Методические рекомендации на тему: "Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании"
методическая разработка по теме

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ. Содержат особенности организации педагогического процесса, критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов, упражнения для развития исследовательских качеств и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности  по художественно – эстетическому развитию детей № 2 «Белочка» г. Николаевска – на – Амуре  Хабаровского края.

     Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании.

                              (методические рекомендации)

                                                                       Автор: Бронникова М.Е.

                         г.Николаевск – на – Амуре,2012г.

                                      План:

Введение.

  1. Особенности организации педагогического процесса.
  2. Критерии и способы оценивания конечных и промежуточных результатов.
  3. Упражнения, способствующие развитию исследовательских навыков дошкольников.
  4. Приложения.

 Введение.

     Изменившаяся ситуация общественного развития связана с необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной личности. Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, который связан с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В 21 веке становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых различных сферах жизни.  

     Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить логическое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

     Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

     Касаясь этимологического анализа слова «исследования»,   под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.

      Исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Никоим образом не умаляя необходимости развития у человека навыков преобразования окружающей действительности (т.е., прежде всего, навыков проектирования), развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий.

           Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Важно подчеркнуть непреходящее значение этой ценности для исследовательского типа мышления.

 

1.Особенности организации педагогического процесса.

     При проектировании исследовательской деятельности дошкольников в качестве основы предлагаю использовать модель исследования, разработанную и принятую в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения принципиально отличается от таковой в сфере науки. Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении детьми функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к познавательной деятельности и приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного воспитанника).

     Обязательно наличие основных этапов, характерных для исследования:

  • нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • его анализ и обобщение;
  • собственные выводы.

  Формы работы с детьми, соответствующие  виду деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Особенностью педагогической деятельности должно стать:

а)        использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

б)        создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;

в)        моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;

г)        широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

     Для осуществления исследовательской работы дети должны овладеть определёнными навыками, а так же умениями логического и творческого мышления. К ним относятся умения: (по А.И.Савенкову)

- видеть проблему

- задавать вопросы

- выдвигать гипотезу

- давать определения понятиям

- классифицировать

- наблюдать

- умения и навыки проведения эксперимента

- структурировать полученный материал

- делать выводы и умозаключения

- доказывать и защищать свои идеи

        Для развития у детей этих навыков и умений возможно использование следующих методов и приёмов:

   Наблюдение как способ выявить проблему:

  • «Наблюдение очевидного»;
  • «Наблюдаем настроение»;
  • «Сколько значений у предмета?»;
  • «Посмотреть на мир чужими глазами»;
  • «Продолжи рассказ».

Эти приёмы помогают детям изменять собственную точку зрения , посмотреть на объекты исследования с различных сторон, развивают оригинальность в ответах, раскованность.

    Для развития базового умения исследователя – умения выдвигать гипотезы, строить предположения обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а так же решительность и смелость. Надо научиться, размышляя задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая, таким образом, потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Для развития этого умения помогают приёмы:

-  уточняющие вопросы

-   восполняющие вопросы

-   задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок (логических, стилистических, фактических)

-   вопросы и ответы

-   задание «Найди загаданное слово»

       Для развития логического мышления и умения определять понятия необходимы приёмы:

-  описание    

Этот приём предполагает перечисление внешних черт предмета с целью отличения его от сходных с ним предметов. Для ребёнка описать объект это значит ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем похоже?» Примеров описания для детей множество в художественной литературе, мною использованы произведения Н.Сладкова «В песках.», В.Чаплиной «В нашем лесу» и др. Знакомство с подборками таких описаний позволило детям делать аналогичные описания самостоятельно.

-  загадки

Очень действенный и эффективный приём для развития умения давать определения понятиям. Практически любая загадка – это попытка дать определение понятию. В стихотворной форме даётся понятная для детей информация, которая требует умственных операций для определения отгадки.

