"Тепло семьи" собрание для родителей старшей группы ДОУ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Еверзова Ольга Владимировна

Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья -первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разо­вьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Родительское собрание для старшей группы.

                             Тема: «Тепло семьи»

Цели: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Организационный этап

•        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Лев Николаевич Толстой)

  • «Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;
  • «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»                    (Антуан де Сент-Экзюпери)
  • «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

                                                                     (Антон Семенович Макаренко)

  • «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости»    

                                                                            (Александр Сергеевич Пушкин).

Вступительное слово

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.

        Разминка

 «Предмет моего детства».

На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Ведущий. Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы.)

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы - заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а... (дома лучше).
  • Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
  • Каково на дому, таково и... (самому).
  • Дети не в тягость, а... (в радость).
  • Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
  • Всякой матери свое... (дитя мило).
  • На свете все найдешь, кроме... (отца и матери).
  • Мать кормит детей, как... (земля людей).
  • Нет для человека добрее... (отца с матерью).
  • Нет дороже... (отца с матерью).
  • Семья - это... (семь я).

А теперь домашнее задание для вас! Предложите детям объяснить смысл этих пословиц и поговорок.

Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья -первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец». Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей». В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка... Постоянное насилие над волей, связанность, равнодушие, одиночество, скука... Дом сломал меня...»

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным - сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли...»

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка - но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Упражнение «Мое солнышко»

…………

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду? (Ответы родителей.)

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец»*.

Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать-главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей - научить ребенка жить.

Проблемные ситуации……

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей -ребенок.

Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

- Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей?

Ведущий. Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»:

  • Что, по вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
  • Какие семейные традиции есть в вашей семье?
  • Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание
    ребенка?
  • Какие положительные черты характера они воспитывают
    у ребенка?

Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи.

Традиция 1. Семейные праздники.

-        Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
(Ответы.)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал Константин Ушинский.

-        Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы.)

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он

становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.

-        Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы.)

Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

-        Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы.)
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери — пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

А сейчас небольшая разминка.

Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

Послушай, вот моя семья:

                          Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

                           И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

                         Два папы, два сыночка,

                        Сестра, невестка, дочка,

                          А самый младший - я.

                          Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка.)

С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы - темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Традиция 2. Составление родословной своей семьи. (В качестве примера  показывается чья-либо родословная в готовом виде.)

  • Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи.
    Начните с себя
    (время на выполнение задания - 5 минут).
  • У кого получился самый многочисленный род?
  • Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево — дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков.

(Обращается внимание на слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости».)

Традиция 3. Семейные архивы.

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив - почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней. -        Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом.)

Традиция 4. Семейный альбом.

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное.

-        Когда вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. Семейный отдых на природе.

-        Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ответы.)

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Как хорошо на природе собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес).

Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок.

- Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры? (Ответы.)

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7. Коллекционирование.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение -это задача начальной школы. Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

-        Что можно коллекционировать в семье? (Ответы.)
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д.
Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.

Традиция 8. Игры с ребенком.

-        Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком?
Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство - это игра, игра -это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Игра — это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото, домино, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.

Подведение итогов собрания

 В наших с вами руках — вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

 Ссоры все позабудьте

 И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

О. Высотская

Рефлексия:  «Чудесная сумка». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.

                                                                                                                   Приложение

                                            Проблемные ситуации

Вариант 1

Предлагаем обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация 1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю. Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой.

В чем причина?

Ситуация 2. Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери.

-        Коробка с конфетами - это Светочке. Сувенир-самовар - тоже
ей: пригодится в кукольном хозяйстве... А вот из ткани, пред
назначенной мне на блузку, сошью Свете платье. Ты довольна,
доченька? - обращается она к девочке.

Ситуация 3. Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.

-        Мама, посмотри, что я принесла! - торопится поделиться дочь своей радостью. — И у Нины, и у Леши тоже есть веточки!

-        Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только
в милицию не забрали!

Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:

  • Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие,
    которые подрезали деревья!
  • Лучше не обманывай, все равно проверю...

Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение:

-        Опять заберешься с Олей домой вместо того, чтобы побегать
на воздухе? Смотри, проверю!

Ситуация 1 Ответ. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.

Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.

Ситуация 2 Ответ. Важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей. Умению разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникаться радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо.

Ситуация 3 Ответ. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны. От взрослых требуется контроль за поступками тех детей, которые склонны к действиям исподтишка. Однако такую проверку нужно делать очень деликатно: ребенок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри, проверю», «Все равно узнаю» и т. п., то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его проверят.

Вариант 2

Ситуация 1. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите своих детей правилам поведения в транспорте?

Ситуация 2. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать ее. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время настороженно поглядывала на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:

  • Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?
  • Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! -
    прервала она дочь и отправила сына в детскую.

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация 3. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала: -        Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как

обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

-        Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

  • Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь
    за отца и увлекая его к двери.
  • Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандо
    вал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

-        Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем иг
рать, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

-        Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал
    на дочь?
  1. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
  1. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим
    чувства сострадания, жалости?

После обсуждения педагогических ситуаций подвести итог, какими должны быть нравственные отношения в семье:

  • Любовь и взаимное уважение.
  • Взаимопонимание и взаимовыручка.
  • Ценность и личная значимость каждого члена семьи.
  • Участие каждого члена семьи в ее жизни - труд, отдых, учеба.
  • Справедливое распределение материальных и моральных
    благ между взрослыми и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей старшей группы. Родителям старшей группы рекомендую.

Речевой материал для родителей детей  старшей группы. Закрепляем с  детьми дома....

Сценарий утренника на 8 марта «При солнышке тепло, при матушке добро» старшая группа

Сценарий утренника на 8 марта «При солнышке тепло, при матушке добро» старшая группа...

Проект ко Дню матери «При солнышке тепло, при матери добро» Старшая группа

Воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме. Самому дорогому человеку на земле....

Сценарий праздничного мероприятия ко дню старшего поколения « Подари тепло души своей». (для старшей группы)

Сценарий  праздничного мероприятия ко дню старшего поколения « Подари тепло души своей».(для старшей группы)...

Методическая разработка "Семейный клуб для детей и родителей старших групп «Родители – лучшие друзья» и подготовительных к школе групп «Готовимся к школе»"

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром. В современном сложном и динамичном  обществе возросла напряженность взаимодейс...