Главные вкладки

    Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
    консультация по развитию речи на тему

    Алексеева Наталья Валентиновна

    Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация по развитию речи21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развиваем пальчики - развиваем речь

    Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

    Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

    Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

    На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

    Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

    Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

    Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

     «Пальчики здороваются»

    Идут четыре братца 
    Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), 
    Здравствуй, большой! (с большим щепотью) 
    Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) 
    Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним) 
    Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным) 
    Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

    Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

    «Дружные братья»

    Ну-ка, братцы за работу, 
    Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). 
    Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), 
    Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), 
    А тебе воду носить (разгибает средние пальцы), 
    А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы), 
    А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

    «Этот пальчик»

    Этот пальчик - дедушка, 
    Этот пальчик - бабушка, 
    Этот пальчик - папочка, 
    Этот пальчик - мамочка, 
    Этот пальчик - наш малыш! 
    (поочередно загибать пальцы в кулачок)

    «Человечки»

    Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

    «Помощники»

    Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 
    Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), 
    Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), 
    Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

    Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

    "Сидит белка..."

    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому.

    Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

    "Дружба"

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики
    (пальцы рук соединяются в "замок").
    Мы с тобой подружим маленькие пальчики
    (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
    Раз, два, три, четыре, пять
    (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
    Начинай считать опять.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы закончили считать
    (руки вниз, встряхнуть кистями).

    "Дом и ворота"

    На поляне дом стоит ("дом"),
    Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
    Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
    В этот домик приглашаем ("дом").

    Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

    "Пальцы здороваются"

    Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

    "Оса"

    выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

    то же левой рукой;

    то же двумя руками;

    "Человечек"

    указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

    те же движения производить пальцами левой руки;

    те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

    "Коза"

    вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

    то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

    то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

    "Зайчик"

    вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

    то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

    то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

    пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

    "Цветок"

    руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

    "Кулак-ребро-ладонь"

    на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

    Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься :

    • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
    • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
    • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
    • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
    • собирать различные мозаики.

    Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

    Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

    Консультации для родителей. Развиваем пальчики - развиваем речь.

    Пальчиковые игры развивают не только пластику рук, но и межполушарное взаимодействие головного мозга. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка, постепенно усложняясь...

    Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

    Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....

    Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

    Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....

    Консультация для педагогов "Развиваем пальчики-развиваем речь"

    Консультация для воспитателей «Развиваем пальчики — развиваем речь»Речь – это феномен человеческой природы, как и сам человек и всё на земле. Некоторые ученые утверждали, ...

    Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

    Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

    Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»

    Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»...