-  классификация

Это приём деления, распределения предметов на группы, по определённому принципу. Дети сначала осваивают простой способ классификации по одному признаку («Овощи и фрукты»), но при планомерной работе над развитием этого умения дошкольники осваивают многоступенчатую, разветвлённую классификацию. Дети сами находят  множество вариантов деления (по цвету, форме, размеру, способу применения и т.д.).     Они способствуют развитию наблюдательности, целостного восприятия предметов и объектов, развивают и обогащают речь детей.

 В процессе развития умения делать выводы и умозаключения помогают задания: «Объясни значение выражения», «Как люди смотрят на мир ».  

 Самый эффективный метод для дошкольников – это метод экспериментирования. Он позволил детям в условиях практических действий усваивать знания, решать проблему и наглядно видеть результаты исследования.

  В ДОУ возможно использование экспериментов двух видов:

  1. Демонстрационный - при котором объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами.
  2. Фронтальный - объектов много и они находятся в руках у детей.

Эти два типа дополняют и компенсируют недостатки друг друга. Развивают у детей любознательность, инициативность, самостоятельность.

2.Критерии и способы оценивания конечных и промежуточных результатов.

          Критерии эффективности детской   деятельности:

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3.Деликатность в общении взрослого с ребенком при обсуждении плана, пути достижения цели.

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников.

Методика «Невербальная классификация» Т.Д.Марцинковской.

Позволяет оценить уровень развития словесно-логического мышления, используя методы исследовательской деятельности.

     Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышления детей. Именно поэтому так важно, чтобы дети самостоятельно сформулировали заданный принцип классификации.

    Критериями оценки уровня развития словесно-логического мышления служит правильность распределения группы из 20 картинок по классам, по смыслам понятий на две группы, не объясняя принципа деления.  Дети должны самостоятельно сформулировать заданный принцип классификации. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

     Вариант методики «Словесные субтесты» исследования словесно-логического мышления дошкольников. Авторы: Э.Ф.Замбацявичене (1984г.) с дополнительной интерпретацией  Л.Ф.Чупрова (2001г.)

 Данный вариант методики направлен на обследование умений классифицировать и обобщать. При анализе нужно учитывать первые попытки и все «+» индексы. Бальные индексы суммируются. Сумма баллов распределяется по уровням.

 Критерии структуры экспериментирования, разработанные А.И.Ивановой «Особенности организации экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста».

                                   

3.Упражнения способствующие развитию исследовательских навыков дошкольников.

       Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок  может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т.д.

     Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников.

 Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

     Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

     Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

     Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Оканчивание слов»

     Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…        

·        до…

·        на…        

·        че…

·        за…        

·        пры…

·        ми…        

·        ку…

·        му…        

·        зо…

     Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

     Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

      Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

     Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т.д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

 Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·        Устой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

4.Приложение.

План-конспект непосредственно  образовательной деятельности

на тему: «Изучаем незнакомку»

(исследовательская деятельность +ручной труд).

Возраст:    старший дошкольный.

Формы работы: игры с правилами, игровые упражнения, ситуативный разговор, беседа, наблюдение, экспериментирование, продуктивная деятельность, исполнение.

Интеграция: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка», «Социализация».

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности.

Задачи: 

  • Систематизировать знания детей о тканях («Познание»)
  • Создать условия для употребления в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Коммуникация»)
  • Развивать мелкую моторику рук, показать способ изготовления тряпичной куклы-пеленашки («Труд»)
  • Продолжать развивать наблюдательность, умение делать выводы и умозаключения в ходе познавательно-экспериментальной деятельности («Познание»)
  • Воспитывать любовь и уважение к национальной культуре, формировать патриотические чувства («Социализация»)
  • Развивать способность соизмерять музыкальный ритм с движениями собственного тела  («Музыка»)

Материалы и оборудование: алгоритм исследовательской деятельности, картинки для фиксации детских идей, лупа, лоскуток ситца и марли (на каждого ребенка), клубок шерстяных ниток, чудесный мешочек, лоскутки разнообразных видов тканей, алгоритм изготовления «Куклы-пеленашки», набор тканей для изготовления куклы каждым ребенком, видеозапись, фонограмма песни «Колыбельная» Р.Паулса из кинофильма «Долгая дорога в дюнах».

