Главные вкладки

    Учебно-методическое, пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью «Подбери палитру», «Четвёртая лишняя (картина)», «Угадай картину»
    учебно-методическое пособие (старшая группа)

    Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

    «Подбери палитру»

    «Четвёртая лишняя (картина)»

    «Угадай картину»

    Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

    Лунина Ирина Валерьевна

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАННОГО ПОСОБИЯ.

    Цель 1: Закрепить знания о жанрах живописи, их отличительных и составных особенностях и частях, средствах выразительности.

    Цель 2: Формировать эмоционально – целостное восприятия живописи у детей дошкольного возраста

        Задачи:

    • Закреплять знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
    • Продолжать учить понимать замысел произведения, его содержание.
    • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
    • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
    • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
    • выделять выразительные средства,
    • формировать умения «читать» картины,
    • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
    • Формирование  творческого восприятия картины.
    • Сравнение изображенного с личным опытом
    • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
    •  Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
    •  Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx153.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85

    комбинированного вида Красногвардейского района

    Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

    «Подбери палитру»

    «Четвёртая лишняя (картина)»

    «Угадай картину»

    Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

    Лунина Ирина Валерьевна

    Санкт-Петербурга

    2012

    «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
    Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

    В.А.Сухомлинский.

    Живопись

    – это самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.

    Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.

    При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

    Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

    С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

    При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.

    Основные функции изобразительного искусства

    Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

    Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

    Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление  с реальной действительностью

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАННОГО ПОСОБИЯ.

    Цель 1: Закрепить знания о жанрах живописи, их отличительных и составных особенностях и частях, средствах выразительности.

    Цель 2: Формировать эмоционально – целостное восприятия живописи у детей дошкольного возраста.

    Программные задачи по ознакомлению  детей с живописью

    Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

    Первая группа –  содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

    Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

    Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

    Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

    Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

    2 младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и как изобразил художник в рисунке.

    При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства.

    Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали.

    При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму.

    Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения.

    Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами.

    У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.

    Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях.

    У них формируют понятия «хороший», «красивый».

    Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

            Задачи:

    • Закреплять знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
    • Продолжать учить понимать замысел произведения, его содержание.
    • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
    • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
    • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
    • выделять выразительные средства,
    • формировать умения «читать» картины,
    • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
    • Формирование  творческого восприятия картины.
    • Сравнение изображенного с личным опытом
    • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
    •  Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
    •  Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

    Натюрморт

    Если видишь на картине чудо вазу на столе,

    В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

    Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.

    Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.

    А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

    В завершение положим спелых персиков и слив.

    А ещё в картине может нарисованным быть торт.

    И поэтому картина называется – натюрморт!

    Портрет

    Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

    Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

    Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

    В нарисованной картине это главное лицо.

    Может, пап или мам, может, дедушка и я

    Нарисованы в картине. может, вся моя семья.

    Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

    Что красивая картина называется портрет!

    Пейзаж

    Если видишь на картине, нарисована река,

    Живописные долины и дремучие леса,

    Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

    Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

    Нарисованным быть может или север, или юг.

    И любое время года  мы в картине разглядим.

    Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

    Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...

    Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью.

    Играя ребенок сам того не понимая познакомится с разными жанрами живописи....

    Семинар-практикум "Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью"

    Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ...

    Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

    В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

    Учебно - методическая разработка " Режим дня для детей дошкольного возраста в холодный период года"

    Учебно - методическая разработка  " Режим дня для детей дошкольного возраста в холодный период года"...

    Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

    Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью...

    Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

    Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...