Руководство воспитателя игровой деятельностью в старшей группе
материал (старшая группа) по теме

Об игровой деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

из опыта работы на тему: «Руководство воспитателя игровой

   деятельностью детей в старшей группе»

 

                                                                   МДОУ ЦРР д/с №30 «Кленочек»

                                                    Воспитатель: Леонова Л.А.

                                                    Март 2010г.

       Игра для ребёнка естественный вид деятельности. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребёнка реального ощутимого продукта, в ней всё условно, «всё как будто», «понарошку». В игре, как и в других видах деятельности, ведущая роль принадлежит воспитателю. Она сложна и многообразна.

       Определённая работа по руководству игровой деятельностью детей проводилось в младшей, средней группах и к началу учебного года в старшей группе дети уже имели определённый запас игровых навыков – могли самостоятельно подготовить атрибуты для игры, распределить роли, применяя считалки, усвоили навыки коллективного общения. Однако мы отметили такой факт, когда возникали игры, объединяющие большое количество детей, между ними наблюдались разногласия из-за распределения ролей, характера развития сюжета, способа конкретного выполнения игрового действия.

       Подведя итоги работы в средней группе и изучив «Программу воспитания и обучения в д/с», методические рекомендации к программе, а также технологии Н.Михайленко и Н.Коротковой «Организация сюжетно-ролевой игры в д/с», опыт работы Е Н Тверитиной, Л С Барсуковой, под редакцией М.А.Васильевой «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», мы поставили перед собой следующие задачи:

--- Развивать умение детей самостоятельно выбирать тему для игры.

--- Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра т/в передач.

--- Учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые атрибуты.

--- Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

--- Учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

       Для успешного решения задач по игровой деятельности мы создали соответствующую предметно-развивающую среду, как в группе, так и на участке. Для сюжетно-ролевой игры «Семья» сшили и связали при помощи родителей одежду куклам по сезонам, комплекты постельного белья. Выпилили из фанеры и украсили орнаментами городецкой, хохломской росписью разделочные доски и кухонную утварь. Из папье-маше сделали посуду. На участок из фанеры и досок сделали мебель: кровать, стол, диван.

Для сюжетно-ролевой игры: «Кафе» из солёного теста изготовили: печенье,  котлеты, сосиски, пельмени, яичницу, рыбу, оформили меню.

Для сюжетно-ролевой игры: «Магазин» сделали красочную витрину «Овощи-фрукты», кассу. Сшили халаты для продавцов, сумки для покупателей. Вместе с детьми сделали из бумаги: кошельки, деньги. Из пустых баночек из под гуаши сделали: консервы, соленья, варенье.

Для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» сделали из фанеры: кушетку, ростомер, весы. Сшили халаты. Для проверки зрения сделали таблицу. Вместе с детьми из бумаги изготовили: амбулаторные карты, рецепты, таблетки.

Для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» сшили халаты, пелерины. Изготовили альбом с образцами причёсок. Добавили маникюрный и косметический наборы.

Для сюжетно-ролевой игры «Пароход» сшили: бескозырки, воротники. Изготовили штурвал, якорь.

Полностью изготовили атрибуты к новой сюжетно-ролевой игре «Почта»: почтовый ящик, сшили сумку для почтальона. Вместе с детьми изготовили конверты, посылки, бандероли, газеты, журналы.

Полностью изготовили атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ателье»: сделали из фанеры стойку для образцов тканей, из бумаги – выкройки одежды, из ткани – рулоны ткани, самодельный журнал мод с фотографиями наших детей.

Для кукольного театра сделали ширму.

Все атрибуты для сюжетно-ролевых игр находятся в коробках, на которых с лицевой стороны есть картинки, обозначающие эти игры. И в эти коробки кладём предметы заместители: крышки, палочки от мороженного, лоскутки тканей и т.д. Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры.

     Для успешного осуществления поставленных задач по расширению знаний детей осуществляем не от случая к случаю, а систематически. Планирование осуществляем в соответствии с циклограммой воспитательно-образовательной работы с детьми во втором блоке. Беседы по ознакомлению с окружающим миром и с  трудом взрослых, планируем в утреннее время. Ежедневно на прогулке планируем сюжетно-ролевые игры. Многоплановые  сюжетно- ролевые  игры, строительные игры планируем после дневного сна. Д/игры по ознакомлению с окружающим миром в вечернее время.