Логика образовательной деятельности.

     Для создания положительного настроя, эмоционального раскрепощения перед началом работы воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом, с гостями и со всем окружающим миром.

Д/И «Солнышко» (дети, стоя в кругу, говорят слова и передают друг другу ударом по ладони, последние слова произносят хором)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, крепенький дубок.

Мы живем в родном краю-

Всех я вас приветствую.

    Воспитатель предлагает детям просмотреть видео сообщение, в котором куклы Барби рассказывают детям о том, что они рассматривали свой семейный фотоальбом и увидели фотографию незнакомки (куклы-пеленашки). Они о ней ничего не знают. И просят детей им помочь, узнать всё о незнакомке с фотографии.

   Проблемная ситуация: как нам узнать всё о незнакомке и выполнить просьбу.

   Для решения проблемной ситуации воспитатель предлагает детям воспользоваться «кругом-идей». Дети по очереди становятся в круг и высказывают свои идеи, гипотезы. Воспитатель фиксирует их.

Первый вопрос: как её зовут?

Воспользуемся способом: спросить у другого человека. Для этого в группу приглашен ребенок из подготовительной группы (Элементы технологии тьюторства). Он рассказывает детям о том, как её зовут, и приносит фотографии различных кукол-пеленашек. Фото воспитатель крепит на магнитную доску.

Второй вопрос: из чего она сделана?

   Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии, может кто-то может ответить на этот вопрос. Дети предполагают, что она изготовлена из ткани. А из чего состоит ткань, мы сейчас узнаем.

                       

                                   Экспериментальная деятельность.

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу два лоскутка: ситца и марли. Задает вопросы: из чего состоит ткань? (из нитей), как расположены нити по отношению друг к другу, у марли и у ситца.  Предлагает попробовать на прочность, потянуть за противоположные углы. Воспитатель помогает детям сделать вывод о то, что у марли нити расположены далеко друг от друга, потому она не прочная, а у ситца нити расположены друг к другу близко, потому ткань прочная.

     Д/И «Чудесный мешочек»

Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один лоскуток ткани и описывают свои ощущения вслух. Остальные угадывают название этой ткани (например: теплая, толстая, выпуклая, нужна для пошива пальто - драп).

Д/И «Волшебный клубок»

Дети, стоя в кругу, передают клубок друг другу, при этом называют свойства и функции ткани (например: ткань как земля впитывает воду, для перевязки ран у врача нужен бинт и марля и т.д.)

Третий вопрос: для чего она нужна?

Воспользуемся способом: узнать в интернете или телепередаче. Для этого предложить детям просмотр видеоролика, в котором воспитатель в русском народном костюме рассказывает о назначении куклы-пеленашки и показывает способ её изготовления.

Четвертый вопрос: кто может её сделать?

Детям предлагается для закрепления последовательности алгоритм изготовления куклы-пеленашки и непосредственно ручной труд, самостоятельное изготовление куклы-пеленашки.

    Для рефлексии полученных знаний куклы в видеоролике спрашивают у детей: что они узнали? Дети отвечают на четыре поставленных вопроса. Куклы благодарят детей за помощь.  Дети, держа в руках кукол, исполняют «Колыбельную» Р.Паулса из кинофильма «Долгая дорога в дюнах».

 

Конспект занятия по обучению основам безопасности жизнедеятельности  на тему «Советы Доктора Айболита» для детей младшего дошкольного возраста совестно с родителями.

Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.
  2. Развивать логическое мышление, обогащать речь детей новыми словами, продолжать формировать навыки аппликации.
  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, бережное отношение к книге.
  4. Познакомить родителей с приёмами аппликации.

