Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР
статья на тему

По данным различных ученых на данный момент наблюдается  увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические исследования не отмечают у группы этих детей грубой патологии, однако наблюдают у них значительные трудности в обучении и адаптации к социальной среде. Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием

В научных работах таких авторов, как Лебединский В. В., Лебединская К. С , Мастюкова Е. М., Марковская И. Ф., Певзнер М. С , Ульенкова У. В. отмечается, что у данного контингента детей проявляются особенности формирования двигательной сферы: у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается недоразвитие  двигательных навыков: плохая координация, скованность движений, нарушение их произвольности, трудности переключения и автоматизации.    Отмечается также недоразвитие мелкой моторики. Движения рук бывают неловкими, не согласованными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_zpr.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР

По данным различных ученых на данный момент наблюдается  увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические исследования не отмечают у группы этих детей грубой патологии, однако наблюдают у них значительные трудности в обучении и адаптации к социальной среде. Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием

В научных работах таких авторов, как Лебединский В. В., Лебединская К. С , Мастюкова Е. М., Марковская И. Ф., Певзнер М. С , Ульенкова У. В. отмечается, что у данного контингента детей проявляются особенности формирования двигательной сферы: у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается недоразвитие  двигательных навыков: плохая координация, скованность движений, нарушение их произвольности, трудности переключения и автоматизации.    Отмечается также недоразвитие мелкой моторики. Движения рук бывают неловкими, не согласованными. 

Недостатки развития моторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными.  Эта тема затронута в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Так же исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П. Павлов ,В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова, японские и китайские ученые – Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги-В.А. Сухомлинский, М. Монтессори.

Именно, по мнению известного педагога  В.А. Сухомлинского : "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И этот вывод не случаен. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память

Все вышесказанное позволяет считать развитие мелкой моторики рук одним из важных направлений коррекционной работы. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.

В своей работе с детьми я использую следующие игры и упражнения по развитию мелкой моторики:

  • Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).
  • Рисование, раскрашивание картинок.
  • Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Конструирование.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

Так же используются следующие приемы:

1.ЗУБНАЯ ЩЕТКА

Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Взятие щетки в правую руку,
Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руки.

Поменять руку,
Поменять руку.

2. ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.
Зажать палочку между ладонями, повращать.

3. ГУБКА

Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки.

4. КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА

Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание.
Одной рукой держать трубочку, другой- приставить  к противоположному краю трубочки ладонь (из пальцев шар или круг).
Растирание трубочками между ладошками.

5. МЯТАЯ БУМАГА

Сминать листок бумаги. Катать шарик из бумаги. Получившиеся шарики использовать для аппликаций.

Существует много других  игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Не стоит забывать и о немаловажной роли пальчиковых гимнастик. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Главное помнить: чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...