Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости
статья (подготовительная группа) по теме

Кузьмина Светлана Вячеславовна

Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_svety_2_-_kopiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у детей

чувства товарищества

доброты и отзывчивости

          Дошкольное детство – важнейший  период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей моральную ценную значимость.

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости, в способности к самоконтролю, в ответственности за свои поступки.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В период старшего дошкольного возраста у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, т.е. те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбия, аккуратности, умение замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.

В настоящее время сопряжено не только с трудностями политической и экономической жизни, но и с трудностями в воспитание наших детей. Часто, если не в большинстве случаев, родители, по причине своей занятости, перекладывают непосредственную заботу о своем ребенке на учителей и воспитателей, общаясь со своим ребенком только вечером и в выходные дни Поскольку ребенок проводит большую часть времени в детском саду – мы  воспитатели, должны сохранить то, что заложено природой в каждом ребенке – доброту. На основании мы стараемся привить детям положительные качества, формировать чувство ответственности за свое поведение, доброжелательность, общительность, чуткость и вежливость, Вежливость – она украшает человека и должна основываться на искренности, уважении к окружающим. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он знает «красивые» слова, но важно, чтобы при этом и чувства ребенка были также «красивыми».

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности. Воспитание чувство связано с развитием у детей положительного (эмоционального) отношения к окружающему – это  основа доброжелательности, чуткости.

Сочувствовать – значит понимать чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, более активно проявляет свои интересы, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе, не оставаться равнодушным к чему-либо.

Рождения сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов: «Тебе больно?», «Почему ты такой грустный?» Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать, и только положительно. Одобрение взрослого помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторить их. У ребенка появляется стремление быть добрым, внимательным, заботливым, и стать еще лучше, и поэтому, добрые, ласковые интонации в речи взрослого вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение. Сердитый голос, сердитое лицо – настораживают, вызывают беспокойство.   Поэтому и нам, взрослым, необходимо работать над собой.

Учить детей сочувствовать следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только сравнении хорошего, доброго с плохим, злым у ребенка формируются нравственные чувства. Чтобы воспитать у детей доброту, заботливость, желание совершить положительный поступок, вызвать стыд, раскаяние, когда он поступил плохо, важно найти такие формы и приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого (пострадавшего), заставили бы его переживать то, что переживает другой.

Работа началась с создания особого психологического климата, т. е. создание в группе спокойной, доброжелательной, тихой обстановки. Мы персонал группы, следим за своей речью, эмоциями, голосом. Голос стараемся не повышать, а пользуемся его интонацией, а также выразительностью речи. С первых дней дети нашей группы приучаются к порядку, ответственности, спокойному разговору, уважительному отношению к  взрослым.

Также мы используем все свои возможности, чтобы создать в нашей группе красоту, уют, доступность игр, комфортность. В группе есть разнообразные игровые зоны для мальчиков, и для девочек, и для совместных игр и занятий. Оформлен уголок добрых дел.  Книжный уголок дополнен литературой по данной теме. Подобран игровой и иллюстративный материал.

Большое внимание уделяется культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности, подтянутости. Прививается детям умение увидеть неполадки во внешнем виде у себя и у другого ребенка и тактично помочь ему.

Культура общения детей между собой и взрослыми предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка необходимо учить замечать состояние других людей, своих сверстников. Руководствоваться чувством уважения к окружающим. В связи с этим оформлен уголок настроения. С помощью его можно определять эмоциональное состояние ребенка, которому необходима эмоциональная поддержка, выделять причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в ДОУ. Для объединения детей, имеющих разные навыки в определенной деятельности по интересам используется «Доска желаний».

Работу по «Воспитанию у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости» проводится по трем основным направлениям:

А.Отношения детей друг с другом в группе или с сверстниками вне детского сада,

Б. Отношения детей с взрослыми: в детском саду с персоналом, вне детского сада-с родителями и посторонними взрослыми людьми,

В. Отношения детей к окружающей природе, животному миру.

Для осуществления поставленной цели и задач, разработано перспективное планирование на год.

В начале работы, провела с детьми обследование сформированности нравственного начала у детей старшего возраста. Каторое показало следующее: 9 из 13 детей могли назвать только два вежливых слова « здравствуйте», « до свидания»; четыре ребенка не назвали ни одного.

Эмоциональное состояние людей по картинкам, детям было очень сложно определить. 5 из 13 детей затруднились ответить совсем, восемь детей давали односложные ответы «хороший» или «плохой».

Умение объяснить смысл предложенной пословицы, не смог ни один ребенок. В совместных играх дети вели себя не собранно, часто нарушая правила игр. В общении с взрослыми дети не использовали вежливых слов.

Это еще раз показало, что работа с детьми по данной теме очень важна и не обходима.

В своей работе использую фронтальный, индивидуальный и подгрупповой методы общения с детьми, а также следующие формы :

1. ЗАНЯТИЯ.

На протяжении всего занятия делается акцент на нравственной стороне вопроса или темы, слежу за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу.

        2. ЭТИЧЕСКИЕ  БЕСЕДЫ.

Этические беседы основываются на чтении литературных произведений или стихов, с последующим их обсуждения (см. прилож.)

Положительные персонажи и герои сказок вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои,  как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть.

        3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.

Любая коллективная работа, коллективный труд обязывает ребенка к повышенной ответственности за свой участок работы, стимулирует к большому вниманию по отношению к соседу, помощи товарищу: при регулярном наведении порядка в группе ребенок выполняет не только порученную ему работу, но и помогает своему товарищу, проявляя при этом максимум усердия и старания.

