Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.


Программное содержание:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Учить расписывать дымковскими узорами. 
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему

«Дымковская игрушка»

«Роспись дымковской игрушки «Барыни»


Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.


Программное содержание:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Учить расписывать дымковскими узорами. 
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.


Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, расписывание силуэтов дымковской игрушки (барышни).  Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки для демонстрации, картинки, образцы узоров дымковской росписи, простые карандаши, ластики, краски гуашевые, кисти, палитры, баночки с водой, спонжы (тычки), ватные палочки (тычки), салфетки бумажные и тряпичные, электронные носители со спокойной музыкой.

Ход занятия

Дети заходят в группу.

I. Организационный момент.

Воспитатель: 

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте — желаю вам здоровья!

В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души народной красота!

-Что нужно сделать для того, чтобы успешно начать работу? (Поприветствовать друг друга и конечно наших гостей).

Воспитатель: Ребята я сегодня хочу поговорить с вами об игрушках, а об каких, вы ответите мне сами, отгадав загадку:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор. (дымковские игрушки)

Воспитатель: Молодцы. Правильно.

II. Теоретическая часть. (Вводная беседа)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие игрушки делают в селе Дымково? (индюк КАРТИНКА!!, барышня КАРТИНКА!!, конь КАРТИНКА!!, олень КАРТИНКА!!., козёл КАРТИНКА!!!, петух КАРТИНКА!!, генерал КАРТИНКА……)

А теперь послушайте стихотворение: (воспитатель рассказывает стихотворение)
Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей. 
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
(Константи́н Миха́йлович Фо́фанов русский поэт)

-Так описывал дымковские игрушки русский поэт К.М. Фофанов


Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятки стояло большое село (слобода) Дымково. В давние времена жители этой слободы от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково. Любили люди в этом селе лепить весёлые, яркие, красочные игрушки. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска», позже этот праздник – ярмарку стали называть «Свистунья».

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель: Друзья, сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников. Будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи.

Воспитатель: Чем вас привлекает дымковская игрушка?

Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Точка, волнистая линия, круг, клетка. Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю.

Воспитатель: Какие цвета чаще используют художники?

Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

Воспитатель: А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Воспитатель:  А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику…

- Посмотрите на этих барышень: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Давайте поможем нашим барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордятся и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными.

ПРАВИЛА

Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки.

Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью.

При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.

А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться образцами.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте, возьмем кисти и разомнем наши пальчики:

Физминутка:

Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя

Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

III. Практическая часть:

Воспитатель: Приступаем к работе. Все необходимое для росписи у вас на столе.

- Помните правила росписи. НЕ ПОДНИМАЕМ БАРЫШНЮ, ПОВОРАЧИВАЕМ ТАРЕЛОЧКИ.

Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 7 минут самостоятельной работы «Гимнастика для пальчиков»

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (Вращаем кисти рук)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.   (Встряхиваем кистями)

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)

А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)

Рисовать опять начнем. (Потираем руками)

Постучали.  (Стучим кончиками пальцев по столу)

Повертели.  (Круговые вращения кистью)

И работать захотели.  (Потираем руками)

Воспитатель: А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры.

Подводя итог, воспитатель хвалит детей, отмечает особенности их работы.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.
Дымковская барышня 
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Какие разные игрушки»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Какие разные игрушки»Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, труд.Виды детской деятельности: коммуникати...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Составление описательного рассказа об игрушках (кошка, лиса, собака)»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описательного рассказа об игрушках (кошка, лиса, собака)»...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Игрушки»

1. Развить воображение, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить представление детей о видах игрушек.3. Формировать интерес к совместным играм....