Эссе "Я мастер своего дела"
материал на тему

Ильянова Марианна Витальевна

Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_master_ilyanova_m.v.docx397.46 КБ

Предварительный просмотр:

Именно творческая деятельность делает человека    существом, обращённым к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее.

                                                                                         Л.С.Выготский                                                                    

Когда-то в детстве,  мы часто   смотрели  на небо,  восхищаясь  волшебной  красотой  звёздного света. Каждая звезда сияла  по-разному,  и,  наверное, поэтому   хотелось  смотреть и смотреть  на звёздный хоровод, пытаясь увидеть что-то необыкновенное, сказочное. Говорят, у всех мечтателей в душе музыка, а в глазах светятся звёзды….

Становясь взрослее, всё реже люди  смотрят  на небо, всё меньше верят в чудеса, всё дальше становятся от них звёзды. А так  не хочется расставаться с детством, с беззаботностью, с волшебством, с  мечтой….  Не правда ли?

Мир музыки –удивительный мир, который окружал меня с детства. Те необыкновенные минуты, когда мама садилась за фортепиано,  и немного посидев в тишине, касалась клавиш, я ждала с нетерпением. Сейчас произойдёт чудо… Сказочные, трепетные звуки, полные душевной красоты лились по нашей маленькой квартире, проникая через стены, заполняя мир вокруг. И вот уже далёкие загадочные звёзды оказывались рядом, нашёптывая секреты далёких вселенных. Это звучала  «Лунная соната» Л.В. Бетховена. Как я была счастлива! Ах, как я хотела так же уметь играть! До сих пор помню то ощущение восторга от прикосновения  к клавишам, от того, что  могу САМА извлекать волшебные звуки.

Впечатления,   полученные в детстве, остаются с нами навсегда….

Вот уже более 15 лет я призвана  настраивать  детские ушки на  музыкальную волну.  Понимая важность первых встреч с музыкой,  я стараюсь сделать их незабываемыми, эмоционально окрашенными, радостными.

В процессе  музыкальной деятельности с дошкольниками заметила, что чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем больше возникает потребности  и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности. Как сделать общение с музыкой более эффективной? Какими методами пользоваться, чтобы познание  детьми тонкостей предмета было радостным и непринужденным? Какие формы музыкальной деятельности стимулируют раскрытие творческого потенциала? С чего начать? Так много вопросов, ответы на которые помогли бы мне  качественно улучшить  педагогический процесс.

Поиск и изучение новых прогрессивных эффективных  технологий и методик привели меня к использованию  Орф - педагогики,  представляющей  собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной.  Ценность музыкальной деятельности в данной концепции заключается в проявлении детьми творческого начала, раскрытия музыкального  потенциала, что очень востребовано в современном воспитании. Очень ценные практические навыки были мною получены на курсах по теме: «Современные технологии развития музыкальных способностей детей». Активное слушание специалистов,  работающих по системе  К.Орфа,  повысило мою компетентность в постижении тонкостей данной технологии и помогло запланировать дальнейшую работу. В течение нескольких лет я глубоко изучала опыт коллег и теперь в своей практике опираюсь на методические рекомендации следующих программ и методик: программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование  с дошкольниками», программа «Вместе с мамой» Е.Железновой,  методика М.Ю.Картушиной  « Логоритмические занятия с дошкольниками» и ряд других. Испробовав  на  практике с детьми   разнообразные формы деятельности по системе К.Орфа, я пришла к выводу, что элементарное музицирование - тот путь познания музыки, который всего ближе детскому восприятию, интересам и темпераменту ребёнка, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении. Я поставила задачу создать оптимальные  условия для развития у дошкольников высокого уровня творческой деятельности, которые способствовали бы формированию практических навыков и умений в процессе элементарного музицирования.

Детальное изучение теоретических основ и практика привели меня к пониманию, что данную работу следует начинать с раннего возраста. При каждой своей  встрече с малышами я обязательно использую шумовые и элементарные  музыкальные инструменты. На мой взгляд, удачным было введение мной  в деятельность кукол - помощников, что повысило заинтересованность и активность детей. Сочетание музицирования с элементами кукольного театра, способствовало также  созданию благоприятного эмоционального фона. В  связи с этим я разработала цикл игр, направленных на развитие различных музыкальных способностей, доступных и  эмоционально привлекательных для малышей. Приобретая первые музыкальные навыки,  дети испытали радость первых успехов и желание вновь повторить эти ощущения. Практика показала, что малыши переходят в  младшую группу, имея  положительный опыт общения с разнообразными инструментами, что облегчает дальнейшее развитие музыкально- творческих способностей  дошкольников. Опытом работы в данном направлении я успешно поделилась на городском  методическом объединении  музыкальных руководителей по теме «Музицирование на детских музыкальных и шумовых  инструментах как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста».

