерасчлененных высказываниях. Не существует высказывания, лишенного интонационного оформления и коммуникативно-эмоционального типа (Э.А. Нушикян 1986). Объединение коммуникативного (в узком смысле этого слова) и эмоционального аспектов может вызвать возражения, поскольку в выделении эмоционального аспекта есть своя логика. Однако мы придерживаемся точки зрения, согласно которой нет принципиального различия между передачей противопоставления по цели высказывания и эмоциональными типами высказывания. И в том и в другом случае «...интонация выступает в качестве средства оформления высказывания как целого (независимо от его размера и структуры) и парадигматического противопоставления его другим типам высказываний» (Э.А. Нушикян 1986).

Если высказывание содержит не одно, а несколько знаменательных слов (а значит и понятий), его интонационная структура характеризует одновременно и его цельность, и его смысловую расчлененность. Это обеспечивается функцией интонации, называемой выделением, функцией выражения отношений между элементами целого через акцентирование этих элементов. Таким образом, при одном и том же типе членения и оформления разные высказывания могут противопоставляться с помощью выделения различных слов и характера этого выделения.

Характеристика звуковых средств, использующихся в сфере интонации (компонентов интонации), с точки зрения их физиологической, акустической природы и восприятия приводится в работах многих исследователей (В.А. Артемова, Л. В. Бондарко, Л.А. Вербицкой, Л.Р. Зиндер, Е.А. Брызгуновой, Н.Д. Светозаровой, А.К. Цеплитис и др.).

Большинство отечественных ученых традиционно понимают русскую интонацию как комплекс средств (в отличие от зарубежных исследований, сводящих интонацию преимущественно к ее высотному компоненту — мелодике).

Комплекс просодических средств, выступающих в качестве плана выражения интонации, составляют мелодика, длительность, темп, интенсивность, пауза, просодический тембр. Степень участия в оформлении высказывания каждого из перечисленных компонентов различна. Мы же рассматриваем интонацию как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Основным компонентом интонации принято считать мелодику, или изменение во времени частоты основного тона голоса, воспринимаемое как изменение мелодической высоты. Этот компонент интонации «многомерен», так как включает в себя: «...направление изменения высоты тона (восходящий, нисходящий, ровный, а также различные комбинации); общий диапазон этого изменения (узкий, широкий); интервалы отдельных мелодических движений (большие, малые); высотный уровень (низкий, высокий, средний), на котором (которых) он реализуется; скорость изменения высоты (или крутизна подъема или падения тона); соотношение изменений тона с сегментным составом высказывания» (Э.А. Нушикян 1986).

В сложной структуре мелодического контура можно выделить его ядро (центр), характеристики которого в наибольшей степени определяют интонационный тип фразы. Рассматривая мелодику как важнейший компонент интонационных средств, можно утверждать, что она участвует в реализации всех трех функций интонации, указанных выше, причем в каждой из них по-своему.

Выделение элементов высказывания, передающих новую и значимую информацию, осуществляется посредством тщательного и более медленного произнесения по сравнению с другими элементами. Кроме этого, замедление темпа к концу интонационной единицы сигнализирует о ее завершенности. Длительность, темп как компоненты интонации характеризуют «относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой» (Зиндер, 1979). Наряду с основным (общим) использованием признака длительности в русском языке отмечается и его локальное употребление в качестве компонента фразового ударения.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание) (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

Характеризуя интонационный темп, А.К. Цеплитис, отмечает, что его эффект «создается не только временными отношениями сегментов в речевом сигнале, но и иными явлениями (психическими, конситуативными)» (Цеплитис, 1974). Вслед за Н.И. Кравцовым автор двояко рассматривает функции темпа: как асемантическое и семантическое средства. Как асемантическое средство темп может быть конститутивным (свойственным языку или его формам), ситуативным (зависящим от элементов ситуации), индивидуальным (являющимся привычным и наиболее удобным для говорящего). Как семантическое средство интонационной темп имеет следующие значения: интеллектуальное (характеризует степень важности речевого отрезка и не зависит от синтаксической конструкции высказывания); эмотнвное (характеризует эмоциональное состояние человека); изобразительное (возникаем в тех случаях, когда необходимо отразить в речи скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий).