      Понаблюдав за играми детей, мы заметили, что у наших детей увеличился объём знаний об окружающем мире, поэтому нам достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея игры. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. Если возникает спор о теме игры, советуем обсудить, чьё предложение интереснее. Поэтому к игре мы относимся серьёзно, с интересом и дети охотно рассказывают нам о своих планах. Когда обсуждаем до начала игры во что будут играть,  что для игры надо подготовить, её содержание, ход развития сюжета, мы выступаем как рядовые участники, поддерживаем различные интересные предложения. Внимательно следим, как дети самостоятельно распределяют роли, исходя из интересов играющих. У нас нет единого распределения ролей. Это зависит, прежде всего, от содержания игры, от состава играющих детей. Это бывает и коллективное обсуждение с участием воспитателя и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник. В нашей группе есть такие дети как: Ваня В., Соня Е., Злата Б. при распределении роли стараются на себя взять главную роль в игре. А другие подчиняются им. Мы следим, чтобы они не подавляли инициативу других детей, приучаем их, выполнять рядовые роли, и объясняем им, что Аня Б., Федя М., Саша Б. не хуже умеют придумать игру и сделать постройку.

Во время игр мы наблюдаем за играющими детьми и охраняем их самостоятельную игру. А с другой стороны руководим игрой, используя косвенные приёмы руководства: совет, вопрос, обсуждение, подсказка, предлагаем изменить игровую среду.

Одной из любимых игр детей продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра «Семья». С целью обогащенья содержания и активизации, имеющих у детей знаний, связанных с жизнью и трудом взрослых, мы проводили индивидуальные беседы о профессии их родителей, где они работают, чем полезен их труд и какое участие принимают сами дети в хозяйственном труде. Далее побуждали детей творчески воспроизводить быт семьи. Предлагали детям соорудить совместную постройку дома по представлению, используя строительный материал. Совместно с детьми разбирали следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «Я помогаю маме», «Как будто дома у нас младенец», «Семейный праздник». За счёт обсуждения этих ситуаций, игра обогатилась новым содержанием. Далее дети объединяли игры близкие по тематике: «Семья» и «Д/с» единым сюжетом, создавая возможность длительных игр.

В сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» дети играли просто, не интересно. Исполняли роль врача (который лечил все болезни) и мед.сестры. Много приходило «мам» с «дочками», но часто при выходе из кабинета врача, игра заканчивалась. По ходу игры наблюдали за развитие сюжета, не навязчиво советовали сходить в аптеку за лекарством, сходить в магазин купить что-нибудь вкусное, если «дочке» стало хуже, вызвать скорую помощь. С целью обогащения детей знаниями о труде мед.работников предлагали вспомнить работу врачей разных специальностей: окулиста, стоматолога, хирурга и т.д./из осмотра в д/с/. Рассматривали иллюстрации различных    медицинских инструментов, объясняя их назначение. Слушали рассказы детей о том, как они с родителями были на приёме у врача. Также читали детям произведения такие как: «Больной» Ю.Яковлева, «С человеком беда» Ю.Синицина, «Человек заболел» И.Туричина. Затем в беседе по содержанию произведений раскрывали смысл деятельности мед.персонала, показывали взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека – скорая помощь – больница – санаторий.

Привлекали детей к изготовлению игровых атрибутов: таблеток, амбулаторных карт, таблицы для проверки зрения. Теперь, когда дети начинают играть в игру, больные идут в регистратуру, берут амбулаторные карты и  идут на приём к разным специалистам. Тут же возникают другие игры: аптека, магазин, скорая помощь, детский сад и т.д.

Игра «Парикмахерская» хорошо знакома детям, но когда мы заметили, что интерес к ней пропал, изменили игровую среду. Мы за несколько дней до игры убрали все старые атрибуты. Заранее подготовленные новые атрибуты не выставляли сразу, а сообщили детям, что сегодня для парикмахерской поступил новый товар. Предложили будущим клиентам поучаствовать в «презентации» нового товара. Доставали атрибут, рассматривали его с детьми, оговаривали действия с ним и предлагали парикмахеру по-новому оформить свой уголок. Для развития сюжета игры предлагали детям сделать причёску, чтобы идти в гости или поехать в цирк.

Во время игры в «Театр» от лица зрителя задавали вопрос: «Где продаются билеты?» и таким образом наводили на мысль, чтобы сделать кассу.

Когда дети играли в сюжетно-ролевую игру «Магазин», в роли покупателя спрашивали о таких товарах, которых нет у продавцов. И в следующий раз видели, как эти товары появлялись на прилавке.

