методическая рекомендация для педагога начинающего впервые работать по проекту
учебно-методический материал по теме

Соколова Любовь Владимировна

В настоящее время многие дошкольные учреждения включают в свою работу проектную деятельность. Данная стья поможет начинающим педагогам разобраться что такое проектная деятельность, раскроеет структуру работы над проектом.

Проектирование - это комплексная деятельность, ученики которой самостоятельно осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, при этом дети и взрослые соучаствуют в деятельности, то есть никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

— Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Проектирование интересная и увлекательная деятельность, но и сложная деятельность:

-требует большой подготовки различного материала;

-организация развивающей среды в зависимости от темы проекта;

-педагог должен организовать процесс так, чтобы все дети и по возможности семьи были задействованы в проекте.

В результате метода проекта происходит активное включение каждого ребенка в творческую поисковую деятельность, где есть возможность проявить свои личностные способности, утвердиться в собственной значимости, установить деловые отношения с воспитателем и сверстниками, родителями.

Выбор тематики проектов может различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться из базовой программы (в данном случае программа Васильевой), в других случаях -выдвигаться воспитателем с учетом своей темы аттестации, своих интересов и способностей детей. В третьих - тематика может ориентироваться на основе интересов детей (например, для детей младшей группы будет интересен проект на тему «Игрушки», для мальчиков на тему «Техника», для девочек «Куклы»),

Проект это интегрированная деятельность. Интеграция может быть частичной (художественно-изобразительная деятельность «Ах, ты зимушка-зима») и полная интеграция - включаются разные области (экология, ОБЖ, изо деятельность, математика...)

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

• занятия с включением проблемных ситуаций,детского экспериментирования и т.д.;
»комплексные блочно-тематические занятия;

»интеграция:

-частичная интеграция;

 -полная интеграция;

• метод проектов.

Чем проект отличается от тематических дней и недель:

-  обязательное условие это конечный результат- продукт деятельности, презентация;

-  участие семей в проекте

 

Типология проектов:

1.   По доминирующему методу:

-   исследовательские - требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета
исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки
результата. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
детского дизайна. («Мир воды»).

-   информационные. Цель такового проекта: собрать информацию о каком-то объекте, явлении,
а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад,
альбом  с  рисунками  и  фотографиями),  презентация.   (Исторический  альбом  «Защитники
Отечества», «Красная книга», «Журнал «Почемучка»).

-   творческие  -  не   имеют  детально   проработанной   структуры   совместной  деятельности
участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату,
интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления
результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера).   («Здравствуй,
Пушкин!», «Осенний вернисаж», «Веселая ярмарка»).

 

-   игровые  (приключенческие) - структура такого  проекта только  намечается,  участники
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые
отношения  в придуманных ситуациях.  («Любимые  игрушки»,  «Строим  город будущего»,
«Игра-путешествие в подводное царство»).

- практико-ориентированные - их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный
на социальные интересы, результат деятельности участников. Такой проект требует хорошо
продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий,
обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). («Цветочная
клумба»).

Проекты могут быть смешанными - информационно-игровой, информационно-творческий ит.п.

    2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

    3.  По характеру участи ребенка в проекте:  заказчик,  эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4.      По характеру контактов: осуществляются внутри одной возрастной группы; в контакте с
другой возрастной группой;  внутри ДОУ; в контакте с семьей, учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).

5.      По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6.      По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Структура проектов:

1) Подготовительный этап:

-определение с детьми темы проекта. Способы: опрос детей, создание проблемной ситуации для формирования заинтересованности у детей темой, предложенной педагогом, -определить цель, задачи, продолжительность проекта -разработка плана достижения цели -привлечение специалистов (физрук, музрук, другие учреждения) и других участников.

Пример: Проект «Моя семья» (творческий для мл.гр).

Дети, скоро праздник, посвященный Международному дню семьи. А ваши родители знают о таком празднике? Как вы думаете, кого мы можем пригласить на этот праздник? А у нас что-нибудь готово к празднику? Давайте мы подготовим для ваших родителей концерт.

2) Методический этап:

-сбор информации по теме (обсуждение с детьми того, что им нужно узнать, где взять материал, с помощью кого они могут его найти)

-составление план-схемы проекта.

-Подборка словесного материала (стихов, частушек, игр, сценок)

-работа с родителями: участие семей в выставке «Очумелые ручки», участие семей в конкурсе «Минута славы» (обговорить с родителями о подготовке номеров).

