"Путешествие в Дымковскую слободу" комплексное занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Образовательные области "Познание" (познавательно - исследовательская деятельность), "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности

 с элементами познавательной деятельности

подготовила и провела воспитатель Соколова Н.Н.

        

Цель:

  • познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла.

Задачи:

  • закреплять знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора, композиции узора;
  • упражнять в рисовании элементов дымковского узора;
  • учить выделять элементы украшения хвоста индюка, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму;
  • учить самостоятельно выбирать цвета для узора;
  • учить детей сочетать в узоре крупный элемент с мелкими точками, кружочками, штрихами, помочь осмыслить, что разнообразия узоров можно добиться через изменение расположения мелких элементов относительно крупного;
  • учить детей делать собственные умозаключения о свойствах песка и глины на основе экспериментальной деятельности;
  • развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» народных мастеров, усиливая восприятие через народный фольклор.

Оборудование:

  • изделия разных народных промыслов (Дымково, Хохлома, Гжель, Городец);
  • игрушки из глины и песка (сделана с помощью формочки накануне), сухой комок глины, глина в виде порошка, речной песок, вода, стаканы, воронки, лупы, палочки;
  • фонограммы русских народных песен;
  • кисти, краски, стаканчики, салфетки, игрушки для росписи, покрытые накануне белилами.

Предварительная работа:

  • по ознакомлению с окружающим – знакомство с промыслом;
  • по изобразительной деятельности – рассматривание игрушек, знакомство с элементами росписи, ее цветовой гаммой, композицией, упражнение в рисовании деталей узора;
  • по лепке – лепка дымковской игрушки индюка.

Ход занятия

Организационный момент

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вступительная беседа «Что за чудо, эта дымка!»

Воспитатель закрепляет знания детей об особенностях и этапах изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла;

закрепляет знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора, композиции узора.

  • Вопросы детям:

Как называются эти игрушки?

Есть ли среди них дымковские игрушки?

Как вы догадались, что именно эти игрушки –дымковские?

Какие элементы используют для росписи дымковской игрушки?

Какую цветовую гамму используют мастера?

Встречаются эти элементы в росписи изделий других народных промыслов?

А почему эти игрушки так красиво называются?

  • Рассказ воспитателя о Дымковской слободе, об этапах изготовления игрушки.

С высокого берега Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Отсюда и название – Дымковская слобода. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Как вы думаете, почему этим занимались зимой? Потом стали лепить другие игрушки. Их делали вручную. Красную глину смешивали с песком, из нее и лепили. Сырой тряпочкой «оглаживали»заготовку, чтобы она стала ровная, гладкая. Потом игрушку несколько дней сушили, обжигали в русской печке. Обожженную игрушку «отбеливали» - макали в молоко и мел. Теперь она готова к росписи. Раскрашивали яркими, сочными красками и получалась такая красота.

Дети рассматривают, трогают игрушки;

отвечают на вопросы воспитателя, делая собственные выводы на основе полученных ранее знаний.

Народные, их делают народные умельцы.

Да, индюк, водоноска.

Они белые, глиняные, расписаны яркими красками.

Круги, кольца, клетки, полоски разной ширины и мелкие элементы – черточки, точки.

Нет, они только у дымковской игрушки.

Потому что делают ее в заречной слободе Дымково в городе Кирове.

2

Экспериментальная деятельность в познавательном уголке

  • Воспитатель предлагает детям сделать что-то из влажной глины и влажного песка.

  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать игрушки из песка и глины, сделанных накануне, сделать вывод о прочности этих игрушек.
  • Воспитатель предлагает провести опыты и ответить на вопрос «Почему игрушки из глины прочные, а из песка рассыпаются?»
  • Дети лепят из песка и глины несложные фигурки. Делают вывод, что из этих материалов можно лепить.
  • Дети делают вывод, что из песка игрушки непрочные, рассыпаются.

  • Опыт №1 «Что легче сыплется – песок или глина?» Вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.
  • Опыт №2 «Из чего состоят песок и глина?» Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.
  • Опыт №3 «Как песок и глина пропускают воду?» Вывод: песок хорошо пропускает воду, глина нет. Песчинки пропускают между собой воду, потом она легко испаряется. Частички глины склеиваются водой между собой, поэтому игрушка держит форму.

3

Физминутка

Лебеди летели,

На воду сели,

Сели посидели,

Снова полетели.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Машут руками

Приседания

Прогиб туловища

Повороты головой

Приседание

4

Изобразительная деятельность. Анализ образца.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку индюка.(игрушка стоит на столике, покрытым вязаной белой скатертью)

  • Какую цветовую гамму будут использовать дети?
  • Какие элементы возьмут для росписи?
  • Как будут расписывать хвост?

Ребенок читает стихотворение:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок;

А высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя!

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий –яркие и сочные цвета и оттенки

Круги, полоски, волнистые линии, клетки, штрихи, точки.

Симметричный относительно центра рисунок.

5

Самостоятельная деятельность детей по рисованию

Давайте станем на некоторое время мастерами из Дымковской слободы и распишем ваши игрушки. Мастерицы, чтобы им было не скучно, пели за работой. Вы можете просто слушать песни, если кто-то захочет, может подпевать.

Воспитатель включает фонограмму русских народных песен.

Воспитатель оказывает помощь детям, столкнувшимися с какими-либо трудностями.

Дети рисуют в сопровождении музыки.

6

Анализ работ детей

Воспитатель устраивает выставку работ детей, хвалит за красивые, нарядные изделия.

Дети рассматривают работы, отмечают лучшие работы, аргументируя свой выбор.

7

Итог занятия

Воспитатель и дети читают стихотворение:

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки непростые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду, удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке мы вели сейчас рассказ.

При планировании занятия использовалась литература:

  1. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду. – М.:Педагогическое общество России,2000.
  2. Князева О.Л, Маханцева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент,1997.
  3. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  4. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие к звездам» Интегрированное занятие в подготовительной группе (Математика + Физкультура)

Образовательная область познавательное развитие (ФЭМП),  физическое развитие. Задачи:·       Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 15 в прямом и ...

"Путешествие по родным местам" занятие в подготовительной группе.

Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме. Продолжать знакомить с достопримечательностями города Кызыла; закрепить умение детей ориентирова...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Веселая дымковская ярмарка"

Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе "Веселая дымковская ярмарка"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Дымковская роспись"

Цель: познакомить детей с росписью народной глиняной игрушки, расширить кругозор детей о художественных народных промыслах.Задачи:- сформировать эстетический вкус, художественное мышление, наблюд...

Занятие в подготовительной группе "Дымковская игрушка. Дымковский конь"

Занятие  в подготовительной  группе: «Дымковская  игрушка. Дымковский конь»...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...