В старшей группе появилась новая игра «Почта». Перед тем как начать играть в новую игру «Почта» провели экскурсию. Побеседовали о труде почтальона и почтовых работниках. Рассмотрели почтовые принадлежности. Прочитали рассказ Маршака «Почта». Поиграли в д/игру «Кому что нужно?». Рассмотрели иллюстрации и картины из серии «Кем быть», составляли с детьми письма заболевшим детям. Вместе с детьми изготовили конверты, открытки, посылки. Дети из дома принесли газеты, журналы. Позже помогли детям устроить помещение почты, повесили почтовый ящик, советовали детям разложить отдельными стопками газеты, журналы, конверты. Следили, как дети распределят роли. Для развития сюжета предлагали поздравить друг друга с праздником, купить «дочке» журнал и почитать его. Вынуть из почтового ящика письма и отвезти на почту, а там рассортировать и дать почтальону для вручения адресату. Напоминали детям, что играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здороваться с почтальоном, благодарить за доставку писем, газет, журналов). Когда дети игру «Почта» освоили стали объединять её с другими играми: «Семья» (пишут письма своим друзьям, идут на почту, покупают конверты, подписывают их и опускают в почтовый ящик) или «Путешествие» (шлют телеграммы, пишут письма родным). После игр совместно с детьми обращаем внимание на ролевое поведение детей, обсуждаем проявление резкости, поощряем взаимопомощь, хвалим за интересную выдумку.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности мы организовываем игры – фантазирование. Совместную игру с детьми мы начали не с придумывания новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных игр, постепенно переводили детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для такого преобразования являются сюжеты знакомых сказок. Преобразовывать сказку достаточно легко: сохраняя общую картину событий, мы изменяем условия действий персонажей, и получается новая сказка. Сначала мы с детьми вспоминали сказку, а затем предлагали поиграть по новому: будем сочинять новую сказку, похожую. Возникает вопрос: «А как это делать?». Предлагали Вике К. рассказать кусочек сказки, затем мы придумывали новый кусочек, затем Настя П. продолжает, а дальше опять мы. А иногда мы начинали новую сказку: Дед посадил не репку, а ему хотелось, чтобы выросла новогодняя ёлка. Куда он пошёл за семенами? Кто ему помог? В следующий раз мы брали волшебство из сказки: «Царевна-лягушка». В ходе такой игры мы не следили за детьми, чтобы не возникала несоответствия придуманных «кусочков» сказки. Придумывать сказки мы начинаем с 2-3 детьми, остальные дети с интересом за нами наблюдали, а затем и сами включались в игру. Потом предлагали соединить творческое построение сюжета с реальными возможностями. Например: В «Поликлинику»приходят звери, им нужен доктор Айболит или Баба-Яга приходит в «Парикмахерскую» сделать причёску и т.д.

В преобразовании сказок мы часто используем волшебные средства. Здесь нам на помощь приходят предметы-заместители, которыми дети восполняют недостающие сюжетные игрушки. Большие возможности для игр открывают прогулки. Здесь у детей большие возможности для фантазирования.

      Для достижения лучших результатов в игровой деятельности с детьми мы проводили работу с родителями.

Провели родительское собрание на тему: «Организация и проведение сюжетно-ролевой деятельности в д/с». Оформили ширму на тему: «Растём играя». Провели консультации на темы: «Воспитательное значение игры», «Роль родителей в организации и развитии игровой деятельности дошкольника».

Родители: Лизы Д., Димы Б., Вари П, Риты Б, Вики К,  Вани В. помогают нам в оформлении игровых уголков, в изготовлении атрибут, в приобретении игрушек.

      Дети нашей группы,  научились выбирать самостоятельно тему, распределять роли, в совместной игре договариваться, мириться, убеждать, решать конфликты в ходе игры, согласовывать свои действия друг с другом(Андрей К, Настя П, Вика К, Лена З, Илюша А, Даша В, Рита Б, Саша Б ит.д. Но нам предстоит ещё большая работа. В дальнейшем планируем продолжать начатую работу по преобразованию сказок, а также будем придумывать, и обыгрывать настоящие истории. Изготовим атрибуты к  новым сюжетно-ролевым  играм: «Библиотека» и  «Школа».

     

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ игровой деятельности в старшей группе «Цветочный магазин» Воспитатель I квалификационной категории Юдина Алевтина Геннадьевна

Цель: приобщение детей старшего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужны...

КОНСПЕКТ игровой деятельности в старшей группе «Цветочный магазин» Воспитатель I квалификационной категории Бушмакина Елена Николаевна

Тема: «Цветочный магазин»Направление образования и развития (образовательная область): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Цель: приобщение детей старшего возраста ...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок и...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....