Продолжая  развивать музыкально - ритмические способности детей,  я остановилась на применении «звучащих жестов». В данном случае музицировние основано на играх по принципу «Играй как я», «Эхо», которые позволяют  использовать  язык  естественной музыкальности ребёнка - язык тела. Игры с хлопками, шлепками, языковым глиссандо, щелчками, цоканьем и т.д.  оказались одними  из любимых  во всех возрастных группах. При своей простоте они дают удивительную эмоционально – двигательную разрядку, способствуя решению серьёзных задач развития музыкальности – формированию метра и ритма. В раннем возрасте дети с удовольствием подражают музыкальному руководителю, а в старшем возрасте  ребята активно придумывают свои жесты, дополняя их движением и голосом. Дети с желанием включаются в игру как индивидуально, так и группами, соревнуясь в фантазии, умении импровизировать. При этом приятно наблюдать проявления творческой активности, раскрепощенности, сотрудничества, которые создают в непосредственной деятельности особую атмосферу. Начальные навыки импровизации,  заложенные с помощью «звучащих жестов»,  помогают моим воспитанникам в дальнейшем в более сложных музыкально-ритмических построениях. Мною  постоянно обновляется материал для озвучивания «звучащими жестами». По всем возрастным группам сформирован  репертуар, в который входят  народные песни, потешки, танцы так и авторский материал.

Особое значение,  по моему мнению,  на начальном этапе элементарного музицирования, имеют речевые упражнения и игры. Тот факт, что музыкальный слух активно развивается в тесной связи со слухом речевым,  привел меня к активному использованию речевых игр. Данный материал я использую как с детьми групп общеразвивающей направленности, так и с воспитанниками групп компенсирующей направленности. Многие дети  стесняются своей речи, что заставляет их замыкаться в себе. Моя задача создать в совместной деятельности ситуацию успеха, которая бы способствовала снятию негативных настроений и вела к эмоциональной стабильности ребёнка. Для этого я внимательно изучаю индивидуальные особенности каждого воспитанника и предлагаю только посильные задания, программируя их удачное выполнение. Для  успешного преодоления речевых проблем ребёнка, я активно сотрудничаю с педагогом –психологом и учителем логопедом. Мной  также были предложены рекомендации для воспитателей, помощь которых очень ощутима в этой работе, а именно: применение некоторых игр, упражнений в режимных моментах группы, в индивидуальных  занятиях. Общие усилия по преодолению речевых трудностей позволили достигнуть ощутимых результатов. Уровень развития музыкально - ритмических способностей в группах компенсирующей направленности за последние  3 года  повысился в среднем на 14% , а в группах общеразвивающей направленности на18%.  Опытом взаимодействия со специалистами ДОУ в условиях ФГТ поделилась на республиканском семинаре в ноябре 2012 года.

Многие речевые, пальчиковые, коммуникативные игры я  использую, добавляя авторскую  мелодию, движение, шумовые и детские музыкальные инструменты. (Смотри приложение №1) Сопровождение речевых и напевных упражнений «звучащими жестами» и игрой на  элементарных  звуковысотных и шумовых ударных инструментах даёт дополнительные богатые возможности для различных вариантов и интерпретаций. И уже к  подготовительной группе дети самостоятельно предлагают «раскрасить» стихотворение или мелодию знакомыми им способами, проявляя себя в коллективном творчестве или поражая индивидуальностью самовыражения. Каждые проявления творческого начала всячески мной поддерживаются и поощряются.

Вся Орф – педагогика основана на триединстве музыки, речи и  движения. Использование элементарного  импровизационного движения как естественной спонтанной реакции ребёнка на музыку закрепляет ощущение взаимосвязи интонационных основ музыки и движения в телесных проявлениях. Многие педагоги замечали странное поведение детей при слушании музыки: дети вставали со стульчиков и начинали двигаться, кружиться бегать. На самом деле, по-моему, это было адекватное проявление отзывчивости на музыку. Я в своей работе стараюсь способствовать таким проявлениям, позволяя ребёнку танцевать «как хочется», двигаться «как чувствуешь», при этом  проявляя уважение, принятие любых его индивидуально – творческих проявлений.