Анализируя понятие интонационного темпа с точки зрения его семантики, мы склонны согласиться с мнением А.К. Цеплитиса, что в основном семантика темпа «связана со степенью важности содержания высказывания и с изображением скорости некоторых событий и действий. Роль темпа при выражении эмоций представляется второстепенной» (Цеплитис, 1974).

Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания, функцией составляющих его слов. Служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди последних медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку. Понятие темпа как компонента интонации следует отличать от понятия темпа речи. Темп речи, являясь индивидуальной характеристикой говорящего, определяется стилем произношения, обусловленного ситуацией общения. Темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы», и «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов удерживать его на постоянном уровне» (Чистович Л.И., Кожевников В.А., Алякринский В.В., 1965).

Динамический (энергетический) компонент интонации (интенсивность) во многом соотносится с темпоральными средствами: важное, новое произносится с большей интенсивностью, менее важное и уже известное — с меньшей. Интенсивность (или сила звука) характеризуется как плотно потока звуковой энергии. В специальной литературе им описание различных форм интенсивности в зависимость уровня, направления и характера изменения. Так, С. Волконский (1913) различает шесть форм интенсивности с точки зрения направления ее изменения: уменьшение, увеличение, уменьшение с последующим увеличением, увеличение с последующим уменьшением, постоянный уровень, многократное уменьшение и увеличение.

По характеру изменения интенсивности выделяют три формы: эффузивную, характеризующуюся равномерной напряженностью абдоминальных мускулов, обеспечивающую спокойный, равномерный, постепенный выдох; экспульсивную, для которой характерно кратковременное, энергичное напряжение абдоминальных мышц и вследствие этого выдох оказывается оборванным, кратким; эксплозивную, когда абдоминальные мышцы напрягаются чрезмерно, прерывисто, создавая краткие пульсации выдоха.

Такой же подход в определении форм интенсивности представлен и в исследовании М. В. Давыдова (1965), который по характеру интенсивности выделяет резкий, плавный, ровный, а по уровню интенсивности - средний, высокий и низкий. Кроме того, Т. М. Николаева (1969) предлагает учитывать еще и направления движения интенсивности: восходящие и нисходящие.

Основной функцией интонационной интенсивности является семантическая - изменение интенсивности сегмента, выражающее часть содержания высказывания, выделение говорящим той его части, «которую он хочет особенно подчеркнуть» (Мурашева Е.И. 1961).

Анализ лингвистической литературы позволяет выделить три значения интонационной интенсивности: интеллектуальное, волюнтативное, эмотивное. Интеллектуальное значение - значение относительной важности содержания какого-либо сегмента высказывания: в более значимых сегментах интенсивность увеличивается, в менее значимых уменьшается. Волюнтативное значение достигается повышением уровня интенсивности высказывания, содержащего побуждение. Эмотивное значение характеризует изменение интонационной интенсивности под влиянием эмоционального состояния.

Таким образом, интенсивность интонации, как и ее длительность, в большей степени обеспечивает интонационное членение, передачу типа связи единиц членения, в меньшей - оформление интонационного типа высказывания.

Можно выделить любую часть высказывания. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением. Средствами выражения логического ударения являются усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога, тембр. Логическое ударение (в отличие от синтагматического) никак не связано с синтаксической структурой языка, местом во фразе, так как может выделять в синтагме по смыслу любое слово или ритмическую группу, выражая различные смысловые оттенки. В зависимости от коммуникативной ситуации оно может быть утвердительным, вопросительным (вопрос без вопросительного слова), побудительным, восклицательным.

Фонетически как некое целое, независимо от его длительности, должно быть оформлено не только речевое высказывание, но и слово. Фонетическое единство слова достигается за счет выделения ударением одного из слогов. Слоги, входящие в состав слова, произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и спад силы звучания. Выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного его произнесения составляет основу словесного ударения, которое является одним из признаков самостоятельного слова. Оно определяется «как выделение теми или иными фонетическими средствами одного слога из цепи слогов, образующих слово» (Давыдов, Магидова, 1980). С традиционной точки зрения, словесное ударение в русском языке является силовым (его отличительное свойство — сила или громкость звука, с помощью которой выделяется ударный слог) (Г.П. Торсуев 1956). В русском языке словесное ударение нестабильно. Оно может акцентировать различные по счету слоги от начала или конца слова. При изменении формы слова ударение может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Место ударения в сочетании с количеством слогов создает определенный ритмический контур.

