Рабочая программа "Мир русской народной игрушки" для детей 5-7 лет.
рабочая программа (старшая группа) по теме

Программа "Мир русской народной игрушки" предназначен для детей 5-7 лет и включает четыре основных блока. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках. Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определять порядок их прохождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_narodnaya_igrushka.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2    «Солнышко»


Рабочая программа

«Мир русской народной игрушки» для детей 5 – 7 лет

Воспитатель

Атаманова В.А.

2010

Пояснительная записка

Актуальность проблемы использования народной игрушки как средства социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая система образования характеризуется качественным изменением ценностных ориентаций, осознанием необходимости обращения к личности человека. В этой связи педагогическая наука ставит своей целью развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности. Эта цель может быть достигнута в процессе гуманизации отношений в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, а, следовательно, и новое качество процесса социализации.

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д.Б. Эльконин). Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецируется на его поведение в социальном взаимодействии с окружающими его людьми. Учеными доказано, что средний и старший дошкольный возраст является оптимальным для усвоения азов социального опыта (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).

Народы России располагают богатейшим арсеналом народных традиций. В своей экспериментальной работе я акцентирую внимание на русской народной игрушке,  в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Новые образовательные программы и педагогические технологии ориентируют на введение регионального компонента в творческую работу воспитателя. В то же время самобытная, уникальная русская народная игрушка, не в полной мере востребована дошкольной педагогикой.

Таким образом, существует противоречие между осознанием значимости этнических и общечеловеческих ценностей как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста, формированием подрастающей личности, и отсутствием системы целенаправленного осознанного воздействия на личность ребенка средствами народной игрушки как одного из путей осуществления социализации.

Задачи

  1. Ввести дошкольников в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством;
  2. Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений;
  3. Обогащение социальных ролей и социального опыта в игровой деятельности детей с народной игрушкой;
  4. Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка, обогащение его духовного мира и способствовать расширению кругозора.

Особенности построения программы

Занятия программы предполагают использование

– русских народных игрушек

народных и авторских сказок,

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,

– былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.        

В начале года берутся простые и несложные по изготовлению русские народные игрушки, во втором полугодии – используются игрушки более сложные, которые изготавливаются совместно с родителями и воспитателем.

Для содействия образному восприятию народных игрушек используются русские народные сказки и иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание искусствоведческого рассказа о народной игрушке, времени её изготовления, символике.

2. Рассматривание технологической карты и обсуждение этапов её изготовления.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: ручной труд, рисование, лепка, аппликации.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной народной игрушке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми этнографического и краеведческого материала. Детям предлагается изготовить любую народную игрушку по их усмотрению. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник, а также проводится конкурс игрушек изготовленных детьми. В конце второго полугодия планируется семейное посещение музея игрушки (экспозиция которого размещается в стенах ДОУ). Эта экскурсия переносит детей и взрослых в мир народной игрушки, которая и в наше время является важным средством социализации дошкольников.

Содержание программы

Содержание программы включает четыре основных блока, представленных в таблице № 1. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Народная игрушка в русском крестьянском быту», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.

Блок 1-«Мир русских народных праздников»

Блок 2-«Народное творчество»

Блок 3-«Народная игрушка в русском крестьянском быту»

Блок 4-  «Основы изготовления народных игрушек»        

Первый тематический блок «Мир русских народных праздников»

Дошкольников знакомят с основными православными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством.

Второй тематический блок «Народное творчество»

Следует отметить, что второй блок включает в себя знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка,  русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.

Третий тематический  блок «Народная игрушка в русском крестьянском быту»

Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений. Этот блок включает в себя сведения о символике игрушек (цвет и форма, простота и красота орнамента, насыщенность цвета, конкретность образов).

Четвёртый тематический блок «Основы изготовления народных игрушек»

Изучается анатомия тряпичной куклы, рассказывается об особенностях изготовления игровых и обережных кукол. Дети овладевают технологией изготовления («Куклы на выхвалку», « Узелковых кукл», «Зольной куклы», «Ккуклы Крупенечки», «Куклы- мамки»…)

Программа средней группы (сентябрь – май).

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

«Мир русских народных праздников»

2. «Народное творчество»

Занятия по изобразительной деятельности.

Аппликация по мотивам русского народного  орнамента

3. «Народная игрушка в русском крестьянском быту»

Занятие по ознакомлению с окружающим.

Чтение стихотворений и  рассказов о кукле.