 Начальной ступенью для творческих упражнений и проявлению двигательно–творческих сил является накопление опыта элементарных движений.  В этом направлении мне очень помогает принцип одномоментности (здесь и сейчас) в танцевально-пластических играх.  Игры «Делай как я», «Мы идём по кругу», очень полюбились дошкольникам. Вовлекая детей в игру,  я в непринужденной  форме обогащаю двигательный опыт ребят, развивая при этом реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, ощущение напряжения и расслабления. Следующим этапом становится пластическая импровизация, призванная реализовать потребность детей в самовыражении под музыку. Интересной находкой считаю обратное действие, когда ребёнок   импровизирует под внутреннюю музыку, а зрители пробуют подобрать словами какой должна быть музыка. Такая игра позволила значительно обогатить детский музыкальный словарь, активизируя при этом полёт детской  фантазии. Дети приобрели уверенность в движении, стали более свободно ориентироваться в пространстве, жесты и позы стали выразительными.

Логическим продолжением игр со «звучащими жестами» считаю «игры со звуками». Если в раннем возрасте дети приобрели простейшие навыки звукоизвлечения на музыкальных игрушках по принципу подражания («Как капает дождик», «Как прыгает зайчик»), то в старших группах происходит более глубокое постижение разнообразных звуков. Мною сформированы тематические конспекты  НОД, знакомящие с миром звуков: «Стеклянное королевство», «Дядюшка Шорох и дедушка Шёпот» и другие.  В «игре со звуками» мною проводится полноценная работа над развитием тонкости и чуткости тембрового слуха. Детям нравится открывать новые звучания, экспериментировать в свободном сочетании всевозможных звучаний. Такая деятельность вызывает у ребят восторг и азарт. Они становятся не наблюдателями, а  активными создателями музыки. В этом незаменимую роль играют как шумовые инструменты, так и самодельные, позволяющие детям получить опыт практического постижения элементов музыки как средства для выражения самостоятельных музыкальных идей.

 Детская элементарная музыка не представляется без орф-инструментов. При  игре   на   музыкальных   инструментах   ребенку  легче всего проявить свою активность и самостоятельность и наконец, творчество. Накопленный опыт в других видах деятельности позволил моим воспитанникам успешно постигать музыку и  в игре на детских музыкальных инструментах. Оказалось, что дополнительные занятия детского оркестра хотят посещать все ребята. В моих планах вовлечение  большего количества детей в систематические занятия детским оркестром.

Многообразие  применяемых мной в системе  элементарных форм музицирования   позволило добиться положительных результатов в развитии общей музыкальности дошкольников. За последние 3 года сложился стабильно высокий уровень усвоения программы - от 80% до 87%. Дети,  используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности.  С интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощённо в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. Мои воспитанники не раз становились участниками и лауреатами различных конкурсов. (Смотри Сертификаты индивидуальных достижений). К окончанию дошкольного образования воспитанники овладевают необходимыми интегративными качествами: проявляют устойчивый интерес к разнообразным видам деятельности, инициативу и  творчество в исполнительстве, создают яркие выразительные образы в пластике и театрализации, импровизируют с использованием «языка музыки», стремятся совершенствоваться в музыкальной деятельности.   После выпуска из детского сада многие из них  продолжают обучение  в музыкальной школе.

Знакомство с идеями  К. Орфа, накопление опыта – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. Анализируя результаты работы, я убедилась, что выбранная мной технология и её умелая реализация позволяет вывести творческое музыкальное развитие детей на новый, более высокий уровень.

 «Только творческий педагог  может  развить творческое начало в ребёнке» - эти мудрые слова В.А. Сухомлинского стали моим девизом в работе с воспитанниками.

Чем больше я работаю, тем больше осознаю, что вершины педагогического мастерства не существует. Находиться в постоянном поиске -  состояние, присущее каждому, творчески работающему, педагогу. Постигаешь одну истину, впереди  уже видна новая цель, не позволяющая топтаться на месте. «Стать мастером педагогического дела – это не самоцель, это страсть должна быть присуща профессии педагога как неотъемлемая черта» (Ш.А.Амонашвили)    Свой опыт по практическому применению Элементарного музицирования я раскрыла в мастер-классе для музыкальных руководителей города Черногорска.  

Детство – самое светлое, радостное и веселое время, которое запомнится на всю жизнь, поэтому я хочу, чтобы каждый ребенок получил незабываемые эмоции и когда-нибудь вспомнил свой детский сад только теплыми, счастливыми словами благодарности.

Заглядывая вперёд, я надеюсь, что встретив однажды повзрослевших дошколят и заглянув им в глаза, мы сможем увидеть звёзды.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер своего дела

Мой педагогический девиз:            Чувствовать – Познавать – Творить!  А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...

Опыт работы "Я мастер своего дела"

Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....

я мастер своего дела

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...

Я мастер своего дела

Описание опыта работы музыкального руководителя...

Номинация "Мастер своего дела" Мастер - класс "Новогодняя игушка"

Скоро наступит  Новый Год!Это волшебный праздник, который ждут и дети и взрослые.Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и показать свои таланты.Приблизить долгожданный миг помогут ёло...