Словарная работа: соковыжималка, пульверизатор, микробы, организм. Методическое обеспечение. Дидактические средства: картинки с изображением ребенка с возрастными изменениями (младенец, ранний возраст, первоклассник), белый халат и колпак доктора для воспитателя, шапочки к инсценировке, пульверизатор, носовой платок у каждого ребенка, предметы заместители овощей, материал для подклеивания книг.

Методика проведения: 

1.Речевое общение.

   В красиво украшенный зал приглашаются родители(рассаживаются на скамейки) и дети. Обращается внимание детей на картинки с изображениями детей.

- Кто изображен на картинках?

- Дети одинаковые или разные? Они разного возраста. Дети изменились потому, что выросли. Вырасти ребятам помогает здоровье.

-Сегодня мы узнаем как быть здоровыми, как сохранять своё здоровье и укреплять его.

2.Инсценирование отрывка из произведения К.И Чуковского «Доктор Айболит».

-Сегодня на занятии я не буду, Марина Евгеньевна, а превращусь в Доктора Айболита. Давайте вспомним кого лечил Доктор Айболит?.

(Дети садятся на стульчики, воспитатель надевает шапочки участникам инсценировки, на себя халат и колпак доктора, в роли мамы Зайчихи участвует одна из мам воспитанников). Дети герой сценки со словами Айболита по очереди выходят к нему, в конце хором произносят заключительные слова. Аплодисменты артистам .

3.Демонстрационный опыт.

-Теперь Айболит научит ребятишек ,как сохранить своё здоровье, когда рядом кто-то чихает.

- Иногда случается так, что кто-то  из нас заболевает. Заболевший человек чихает и кашляет, микробы из его организма могут попасть к окружающим здоровым людям и заразить их. Айболит научит нас как не заразиться, когда рядом кто-то чихает.  

Воспитатель предлагает детям вытянуть вперед ладошки и брызгает на них из пульверизатора.

- Вот , ребята представьте ,что на вас чихнули . посмотрите на свои руки, что попало на них?

-Микробы таким путем могут попасть в наш организм и заразить нас.

Теперь предложить детям достать носовой платок и закрыть им руку. Воспитатель снова распыляет воду , но теперь на платок.

- Посмотрите как носовой платок защитил нас от микробов. Ничего не попало на наши руки.

Вывод: когда мы прикрываем рот платком во время чихания, наши микробы никого не заразят и не попадут в чужой организм.

4.Дидактическая игра «Овощи и фрукты».

-Ребята, чтобы быть здоровыми нужно есть свежие овощи и фрукт. Такой совет нам дает Айболит.

Детям  предлагаются перепутанные геометрические фигуры, похожие по форме на овощи и фрукты (оранжевый треугольник-морковь, зеленый овал-огурец ,желтый овал-банан, красный круг-томат). Дошкольники должны разложить в разные обручи овощи и фрукты.

5.Подвижная игра «Соковыжималка».

-Из свежих фруктов овощей получается вкусный и полезный сок.

После того, как дети разложили овощи и фрукты по местам предлагаю детям взять в руки любой овощ или фрукт. Родители встают колонной   парами за руки и поднимают их вверх, образуют – соковыжималку. Задача детей пробежать через соковыжималку и остановиться возле стакана с соком соответствующего цвета. Когда все овощи и фрукты попали в свой стакан ,дети хором называют название сока, который у них получился (морковный, огуречный, банановый, томатный).

6.Продуктивная деятельность. Ремонт разорванных книг «Мастерская Айболита».

-Сегодня мы много узнали о том, как сберечь своё здоровье. А теперь я предлагаю вам позаботится о здоровье других. У нас в группе много книг, которым нужно лечение и помощь.

К столам, приготовленным для аппликации, приглашаются родители вместе со своими детьми. Они в совместной деятельности выполняют ремонт книг для группы.

7.Исполнение детьми песни о здоровье.

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности     (подготовка детей к школе).

По теме: «Исследуем неопознанный объект».