3) Технологический этап:

-включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности:

      * беседа, занятие,

*разные виды игр (словесные, подвижные, настольные....), *экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций, *изодеятельность, трудовая деятельность, просмотр диафильмов, слайдов, презентаций на компьютере,

 

 

* слушание дисков, использование художественного слова,

*работа с пословицами и поговорками, театрализация, экскурсии;

*работа с семьями (папки-передвижки, консультации, домашние задания, совместные поездки, походы, изготовление поделок, гербариев, участие в развлечении и.тп.)

-обработка информации и изготовление альбомов, докладов, гербариев.

-Беседа «Твоя семья»,

-занятие по ознакомлению с окр. миром «Моя семья»

-Рассматривание семейных фотографий

-игровые ситуации «Старшая сестра», «День рождения», «Бабушка приехала»

-пальчиковый и подвижные игры

-заучивание стихов, подготовка сценок

-составление сценария.

4) Итоговый этап:

Презентация - выставка работ, спектакль, викторина.

Развлечение «Международный день семьи».

Этот же проект можно дополнить для детей старшего возраста и изменить вид проекта с творческого на

информационный.

-задания семьям: составить генеалогическое дерево, изготовить эмблему и флаг семьи, участие в

фотовыставке «Семейный отдых», изготовление книг «Семейные профессии», «Выходной день в моей

семье».

-работа с детьми: сюжетно-ролевая игра «Семья», занятие «Права и обязанности в семье», беседа «Как я

помогаю дома», изодеятельность «Моя семья», «Мой дом», работа с пословицами по теме «Семья».

-итог - спортивное развлечение.

 

 

 

Подготовительный этап:

-определение с детьми темы проекта;

-постановка цели и задач;

 -определить

продолжительность и участников;

-разработка плана достижения цели.

 

Методический этап:

-сбор информации и материала по теме;

составление план – схемы проекта.

Технологический этап:

-включение в план – схему разных видов деятельности;

-обработка информации;

-подготовка презентации результата.

Итоговый этап:

-презентация проекта;

-анализ проекта и постановка новых задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_pedagogov_2011.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование - это комплексная деятельность, ученики которой самостоятельно осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, при этом дети и взрослые соучаствуют в деятельности, то есть никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

— Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Проектирование интересная и увлекательная деятельность, но и сложная деятельность:

-требует большой подготовки различного материала;

-организация развивающей среды в зависимости от темы проекта;

-педагог должен организовать процесс так, чтобы все дети и по возможности семьи были задействованы в проекте.

В результате метода проекта происходит активное включение каждого ребенка в творческую поисковую деятельность, где есть возможность проявить свои личностные способности, утвердиться в собственной значимости, установить деловые отношения с воспитателем и сверстниками, родителями.

Выбор тематики проектов может различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться из базовой программы (в данном случае программа Васильевой), в других случаях -выдвигаться воспитателем с учетом своей темы аттестации, своих интересов и способностей детей. В третьих - тематика может ориентироваться на основе интересов детей (например, для детей младшей группы будет интересен проект на тему «Игрушки», для мальчиков на тему «Техника», для девочек «Куклы»),

Проект это интегрированная деятельность. Интеграция может быть частичной (художественно-изобразительная деятельность «Ах, ты зимушка-зима») и полная интеграция - включаются разные области (экология, ОБЖ, изо деятельность, математика...)

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

•        занятия с включением проблемных ситуаций,детского экспериментирования и т.д.;
»комплексные блочно-тематические занятия;

»интеграция:

-частичная интеграция;

 -полная интеграция;

•        метод проектов.

Чем проект отличается от тематических дней и недель:

  • обязательное условие это конечный результат- продукт деятельности, презентация;
  • участие семей в проекте

Типология проектов: 1.   По доминирующему методу:

  • исследовательские - требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета
    исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки
    результата. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
    детского дизайна. («Мир воды»).
  • информационные. Цель такового проекта: собрать информацию о каком-то объекте, явлении,
    а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
    Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад,
    альбом  с  рисунками  и  фотографиями),  презентация.   (Исторический  альбом  «Защитники
    Отечества», «Красная книга», «Журнал «Почемучка»).

-        творческие  -  не   имеют  детально   проработанной   структуры   совместной  деятельности
участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату,
интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления
результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера).   («Здравствуй,
Пушкин!», «Осенний вернисаж», «Веселая ярмарка»).

-        игровые  (приключенческие) - структура такого  проекта только  намечается,  участники
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые
отношения  в придуманных ситуациях.  («Любимые  игрушки»,  «Строим  город будущего»,
«Игра-путешествие в подводное царство»).

-        практико-ориентированные - их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный
на социальные интересы, результат деятельности участников. Такой проект требует хорошо
продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий,
обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). («Цветочная
клумба»).