«Ударение как просодическая модель целого слова в синтагматическом плане представляет контраст "ударность — безударность". Фонологическое содержание такого контраста заключается в том, что ударение создает функциональную зависимость между частями слова. Единство компонентов синтагматического слова достигается через их контраст как способ организации их в структурное целое» (Федянина Н.А. 1982). Ударение определяет также и структуру соединения слогов в слове. Н. И. Жинкин (1958) отмечает «отставку» ударного слога, т. е. обособление его относительными паузами. Ударение в слове, как и любое явление языка, представляет собой единство звуковой структуры и языкового значения. Поэтому возможности восприятия ударения обусловливаются не только отдельными физическими свойствами (частота колебания голосовых связок, характеристика тона и обертонов, интенсивность, время звучания, причем интенсивность менее существенна, чем длительность), лежащими в основе ударения, но и фонетическими, лексическими и другими особенностями языка. И. С. Селезнева пишет: «...При восприятии слова существенным в выделении одного из слогов является, помимо его физических свойств, лексическое значение слова, благодаря которому восприятие данного комплекса приобретает иной характер по сравнению со... звукорядом. В то время как... "звукоряд"... воспринимается как некоторая сумма звуковых единиц, слово воспринимается как целое, в котором значение и звучание представлены в единстве. Узнавание слова определяет и восприятие звукового облика этого слова, а следовательно, и ударение. Выделенным воспринимается преимущественно тот слог, ударность которого составляет неотъемлемый признак данного слова как значимой лексической единицы и поэтому закреплена за этим словом предшествующим речевым опытом» (Селезнева И.С. 1961)

Таким образом, разумно предположить, что лексическое значение слова может играть решающую роль при восприятии ударения. Учитывая фонетически организующую роль русского словесного ударения, выделяют его основные функции с подфункциями:

1) словопознавательная: дифференциально-опознавательная, интегрально-опознавательная;

2) социально-характеризующая: диалектно-характеризующая; просторечно-характеризующая; профессионально-характеризующая;

3) прагматическая: эмоционально-регулятивная, оценочно-регулятивная, эстетическая (Г. М. Богомазов).

Наиболее значимой является словопознавательная функция, поскольку именно она обеспечивает процесс коммуникации. Другие функции проявляются в этом процессе лишь при определенных условиях.

Ударение в русском языке рассматривается не только на уровне фонологического, но и на уровне морфологического анализа слова. Русское ударение играет важную роль не только в синтагматическом, но и в парадигматическом существовании слова. При таком подходе слова выступают, прежде всего, как грамматические единицы, а не как единицы словарного состава языка. Поэтому место ударения в словоформе определяется в процессе членения ее на морфемы: «...Прежде чем установить место ударения в русском языке, следует определить ударную морфему в пределах слова и лишь после этого слог в пределах этой морфемы» (Курилович Е. 1962). В рамках такого рассмотрения проблемы словесного ударения соотношение ударения со слоговым контуром слова является вторичным по отношению к морфемному ударению.

Принимая во внимание эту точку зрения, мы ограничимся рассмотрением ударения как просодической модели целого слова в синтагматическом плане, т. е. на уровне фонологического анализа, и рассмотрим особенности его словопознавательной функции. (Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова 2006.).

В русском языке произношение логически выделенного слова сопровождается увеличением внутриглоточного давления, возрастанием частоты основного тона и длительности логически выделенного слова.

