Клуб "Моя семья"
консультация (старшая группа) на тему

Сценарий "Развиваем связную речь" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_moya_semya.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

           Есть очень известная русская пословица: «По одёжке встречают, по уму провожают». А  ум человека обнаруживается в его умении общаться с окружающими: слушать других и самому говорить так, чтобы к твоему суждению прислушались.

           Рассказывать интересно и понятно удается даже не всем взрослым людям. Потому что они не владеют этим умением, не научились и не учатся, не стараются учиться. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь.

          Добрый вечер, уважаемые взрослые! Добрый вечер, дорогие дети! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое связная речь, что способствует её развитию и для чего нужно развивать у детей связную речь. Итак, тема нашей сегодняшней встречи: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

         Что же такое связная речь? Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

           Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

           Часто родителям кажется, что речь малыша формируется сама собой. Пройдёт какое-то время, и ребёнок сам всему научится. Родители предпочитают не вмешиваться в этот процесс. И напрасно. Хорошо если в окружении малыша есть образец грамотной речи, тогда ребёнок, ориентируясь на этот образец, будет учиться говорить складно и красиво. Но чаще такой образец отсутствует в семье, родители не следят за тем, как говорят сами. Кроме того, не каждый малыш способен научиться грамотно строить фразу в одиночку, без помощи взрослых.

             Красноречивый человек часто использует в своей речи пословицы и поговорки. Послушайте, какие пословицы и поговорки знают наши дети.

   

             А вы, уважаемые родители, знаете пословицы и поговорки?

         Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребёнок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

               Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.

                Заучивание и чтение стихов развивает память. Запоминая поэтические фразы, дети используют их в своей речи, обогащая свой словарный запас.

         А сейчас в исполнении детей прозвучат стихи.   \Приложение\.

                Современные дети неохотно используют развёрнутую фразу. Большинство детей предпочитает отвечать на вопрос однословно. К сожалению, некоторые родители мало беседуют с детьми, редко читают вслух и обсуждают прочитанные книги.

             Сегодня у нас в гостях сотрудник центральной детской библиотеки

               Взрослые должны помогать малышу в овладении родным языком. В детском саду ребёнок учится отвечать на вопросы, пересказывать небольшой текст, составлять предложения, короткие рассказы.

                Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в транспорте. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…» - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья…». К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их с оттенками этих цветов( розовый, малиновый, тёмно-зелёный, светло-коричневый и т.д.).

                Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?». Так вы побуждаете называть самые  разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

              Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.

               Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек…» - «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким? – «Река, улица, лента…» - «А что шире – ручеёк или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Гладким? Круглым?..

                 Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрасту, то и речь будет в норме. Поэтому мы играем с детьми в различные пальчиковые игры.

           Сейчас дети средней группы покажут некоторые из них.

                  В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые и развёрнутые ответы. Послушайте примеры диалогической речи в инсценировках.

                                                             \Приложение\.

                 Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать трудные фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Послушаем, как произносят скороговорки наши дети.

                 А теперь послушаем родителей.

                 Я могу предложить вам еще несколько игр, которые помогают в формировании грамотной фразы, и которые вы можете использовать дома со своими детьми.

         1.Нормальный – маленький – огромный.

             Дом – домик – домище.

             Нос -  носик – носище.

            Кот – котик – котище.

             Рука, слон, нога, ведро, торт…

         2.Один и много.

               Стол – столов.

              Стул – стульев.

              Окно, птица, пчела, ключ, письмо, гвоздь, лодка, яйцо…

         3.Какой предмет?

              Мяч – яркий, резиновый, круглый, большой…

               Человек – весёлый, добрый, молодой, приветливый, опрятный …

               Дерево, стол, дорога, платье, небо…

                 

                Современные технические средства и средства информации, доступные дошкольникам (компьютеры и электронные игры) «сворачивают» фразу. Общаться быстро и коротко становится привычкой, которая нарушает соответствие пассивного и активного словаря. Ребёнок понимает гораздо больше слов, чем использует в активной речи. С учётом этого, нам с вами необходимо побуждать детей пользоваться развёрнутой фразой.

                  Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....