Проекты могут быть смешанными - информационно-игровой, информационно-творческий ит.п.

    2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

    3.  По характеру участи ребенка в проекте:  заказчик,  эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

  1. По характеру контактов: осуществляются внутри одной возрастной группы; в контакте с
    другой возрастной группой;  внутри ДОУ; в контакте с семьей, учреждениями культуры,
    общественными организациями (открытый проект).
  2. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  3. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Структура проектов:

1)        Подготовительный этап:

-определение с детьми темы проекта. Способы: опрос детей, создание проблемной ситуации для формирования заинтересованности у детей темой, предложенной педагогом, -определить цель, задачи, продолжительность проекта -разработка плана достижения цели -привлечение специалистов (физрук, музрук, другие учреждения) и других участников.

(нарисовать таблицу оформления проектов)

Пример: Проект «Моя семья» (творческий для мл.гр).

Дети, скоро праздник, посвященный Международному дню семьи. А ваши родители знают о таком празднике? Как вы думаете, кого мы можем пригласить на этот праздник? А у нас что-нибудь готово к празднику? Давайте мы подготовим для ваших родителей концерт.

2)        Методический этап:

-сбор информации по теме (обсуждение с детьми того, что им нужно узнать, где взять материал, с помощью кого они могут его найти)

-составление план-схемы проекта.

-Подборка словесного материала (стихов, частушек, игр, сценок)

-работа с родителями: участие семей в выставке «Очумелые ручки», участие семей в конкурсе «Минута славы» (обговорить с родителями о подготовке номеров).

3)        Технологический этап:

-включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности:

      * беседа, занятие,

*разные виды игр (словесные, подвижные, настольные....), *экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций, *изодеятельность, трудовая деятельность, просмотр диафильмов, слайдов, презентаций на компьютере,

* слушание дисков, использование художественного слова,

*работа с пословицами и поговорками, театрализация, экскурсии;

*работа с семьями (папки-передвижки, консультации, домашние задания, совместные поездки, походы, изготовление поделок, гербариев, участие в развлечении и.тп.)

-обработка информации и изготовление альбомов, докладов, гербариев.

-Беседа «Твоя семья»,

-занятие по ознакомлению с окр. миром «Моя семья»

-Рассматривание семейных фотографий

-игровые ситуации «Старшая сестра», «День рождения», «Бабушка приехала»

-пальчиковый и подвижные игры

-заучивание стихов, подготовка сценок

-составление сценария.

4) Итоговый этап:

Презентация - выставка работ, спектакль, викторина.

Развлечение «Международный день семьи».

Этот же проект можно дополнить для детей старшего возраста и изменить вид проекта с творческого на

информационный.

-задания семьям: составить генеалогическое дерево, изготовить эмблему и флаг семьи, участие в

фотовыставке «Семейный отдых», изготовление книг «Семейные профессии», «Выходной день в моей

семье».

-работа с детьми: сюжетно-ролевая игра «Семья», занятие «Права и обязанности в семье», беседа «Как я

помогаю дома», изодеятельность «Моя семья», «Мой дом», работа с пословицами по теме «Семья».

-итог - спортивное развлечение.

Темы проектов для обсуждения: Всемирный день космонавтики Международный день птиц всемирный день животных Здравствуй, Пушкин! У нас в нескучном саду Детский сад будущего Веселый этикет Жалобная книга природы Полезные вещи

Подготовительный этап:

-определение с детьми темы проекта;

-постановка цели и задач;

 -определить

продолжительность и участников;

-разработка плана достижения цели.

Методический этап:

-сбор информации и материала по теме;

составление план – схемы проекта.

Технологический этап:

-включение в план – схему разных видов деятельности;

-обработка информации;

-подготовка презентации результата.

Итоговый этап:

-презентация проекта;

-анализ проекта и постановка новых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ: "Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в ДОУ"

Данные методические рекомендации помогут воспитателям ДОУ реализовать задачи ФГТ в образовательной области "ЗДОРОВЬЕ" и тем самым сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью и здоровью...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе работе с родителями воспитанников

Данные рекомендации разработаны для педагогов ДОУ для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ФГОС ДО....

Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников

Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОдля повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДО в соответствии с ФГОС ДО....

КОНСУЛЬТАЦИЯ Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»

Материал для педагогов ДОУ о том как и в какой форме организовать детско-родительскую   эколого-оздоровительную работу....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО)

Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Характерной тенденцией ...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ при работе с неблагополучными семьями

 Предложенные методические рекомендации представляют информацию  по основным вопросам  деятельности  педагога в образовательном учреждении. В пособии даны образцы документов...