Ударение относится к области акцентуации, в связи с чем, на уровне синтагмы в лингвистической литературе часто упоминаются два вида ударений: синтагматическое, или фразовое, под которым понимается усиленное ритмическое ударение в конце синтагмы (Е.А. Брызгунова 1968, И.А. Фигуровский 1969), и логическое. Логическое ударение реализуется на уровне синтагмы (причем, когда оно находится на последнем слове синтагмы, то совпадает с синтагматическим). В некоторых исследованиях «фразовое ударение» и «логическое ударение» отождествляются. Это происходит тогда, когда имеет место смещение, сдвиг интонационного центра высказывания, который обычно располагается в конце звучащего отрезка. В подобных случаях инвентарь интонационных синтаксических понятий сводится в сущности к одному ударению с двумя названиями: «...если ударение располагается на своем "правильном" месте, оно называется нейтральным, нормальным, фразовым; если же оно покидает это место, то называется логическим, контрастным... что означает наличие противопоставления и/или эмоциональности» (Николаева Т.М. 1979).

В каждой синтагме есть одно логическое ударение. Основное значение логического ударения состоит в большей степени выразительности одного слова синтагмы по сравнению с другими. Второстепенным является «значение противопоставления или значение номинации (последнее значение проявляется тогда, когда посредством логического ударения выделяется наиболее важное слово без сопоставления его содержания с содержанием какого-либо другого слова...) и эмфаза или эмоциональность» (Цеплитис А.К. 1974).

Эмфатическое ударение всегда выступает как средство логического и одновременно эмоционально-экспрессивного выделения слова. Эмфатическое ударение - это ударение «прежде всего эмоциональное — оно служит выражением чувства» (Попов П.С. 1961).

Мы рассматриваем логическое ударение как явление, относящееся к группе явлений акцентуации, служащих для выделения тех или иных сегментных единиц в речевом потоке.

В оформлении высказывания важную роль играет пауза, которая употребляется в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка. «Пауза акустически означает прекращение звука, физиологически - прекращение артикуляции» (Зиндер Л.Р. 1979). Таким образом, пауза выполняет как лингвистическую, так и физиологическую функции. Основная лингвистическая функция паузы передача смыслового членения высказывания и характера связи между его элементами. Физиологической функцией паузы служит остановка для «перевода» дыхания в процессе речи. Имеются в виду так называемые «дыхательные паузы», возникновение которых обусловлено необходимостью сделать вдох для удовлетворения физиологических потребностей и для поддержания оптимального подскладочного давления в процессе речи.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

Паузы различаются по продолжительности. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависят от общего темпа речи и границ синтагмы. Паузы, отделяющие друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие законченные предложения. Самые короткие паузы связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса в тот период, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. Эффект паузы — перерыв в речевом сигнале — достигается тремя способами: «...прекращением на некоторое небольшое время сигнала, т. е. уменьшением интенсивности до нуля; резкими изменениями мелодии, темпа, интенсивности сигнала (не доходящих до нуля); стыком двух относительно самостоятельных по содержанию сочетаний слов...» (Цеплитис А.К. 1974).

Семантической или интонационной является пауза, обозначающая границы группы слов или указывающая на эмоциональное состояние говорящего. Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что интонационная пауза обладает интеллектуальным и эмотивным значением. Указание на границу группы слов связывают с интеллектуальным значением паузы (интеллектуальная пауза), на эмоциональное состояние - с эмотивным значением (эмотивная пауза). Следует отметить, что «в чистом виде эмотивная пауза встречается между словами синтагмы», причем она «не влияет на общий интонационный строй синтагмы...», обычно «она "совмещается" с интеллектуальной» (Цеплитис А.К. 1974).

Мы придерживаемся понимания паузы, принятого в теории интонации, где пауза рассматривается как собственно перерыв в звучании, так и воспринимаемый перерыв речевого потока, возникающий вследствие изменения других компонентов интонации (мелодического, темпорального, динамического).

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев. Одним из компонентов интонации, служащим только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр. Вопрос о рассмотрении в структуре интонации такого компонента, как тембр в современной лингвистике относится к спорным (Т.Г. Медведева 1984). Просодический тембр включают в сферу интонации далеко не все авторы.

