Капризы
статья по теме

Поддубная Екатерина Владимировна

Капризный, упрямый, непослушный… Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ведь ребенок не может оставаться всегда одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен. Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Капризы.

Материалы для родителей.

        Капризный, упрямый, непослушный… Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ведь ребенок не может оставаться всегда одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен. Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими.

        Первый возрастной кризис у детей происходит приблизительно в три года, второй – в шесть-семь лет, третий – около тринадцати лет.

        Остановимся подробнее на первом. Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово «не хочу», оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш все чаще действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее,  а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Однако умения для этого еще не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим «Я». Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды, игр и т.п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице (он, она), начинает осознавать себя лицом первым: «Дай мне машинку!». Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения. Найдите в себе силы, терпеливо отнеситесь к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую музыку, показать мультфильм… Если же акцентировать внимание малыша на конфликте – это может привести к неврозам. Нужно очень внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу.

        Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, тем же: «Не смей мыть руки!». И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани заболевания, в форме детского деспотизма – стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он захочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Что делать в таких ситуациях? Необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. Установите правила и не меняйте их ни в коем случае. Станьте для малыша вторым «Я». Напоминайте ему о правилах, которые вы вместе с ним установили. Когда ребенок поступает правильно, хвалите его! Это закрепляет положительное поведение. И хвалите не односложно: «Молодец!», - а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны. Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите или требуете, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Вместо того, чтобы потребовать прекратить крик, попросите его подойти к вам. Ребенок сделает это без особого труда. Вы скорее всего тоже раздражены. Поэтому скажите ему об этом. Попросите его дать вам возможность прийти в себя и успокоиться. А после уже можно и спокойно поговорить. И последнее. Помните, что ребенок не измениться в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Упрямство и капризы.

Представлены отличия упрямства от капризов и желательное поведение взрослых....

Капризы и как их предупредить

Консультация для родителей...

Материал для родителей - "Капризы ребёнка".

   Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребёнок отвечает либо молчаливым неп...

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Детские капризы

В данной работе раскрываются психологические особенности поведения ребёнка, а также основные причины детских капризов....

Консультация для родителей "Капризы и их предупреждение". (О детях третьего года жизни).

Консультация для родителей «Капризы и их предупреждение».(О детях третьего года жизни.)     В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях эмоционального и ф...

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...