 Занятие по развитию речи.

«Конь-огонь». Русская народная деревянная игрушка. Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Как в старину делали кукол». Рассказ воспитателя   о тряпичной кукле - закрутке.

4.«Основы изготовления народных игрушек»

Самостоятельная игровая деятельность

 Приучать детей использовать в сюжетно-ролевых играх народные игрушки

Режиссерские и сю-жетно-ролевые игры с куклой-закруткой. «Дочки-матери».

Ателье для малышей», «Магазин игрушек», «Дочки-матери».

Сюжетно-ролевые игры, 

Сюжетно-ролевая игра «Гости» с обыгрыванием деревянного  коня.

Октябрь

 «Игра в лошадки»

Музыкальное занятие.

Инсценизация русских народных прибауток: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Петушок», «Котенок».

Старинные игрушки - дергунчики.

Театр игрушек. Развлечение.

Повторение стихотворений из цикла А.Барто «Игрушки»:

Пение песен про петушка.

«Мишка с куклой пляшут полечку». Песня-инсценировка.


«Лошадка», «Зайка», «Мишка». Занятие по развитию речи.

Ноябрь

«Сказочные птицы

«Танец птиц

Северная

щепная игрушка.

Свободная импро-

Занятие по оз-

визация.

накомлению с

«Волшебное стадо

окружающим.

оленей». Коллек-

тивное сочинение

сказки.

Занятие по развитию речи.

Декабрь

«Игрушка из

Инсценизация рус-

Инсценировки ми-

теста».

ской народной

ниатюр А.Барто из

сказки «Бычок -

цикла «Игрушки»:

Занятие по оз-

черный бочок, бе-

«Бычок». «Козле-

накомлению с

лые копытца» в

нок»; потешки

окружающим.

пересказе М. Була-

«Идет коза рогатая»

това или сказки

«Мастерская хлеб-

«Волк и козлята» в

ной игрушки»

Экскурсия на

обработке

Сюжетно-ролевая

хлебокомбинат.

А.Толстого.

игра.

«Игрушка-

Сочинениесказок:

.

«Царевна-козуля»,

Занятие по оз-

Развлечение.

«Пряник из Умбы ва

накомлению с

«Волшебные узо-

гостях у Деда Моро-

окружающим.

ры». Роспись пря-

за».

ничной козули.

Занятие по разви-

Декоративное рисование.

Занятие по изобразительной деятельности. Русская народная потешка «Идет коза рогатая». Поморская песня «Как у бабушки козел»

Хор «Семеро козлят» из оперы

тию речи.


М.Коваля «Волк и семеро козлят» Развлечения.

Январь

Как поморы праздновали Новый год.

Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Музыкальное занятие

«Уж как я мою коровушку люблю».

Музыкальное занятие,

«В гостях у ба-бушки-загадушки». Загадки об игрушках, включая и народные. Развлечение.

«Магазин поморской игрушки» Сюжетно-ролевая

игра.

Февраль

«Забавные игрушки из морской ракушки». Конструирование игрушки из природного материала,

Занятие по конструированию. Экскурсия на корабль.

«Подарки папе и дедушке» Изготовление игрушек-сувениров из природного материала.

Занятие по конструированию.

Экскурсия в воинскую часть.

Ситуация дарения деревянных игрушек-сувениров на празднике Защитников отечества.

«Моряки», «Солдаты».

Сюжетно - ролевые игры.

Март

«Северная щепная птица» Занятие по ознакомлению с окружающим.

«Старичок-лесовичок». Изготовление игрушек из шишек. Занятие по конструированию.

Чтение русской народной сказки «Деревянный орел» (в сокращении).

Занятие по развитию речи.

«Подарки маме и бабушке». Изготовление игрушек-сувениров из природного материала.

Занятие по конструированию.

«Сочиняем сказку о северной птице». Занятие по развитию речи.

«И маму дорогую поздравляю с Женским днем». Ситуация дарения игрушек-сувениров маме и бабушке.

Апрель

«Как поморские

«Приди, весна, с

«Прилетели две те-


дети встречали

радостью!»

тери...»

весну» Козуля —

Разучивание за-

Коллективное сочи-

тетера.

кличек Кольского

нение стихотворе-

Занятие по оз-

Севера.

ния.

накомлению с

Занятие по разви-

Занятие по разви-

окружающим.

тию речи.

тию речи.

«Тетера». Помор-

«Лепная тетера».