По нашему мнению, тембр - это полноправный компонент интонации, богатейшие различительные возможности эмоциональной речи во многом связаны со спецификой просодического тембра. Тембр рассматривается интонологами неоднозначно. С одной стороны, он определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека (в это понятие обычно включается «звонкость, звучность» голоса, т. е. чистота, яркость звучания). С другой стороны, тембр характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. Тембральное качество голоса создается за счет широкого открытого голосового тракта, в результате чего воздух проходит свободно, без напряжения, с равномерным использованием всех резонаторов. Среди тембральных качеств голоса Л. В. Минаева (1978) называет следующие: «придыхательность», характеризующуюся недостаточным смыканием голосовых связок; «шепот», создающийся слабым давлением воздуха на голосовые связки; «хриплость», возникающую вследствие пересмыкания голосовых связок, избыточного напряжения корня языка и всех мышц гортани; «приглушенность», которая является результатом сочетания хриплости и придыхания, возникающего при повышенном напряжении голосовых связок и стенок гортани; «звонкость», характеризующуюся смещением центра резонанса в сторону головного резонатора; «грудное звучание», происходящее в результате расширения стенок гортани и сдвига резонатора в сторону грудного резонатора; «назальность», возникающую при прохождении части воздуха через носовую полость из-за недостаточного напряжения мышц мягкого неба.

Л. В Минаева определяет перечисленные тембральные качества голоса как первичные. Наряду с ними она выделяет так называемый тембр, представляющий собой совокупность просодических признаков, «эмоционально-экспрессивные оттенки содержания, которые создаются модификациями сверхсегментных средств фонации» (Минаева, 1978: 90). Сторонники признания эмоциональной функции интонации считают, что именно тембр речи является средством, передающим субъективное отношение к высказываемому (Е. А. Брызгунова, Н. Д. Светозарова и др.).

В отношении «просодического тембра» мы придерживаемся определения этого понятия, данного Н.Д. Светозаровой. «Просодический тембр» представляет собой «модификации тембра (спектра), не затрагивающие противопоставления сегментных единиц, иначе говоря, некий "остаток" тембра, общую нейтральную окраску, характеризующую не отдельные звуки, а достаточно протяженные отрезки речи — целые фразы или даже тексты» (Бондарко Л.В., Вольская Н.Б., Кузнецов В.И., Светозарова Н.Д., Скрелин П.А. 2000). В отличие от других компонентов интонации (длительности, интенсивности, паузы) просодический тембр, прежде всего, обеспечивает оформление фразы, особенно эмоционально-оценочных типов высказывания.

Интонация выступает в качестве средства оформления высказывания как целого, независимо от его размера и структуры. Интонационно может быть оформлено и отдельное высказывание, и текст. При исследовании интонации детей, относящейся к лингвистике текста, необходимо выявить ее функции в тексте. Выделение этих функций зависит от того, какое определение текста выбрано как исходное. Текст представляет собой снятый момент языкотворческого процесса, представленного в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведения, имеющего заголовок, состоящего из взаимообусловленных частей и обладающего целенаправленностью и прагматической установкой (Гальперин И.Р. 1977).

«Разумеется, индивидуальные особенности сказываются и в интонации, так же как они сказываются и в произношении фонем, но, как и там, они не имеют лингвистического значения, а накладываются на то общее, что характерно для фонетического уклада данного языка» (Зиндер Л.Р. 1979).

Таким образом, автор выделяет две основные группы категориальных признаков текста (категории текста — термин И. Р. Гальперина): семантическую и структурную. «К семантическим категориям относятся информативность, глубина, пресуппозиция, прагматика; к структурным - интеграция, сцепление, ретроспекция, проспекция, партитурность, континум» (Гальперин И.Р. 1977). Можно дискутировать с автором по поводу количества категорий или их терминологии, однако, на наш взгляд, они могут рассматриваться в качестве универсальной типологической сетки для различных видов текстов. Категориальные признаки текста реализуются при помощи различных языковых средств, в том числе и интонации. Поэтому необходимо рассмотреть содержательный аспект категорий текста (на основе исследований И. Р. Гальперина).

И.Р. Гальперин выделяет два вида категорий информативности: содержательно-фактуальную (СФИ) и содержательно-концептуальную (СКИ). Интонация текста непосредственно связана со СКИ и опосредовано с СФИ. Интонация текста, с одной стороны, определяется этими категориями, а с другой — зависит от того, к кому обращен текст, на кого он ориентирован.

