Консультация для воспитателей "Связаная речь"
консультация (подготовительная группа) на тему

Назарова Ирина Викторовна

Связаная реяь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

                    Консультация для воспитателей

                                 « Связная речь»

     Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить свои высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка: при пересказах, при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных  произведений.

     Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл  отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребёнка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи включает решение других частных задач обучения родному языку:1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно):,  2) формирование  грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа) 3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).

     Известны два основных вида речи—диалогическая и монологическая. Методика развития речи - это педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.

     Основная задача методики разрабатывать на научной педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приёмы развития речи, вооружать ими воспитателей  детского сада, чтобы они  могли  наиболее успешно развивать   у детей необходимые речевые умения и способности. Основное содержание данного курса - формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими. Методика развития речи, как и другие частные методики, даёт ответ на такие основные вопросы: 1) Чему учить? (какие речевые умения воспитывать у детей). 2)  Как учить? (какие методы и приёмы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях) 3) Почему именно так учить? (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).

     Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь – это одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом.  Методика развития речи, как  и вся педагогическая наука, относится к общественным наукам. Её методологической основой является учение о языке и мышлении. Язык явление историческое, изменяющееся. Поэтому я должна при обучении детей учитывать современные языковые нормы орфоэпии (орфоэпия – это правильное произношение), грамматики, лексики. Язык – система словесных знаков – средство или орудие общения. А речь или речевая деятельность- сам процесс общения.

     Методика развития речи связана с психологией, с языкознанием,  математикой, анатомией, педагогикой и историей. Самое важное в речевом общении сообщить, какую-то мысль собеседнику, в этом случае: 1) язык—средство общения, регуляции поведения. Это первые функции языка коммуникативная. 2) Познавательная—вторая функция языка. Она является средством орудия познания. 3) Планирующая—она должна быть орудием интеллектуальной деятельности, решением мыслительных задач. 4) Экспрессивная, эстетическая. В речевом процессе могут проявляться эмоции, личный вкус, в отборе языковых средств, поэтический слух. В процессе работы по развитию речи я не только формирую речевые мнения детей, обогащаю их знания об окружающем, но и провожу большую воспитательскую работу в соответствии задачами дошкольной педагогики: развиваю мышление, умственные способности детей, формирую их нравственные качества, эстетические представления и т.д. Язык вступает и как средство воспитания. В связи с этим в методике и развитии речи рассматриваются и требования к речи воспитателя.

                                     Требования к речи воспитателя.

Содержательность, точность, логичность, доступность, богатство словаря, чистота произношения в соответствии нормам литературного языка, выразительность и образность, чёткая дикция, правильный темп, связность, грамматическая правильность.

                 Задачи методики развития речи и их содержания.

  1. Словарная работа и ознакомление с окружающим. Сообщение слова обозначающего какой-нибудь предмет или явления происходит при ознакомлении детей с окружающим на занятиях, в играх, в труде, повседневной жизни.
  2. Формирование грамматической правильной речи. Знакомлю детей с новыми грамматическими формами, закрепляю правильное употребление наиболее трудных форм, вырабатываю привычку говорить грамматически правильно.
  3. Воспитание звуковой культуры речи. Работа над звуковой стороной речи основывается на данном русской фонетики и орфоэпии. Ребёнок усваивает систему ударения в словах, интонационный стройродного языка, произношение вслух. Необходимо научить ребёнка и культуре поведения в процессе речевого общения.
  4. Обучение разговорной речи (диалогической). Это умение детей слушать и понимать речь, обращённую к ним, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и  спрашивать. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.
  5. Развитие связной речи (монологической) обучение рассказами. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией.
  6. Ознакомление с художественной литературой (воспитание интереса к художественному слову.) Воспитатель формирует у детей умение слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения об их героях. Воспитателю нужно пробудить у каждого ребёнка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно, обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств у детей.
  7. Подготовка детей к грамматике. Воспитателю необходимо развивать у детей умение слышать сказанное воспитателем, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространённых предложениях небольших связных рассказов. Каждое из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного эстетического воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....