Учебно-методическое, пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью «Подбери палитру», «Четвёртая лишняя (картина)», «Угадай картину»
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

«Подбери палитру»

«Четвёртая лишняя (картина)»

«Угадай картину»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Лунина Ирина Валерьевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАННОГО ПОСОБИЯ.

Цель 1: Закрепить знания о жанрах живописи, их отличительных и составных особенностях и частях, средствах выразительности.

Цель 2: Формировать эмоционально – целостное восприятия живописи у детей дошкольного возраста

    Задачи:

  • Закреплять знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
  • Продолжать учить понимать замысел произведения, его содержание.
  • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
  • Формирование  творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
  •  Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
  •  Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx153.6 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85

комбинированного вида Красногвардейского района

Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

«Подбери палитру»

«Четвёртая лишняя (картина)»

«Угадай картину»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Лунина Ирина Валерьевна

Санкт-Петербурга

2012

«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

В.А.Сухомлинский.

Живопись

– это самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.

Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.

При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.

Основные функции изобразительного искусства

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление  с реальной действительностью

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАННОГО ПОСОБИЯ.

Цель 1: Закрепить знания о жанрах живописи, их отличительных и составных особенностях и частях, средствах выразительности.

Цель 2: Формировать эмоционально – целостное восприятия живописи у детей дошкольного возраста.

Программные задачи по ознакомлению  детей с живописью

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа –  содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и как изобразил художник в рисунке.

При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства.

Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали.

При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму.

Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения.

Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами.

У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.

Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях.

У них формируют понятия «хороший», «красивый».

Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

        Задачи:

  • Закреплять знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
  • Продолжать учить понимать замысел произведения, его содержание.
  • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
  • Формирование  творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
  •  Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
  •  Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

Натюрморт

Если видишь на картине чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А ещё в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется – натюрморт!

Портрет

Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

В нарисованной картине это главное лицо.

Может, пап или мам, может, дедушка и я

Нарисованы в картине. может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

Что красивая картина называется портрет!

Пейзаж

Если видишь на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года  мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью.

Играя ребенок сам того не понимая познакомится с разными жанрами живописи....

Семинар-практикум "Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью"

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ...

Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью...

Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

1. «Из чего состоит пейзаж»Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие ж...