Категория пресуппозиции представляет собой «не фон знаний фактологического характера, общий для говорящего и слушающего», а «знание о том, с какой интонацией произносятся определенные типы текстов», настраивая на их адекватное восприятие (Торсуева И.Г. 1986).

Глубина текста выражается в соответствии или несоответствии лексического наполнения текста его интонационному оформлению. Таким образом, можно сделать заключение о том, что интонация связана с данной категорией текста. Связь интонации с лексическим наполнением текста гораздо очевиднее, чем в изолированном высказывании.

«Под интеграцией текста понимается не только подчинение частей высказывания главной мысли, но и взаимодействие между отдельными частями повествования» (Гальперин И.Р. 1977). Анализ «содержательного» аспекта текста свидетельствует о тесной связи с ним интонации, так как интонация -- необходимое средство выделения и противопоставления смысловых частей текста, различных по степени значимости по отношению к главной идее повествования, т. е. интонация осуществляет интеграцию текста (Е. А. Брызгунова, И. Р. Гальперин, И.Г. Торсуева).

Проследить связь интонации с категорией проспекции можно в тех случаях, когда слушающего заранее готовят к тому, что будет сказано позднее. Категория проспекции тесно связана с категорией ретроспекции, что прослеживается при сопоставлении двух или более отрезков текста.

В качестве категории континума интонация представляет текст как единое целое, образующееся вследствие рекуррентности интонационных структур.

Категория сцепления выражается посредством лексико-грамматических средств, межфразовых интонационных связей (например, интонационным контрастом, ритмической организацией текста, различными формами пауз и т. д.).

Существует связь интонации и с категорией партитурности, под которой понимается «соотношение линейного и вертикального разрезов текста и переосмысление линейного содержания текста под влиянием этого соотношения» (Гальперин И.Р. 1977).

Обобщая все сказанное в данном параграфе, можно сформулировать следующие выводы:

  • Интонация является неотъемлемой составной частью речевой деятельности, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения.
  • Интонация передает разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации и т. д.
  • В качестве основной функции интонации современная лингвистика признает ее способность превращать назывные единицы языка в единицы коммуникативные.
  • Интенсивность интонации, как и ее длительность, в большей степени обеспечивает интонационное членение, передачу типа связи единиц членения, в меньшей - оформление интонационного типа высказывания.
  • Интонация объединяет тексты одного жанра и стиля, одновременно противопоставляя их; расчленяет текст на смысловые части и соединяет эти смысловые части в единое целое; определяет степень значимости и информативности различных отрезков текста по отношению к его главной, стержневой мысли; является средством межфразовой связи и выполняет функцию воздействия на слушателя.
  • Интонация представляет собой звуковое явление. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает определенное воздействие на слушателя. Воспринимая человеческую речь, мы понимаем интонацию, т. е. связываем с ней определенный смысл, а значит, она имеет объективное лингвистическое значение.
  • Собственной лингвистической функцией интонации является оформление фонетически целостного высказывания (передача языкового интонационного значения и членение речевой последовательности на сегменты), т. е. выделение той единицы, которая подлежит интонационному оформлению. Интонация маркирует коммуникативные типы высказывания, выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания, характеризует говорящего и ситуацию общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего возраста на тему: "Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?"

Тема: " Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?" Цель: вызвать интересу детей к рисованию карандашами, закрепить знания детей о том, как правильно пользоваться карандашами, правильно его дер...

"Кто такой логопед, или уважаемые родители, давайте познакомимся!"

Предоставляю вашему вниманию материал мастер-класса,который успешно и с пользой  провела с родителями. Надеюсь,что будет для вас полезно....

Консультация для родителей. Как познакомить ребёнка с родным городом «Познакомьте ребенка с родным городом!»

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет....

Игра-экспериментирование с детьми раннего возраста «Что такое вода? Ты не знаешь? Не беда! А ответ совсем простой: Познакомимся с тобой!»

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Наблюдения, опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, ра...

Выступление на родительском собрании. Тема: «Давайте познакомимся или кто такой учитель-дефектолог?»

выступление специалиста для ознакомления с особенностями работы дефектолога в группе, для детей с ЗПР...

Как мы познакомили детей с пользой молока в проекте "Вот такое молоко"

laquo;Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минерал...