    4.  РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

Рассматривание иллюстративного и наглядного материала вызывает у детей эмоциональное переживание: они по внешнему виду учатся определять внутреннее состояние человека, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении. При рассматривании одинаковых  по форме, виду, но противоположных по нравственному содержанию дети на наглядном примере могут сделать правильный вывод – «Что такое хорошо и что такое - плохо».

        5.  ИГРЫ.

Настольно - печатные игры. Это – игры,  развивающие словарный запас детей: игры по карточкам - «Когда мы так говорим?», «Как еще можно сказать?», «Составь предложение» Используем ребусы, кроссворды, игру «Хорошо - плохо»

Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».

Игры с мячом: «Назови ласково», «Чем я помогу маме» и т. д.

Речевые игры (см. картотеку)

Сюжетно - ролевые: «Парикмахерская», «Семья», «Дочки - матери».

        6.        ЛЕТУЧКИ.

По пятницам мы проводим с детьми итоги по нашим «Добрым делам». Подсчитываем количество фишек собранных в коробочки за «добрые дела и хорошие поступки» каждого ребенка и объявляем победителя недели. Победитель получает приз! Также провожу мини - беседы и этюды, на которых привожу примеры различных неожиданных и порой затруднительных для детей ситуаций, и внушаю , что нужно быть собранным, смелым, чтобы уметь оказать посильную помощь словом или действием, чтобы не оказаться безразличным и равнодушным в не обычной ситуации.

        7.        РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.

Через режимные моменты детей можно приучить к культуре поведения, вежливости, заботе друг о друге и о взрослых.

После тихого часа перед полдником у нас есть «минутка внимания» себе и своему товарищу. Дети тщательно приводят в порядок свой внешний вид и помогают это сделать и товарищу. Перед едой ребята напоминают друг другу в стихах, как нужно сидеть за столом и желают друг другу приятного аппетита.

При сборе на прогулку дети проявляют заботу и уважение к труду логопеда и к своим товарищам, которые в данный момент находятся на занятии – дети в раздевалке одеваются очень тихо и помогают друг другу.

В своей работе использую следующие методы:

           Метод контроля - в течении всего дня следим за поведением наших детей, за их работой, играми, требуем четкой реакции на замечание, рекомендации.

          Метод подсказки – в трудной ситуации подсказываем детям, как правильно поступить, или не заметно подводим ребенка к самостоятельному правильному выводу.

          Метод сравнения – только при сравнении положительного и отрицательного, хорошего и плохого в любой ситуации, можно правильно воспитывать чувства ребенка.

          Метод убеждения – этот метод используется в тех случаях, когда у ребенка уже сформировалось правильное представление, или тогда, когда ребенок сомневается в правильности своего мнения.

          Косвенный метод – это  создание благоприятных условий в группе, доброжелательного отношения персонала, работа над культурой поведения, общения, над словарным запасом детей и их речью, и эмоциональным состоянием.

          Оценка – это  оценка поступка ребенка, оценка результатов его деятельности, работы, внимания к окружающим.

Обязательное условие в работе с детьми – это всегда положительная превосходящая оценка со стороны взрослого. Это является не только условием, но и средством, побуждающим их к реальным проявлениям доброты. При этом, такая оценка сопутствует появлению у ребенка чувства гордости за приписываемое ему взрослым часто еще не сформированное качество (доброжелательность), что во многом определяет успешное усвоение этической информации и формирование опыта реальных проявлений доброжелательности, приобретающих положительную эмоциональную окраску. Положительная, превосходящая оценка взрослым ребенка, проявляющего негативное отношение к сверстнику, не вызывает у него чувство протеста и желание уличить взрослого во лжи, а способствует преодолению внутреннего конфликта и в результате этого - появлению чувства собственного достоинства. Подсказанный ребенку конкретный способ проявления доброжелательности принимается им легко и добровольно. Учитываются индивидуальные, эмоциональные качества ребенка – чтобы  не обидеть его, не унизить, не поставить его в неловкое положение на виду у всех. Для воспитателей – работа  над собой, над своими эмоциями, голосом, речью. Умение быстро и правильно оценить конкретную ситуацию.

Большую помощь в работе оказывают родители. От них мы узнаем индивидуальные особенности ребенка. Узнаем о его поведении вне детского сада. Со своей стороны – мы  информируем родителей о своих наблюдениях за детьми в группе, т.к. ребенок ведет себя по-разному в разной обстановке: родители его знают дома одним, а в группе ребенок может проявлять качества характера, неизвестные его близким.

 

С родителями было проведено тестирование, индивидуальные беседы, сделана папка - передвижка.

В результате проведения этой работы в нашей группе сложилась очень спокойная доброжелательная обстановка, которая проявляется в отношениях персонала группы между собой, в отношениях взрослых с детьми, в отношениях детей между собой. Дети стали более спокойными, более внимательными друг к другу, взрослым. Словарный запас детей «богатился: такими словами и фразами как «Разрешите, пожалуйста», «Вы не могли бы мне помочь?», «Всего доброго», и т.д.

У детей появилась потребность быть аккуратными, внимательными друг к другу и проявлять эти качества не только на словах, но и на деле в детском саду, дома, на прогулке, в гостях.

Работа по данной теме является не только очень нужной, но и очень интересной, и требует от взрослого человека большого терпения, потому, что воспитывая детей,  человек воспитывает и себя самого.

В дальнейшем продолжать эту работу буду с большим интересом, буду собирать и накапливать материал, различную информацию, изучать современные формы и методы работы в этом направлении и использовать их в дальнейшей своей работе.

                               

                                                                                           

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

Приёмы и методы, которые помогут родителям воспитать в своём ребенке чувство доброты и милосердия....

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия».

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»....

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия".

Наша с Вами задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви....

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

Консультация для родителей«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты в...