ЗАДАЧИ: 1. Обобщить знания детей о звуковом анализе слова, составе числа, структуре задачи, различных способах измерения.

2. Развивать мыслительные операции (обобщение, сравнение, синтез, анализ, умозаключение), связную речь, навыки исследователя.

3. Воспитывать умение договориться, уступить, доброжелательность , уважение к сверстникам.

Ребята, поздоровайтесь с гостями и начнем играть.

Что у меня в руке? (лист бумаги)

Возьмите все по листу бумаги и выполняйте мои инструкции : сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, ещё раз сложите лист пополам и оторвите правый верхний угол (производим до тех пор пока хватает сил оторвать угол). Теперь разверните и посмотрите ,что у вас получилось . Можно ли сказать , что  у кого-то из вас получилось неправильно? Нет! Потому что каждый из вас имеет право на своё мнение, сколько людей, столько и мнений. Нужно только научиться свое мнение доказывать и объяснять.

Сегодня у нас с вами продолжает работу исследовательская лаборатория «Знайки»,  в которую попал неопознанный объект, который нам нужно изучить и установить, что это такое. Мы можем с вами предположить, что там находится – давайте выдвинем гипотезы. (дети предполагают : это игрушка, это еда, это одежда, это школьная принадлежность ) а исследовать наш объект мы будем по алгоритму: проверяем  форму, размер, цвет, материал, назначение для человека.

Итак, чтобы проверить форму нужно к картинкам с разными геометрическими формами  и телами подобрать звуковой домик этого слова. Разбейтесь на пары и приступайте. А наш объект будет давать нам подсказку – звуковым сигналом – и мы узнаем какой результат верный.

Для того чтобы проверить размер нам нужно разбиться на две команды. Дети разбирают предложенные примеры (состав числа) и делятся на две группы с ответом 9 и 10.

Нам помогут узнать размер два осьминога, нужно измерить длину их первой ноги. Скажите можно это сделать линейкой? Нет! а, что же нам поможет - условная мерка. (Дети измеряют волнистую линию с помощью тесьмы).

Узнать цвет предмета нам помогут два конверта. Раскройте их ,что там? Это просто картинки? Это задачи иллюстрации, соберите картинку из частей и составьте по ней задачу.

Теперь для определения материала, из которого сделан наш объект, я вам предлагаю изучить разные материалы: дерево, стекло, бумагу, пластмассу. Дети выбирают карточки обозначающие свойства определенного материала (по два на команду). Затем называют материал и его свойства.

Теперь я предлагаю вам научиться работе шифровальщика, нам это поможет в дальнейшем изучении.                                                                                

Дидактическая игра «Ассоциации». Детям предлагаются слова и словосочетания, которые они должны отобразить на листе значком.  Затем дети воспроизводят по памяти набор слов. (девочке холодно, драка, дедушка читает, деревянная ложка и т.д.).

Определить назначение неопознанного объекта нам поможет шифрованное письмо. Расшифровав его ,мы узнаем для чего этот предмет пригодится нам в будущем.

Давайте подведем итог, что мы узнали об объекте: он имеет форму шара, может быть разного размера, имеет голубой, зеленый, желтый и коричневый цвета, изготовлен из пластмассы, и пригодится для учения. Давайте сверим с гипотезами. Далее дети делают вывод о том, что находится в коробке.

Перед нами – шар особый,

А на нем - моря и реки,

Называют шар тот глобус.

Нужен глобус человеку.

Здесь увидишь Землю разом,

Государства и границы.

И по глобусу, ребята,

Будем с вами мы учиться.

             Семинар – практикум для родителей.

  Тема: « Учим детей  думать, размышлять, мыслить».

( для родителей детей старшего дошкольного возраста)

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения

           интеллектуальных задач и других  проблем.

Задачи:

  • Сформулировать представления родителей о мышлении как о поиске и открытии, нового, решении проблем.
  • Уяснить возможные стратегии развития мышления у дошкольников
  • Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

Форма проведения: родительский практикум.