«Доктор Айболит».

ский хоровод.

Лепка птицы из

Музыкальное за-

теста или пласти-

Сюжетно-ролевая

нятие.

лина.

Занятие по изобразительной деятельности.

игра,

Май

«Что мы знаем о

Праздник помор-

Выставка «масте-

поморах?».

ской игры и иг-

ров» поморской иг-

Обобщающая бе-

рушки - «Варзуг-

рушки:

седа.

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши игрушки?» Занятие викторина.

ская ярмарка»

детей и родителей.


Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерии и уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

Особенности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе использования русской народной игрушки

Уровень

Характеристика уровня

Пассивный

Дети испытывают затруднения в установлении контакта друг с другом, не владеют способами воздействия на сверстника с целью использования русской игрушки в игре. В большинстве случаев они выполняют роль наблюдателя за игрой. Игровой опыт беден. Принимать и выполнять роли они не могут, хотя одиночные режиссерские игры имеют место. Обычно дети манипулируют игрушкой или развивают   несложный сюжет с народной  поморской игрушкой, особенно - с куклой - и деревянным конем. Данному уровню соответствуют дети первой половины пятого года жизни.

Ситуативный

Данный уровень характерен для большинства детей среднего дошкольного возраста. Дети разделяют предложения и позиции партнеров в игре, применяют для вступления в игру различные способы воздействия на сверстников, доминирующими из которых являются предметно-игровые (народные игрушки) и вербальные.

Достаточный

Дошкольники, относящиеся к данному уровню, вступают в ролевые отношения в совместной игре, ведут ролевой диалог. Партнер  воспринимается как носитель ролевой позиции. Смена ролей меняет способы взаимодействия с детьми. Дети проявляют помощь в случае затруднений сверстников при выполнении  своей роли.   Однако ребенок может увлечься действиями с игрушками как ролевыми атрибутами и «выпасть» из сюжета игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Перечень материалов для занятий

Количество материала на 1 ребёнка на 1 год занятий

Цена за одну единицу (руб.)

Всего (руб.)

Кисти

2 шт.

15

30

Краски акриловые

1 набор

315

315

Ткань льняная

1 метр

150

150

Ткань ситцевая

1 метр

50

50

Тесьма

2 метра

20

40

Бумага

4 комплекта

20

80

Всего

645

Список литературы:

  1. Аванесова Н.М. О чем поведали куклы // Библиотечное дело. – 2005. – №12. – С. 12-14.
  2. Агеева И. «Малышок-голышок» – кукла редкая // Народное творчество. – 2001. – № 2. – С. 26-31.
  3. Горичева В.С. Кукла. – Ярославль, 1999. – 192с.
  4. Дайн Г. Детский народный календарь. М, 2001.
  5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с.
  6. Завалишко Т.В. Воспитание будущей матери и жены средствами народной культуры // Дополнительное образование. – 2005. – №12. – С. 44 – 46.
  7. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. – М., 1999. – 57 с.
  8. Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской национальной культуры [Текст] / О.Л. Князева,  М.Д. Маханёва. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. – 304 с.
  9. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Корненко; Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с. 
  10. Куликова А. Кукла живая, рукотворная, родная: Этнопедагогика // Народное творчество. – 1998. – №6. – С. 42- 44.
  11. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник [Текст]. – М.: Вече, 1997. – 624 с.
  12. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  13. Осиненко Г. Народное творчество // Столбик против Барби. – 1999. –№ 6.
  14. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики [Текст] / В.А. Николаев. – М.: МПГУ, Орел: ОГУ, 1997. – 134 с.
  15. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. - СПб, 1994.
  16. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1980.
  17. Российский Этнографический музей – детям [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / О.А. Ботякова, Л.К. Зязева,  С.А. Прокофьева. – СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 192 с.
  18. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  19. Соколова Л.В., Воспитание ребёнка в русских традициях [Текст].- М.: Айрис-пресс, 2006._208с.
  20. Шангина И.И. Русские дети и их игры [Текст] / И.И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 296 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие: мониторинг "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Предсавлен паспорт мониторинга, критерии уровней развития, игровые упражнения для старшего и подготовительного возраста детей с нарушением зрения....

Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Перед воспитателем ...

"Русская народная изба" дети старшей группы

Привлечение детей к русской народной культуре....

«Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста»

В средней группе мы провели с детьми беседу, для выявления степени сформированности представлений детей  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, России....

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...