Этап подготовки.

Подбор вопросов и практических заданий для отработки  навыков мышления у детей с помощью родителей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка?
  2. Чем мышление отличается от «думания».
  3. Каковы стратегии развития мышления  ребёнка?
  4. Можно ли заставить мыслить?
  5. Проблемные ситуации как основа мышления.
  6. Можно и нужно ли научить детей правильно и организованно мыслить.

Цитаты:

« Мы сильно заблуждаемся, если думаем , что жизнь ребёнка в большей степени зависит от детского сада, школы; нет школа и детский сад имеют только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа, и семейная жизнь.(К.Д. Ушинский).

« Воспитание ребёнка- это не милая забава, а задание , требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…» (Я. Корчак).

 

     Сегодня мы поговорим с вами о мышлении наших детей. Мы хотим, чтобы,  наши дети были смышлёным и  любознательными,  догадливыми, остроумными и сообразительными .

          Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит « уметь мыслить?», разве это умение не дано нам от рождения? Разве мы не рождаемся уже умными, или «не умными», или «не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?

             Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научится мыслить, чем тому который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только детсадовские занятия, поскольку, как писал известный педагог Я. Корчак: «Воспитание – это не милая забава, а задание,   требующее капиталовложений - тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей».

                Итак, целью нашей встречи является  оценить      значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления в условиях семейного воспитания.

            Нашу работу мы проведём в форме родительского практикума.

Обратите внимание, на доске изображена « лесенка познания», а рядом- фигурка родителя, который держит за руку своего ребёнка. В процессе работы фигурка попеременно ставится на ступеньки лестницы, символизирующей восхождение к постижению секретов мышления ребёнка и овладение приёмами его развития.

 

                                 «Почему это важно?» ( Ступени лестницы)

  1. Мы хотим ребёнку только лучшего.
  2. Почему это важно?
  3. Мышление и «думание».
  4. Стратегии взрослых
  5. Как научить детей мыслить?
  6. Ура! Мы победим.

 

Первая ступенька: мы хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому,  в первую очередь, мы должны понять. Почему мышление  - это важно. И сразу возникает вопрос, представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в нестандартную ситуацию, например , профессиональную. К ней нет готового решения, и человек, имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими затратами потерями ведёт к результату. Так чего же в этой  деятельности больше - воспоминаний о результатах « правильного обучения» или анализа  ситуации?

Мнение родителей…

        Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, « набивал шишки» и ошибался. Другими словами, тот, кто  никогда не становился на коньки,  не заскользит по ледяной глади сразу легко и красиво. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем - жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

         Хочу подчеркнуть, что умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах. В подтверждение этой мысли приведу интересный факт. Известный физик,  академик Ландау, погружённый в раздумья по поводу очередной гипотезы. Случайно, будучи в стенах своего академического института, перепутал этажи. В результате забрёл к учёным – географам, которые жарко спорили, ища ответ на давно минувший их вопрос. Усевшись в уголок и увлёкшись предметом спора, Ландау за 10 минут предложил поразившее всех точное решение.

          Поднимаясь на следующую ступень (переставляем фигурку), мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни и в профессии. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок  был успешным, вам нужно включатся в процесс развития его мышления.

Вторая ступенька: « Мышление и думание».

        Мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете мне возразить, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но « думание» и мышление – разные вещи.  В бытовое слово « думать» входят многие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. И, надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Это те, у кого « мои мысли – мои скакуны», кто начинает за здравие,  а кончает «за упокой». Каждый, вероятно, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он  бесцелен,  хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

    Я прошу вас взять на столе листки и обратить внимание на таблицу.

    Ваша задача – заполнить её признаками каждого процесса в ходе нашего   общения « на второй ступеньки» это не просто и является образцом вашего мышления.

       Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок находит что – то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно – следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких Почемучек: « почему?», « как?», « зачем?» Все они носят исследовательский характер. Конечно,  дети задают и другие вопросы: «что, где, когда?». Эти вопросы такого характера не имеют.

Участники обсуждают то, что получилось в результате заполнения таблицы.

Вариант заполнения таблицы:

      Мышление                                                Думание

                                                                                                                                                                     

Имеет цель                                                    Хаотично

Это открытие нового                                   Воспроизведение  известного

Помогает ответить на                                  Помогает ответить на вопросы

вопросы: «почему, как, зачем?»                 « что, где, когда?»

Третья ступенька: « Стратегии взрослых».

 Мы выяснили, что вопросы « почему, зачем?»,  активизируют мышление, а вопросы « где, когда?» - это вопросы к памяти. Чтобы ответить: «Почему это произошло?»  требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому.  

Вот тут взрослый выбирает различные стратегии прерывания размышлений ребёнка: «Подрастёшь – узнаешь», « разжевать и положить в рот», или «как сам – то думаешь».

Обмен мнениями. В конце все приходят к выводу, взрослый должен дать ребёнку не готовый ответ, а способ, с помощью которого он достигается.

Четвёртая ступенька: « Как научить ребёнка мыслить?»

Мнение родителей…

Развивать мышление -  значит,  учить ребёнка:

-сравнивать

-находить аналогии

-классифицировать

-обобщать и систематизировать

-доказывать опровергать

-определять понятия

-выделять главное

ставить и разрешать проблемы.

Итак, делаем вывод: мыслить детей, мы учим через создание проблемных ситуаций, и их решение, при этом проблемный материал должен быть различным. Предлагаю вам ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания.

                Упражнения в помощь родителям.

     1. «Чем,   похоже, и чем отличаются?»

     2. «Назови как можно больше признаков предметов»

     3. «Формулирование определений». (Что такое аквариум?)

     4. «Поиск аналогов» (Назови похожий предмет)

     5. «Поиск предметов по заданным признакам.

     Проблемные ситуации можно создавать и на « жизненном материале».

           1.Ситуация на транспорте.

Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она вышла, ты не успел. Что ты будешь делать?

  1. Ситуация с огнём.
  2. Ситуация с водой.

Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций. Можно задавать детям вопросы:

  • «Можно ли в квартире что- то изменить, чтобы стало удобнее?
  • «Как можно исправить положение?

     Замечательный способ развития мышления- коллекционирование.

Очень часто коллекционирование начинается с подаренной монеты, марки, которая расскажет о временах скифов, об античном Причерноморье. Потом к ней добавится вторая, третья, и увлечённость растёт. Так ребёнок приобщается к тайнам познания, и это очень важно для развития мышления.

Пятая ступенька: Ура! Мы победили!».

Мы убедились, что процесс мышления очень сложный.

Мыслить нельзя заставить. Вспомните родителей, с безуспешным раздражением, твердящим своим детям: «Думай, думай!». Именно потому так трудно решаются в науке и технике « спущенные сверху задачи и так легко и щедро находят решения изобретатели-энтузиасты, у которых есть внутренняя потребность к решению проблем,  мышление также нельзя «отменить» или «запретить»- неразрешённая проблема продолжает тревожить, интересовать, и он к ней постоянно возвращается.

    Я желаю Вам, мои дорогие союзники в деле развития мышления детей, успеха на трудном пути восхождения к его высотам. Пусть этот путь они пройдут вместе с вами. И тогда наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду...

Методическая разработка по теме: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука.

Проекты в дошкольной организации, это не новшество, но конечный продукт деятельности проекта заставляет задуматься. В своей работе я начала изучать и использовать, интересное методическое пособие &nda...

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»...

Методические рекомендации по разработке примерных адаптированных основных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ

Для обеспечения качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Методические рекомендации по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в непрерывной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС для развития конструктивных умений и навыков дошкольников».

Методические рекомендации описывают систему работы по развитию конструктивных умений и навыков дошкольников в соответствии с возрастом, проанализированы возможности современного дидактического средств...