Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками
методическая разработка по теме

Харитонова Асель Сахавадиновна

В данной работе раскрывается важность вопроса использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Промышленновская СОШ №2»

(Детский сад)

Номинация: Методическая разработка

Тема: Здоровьесберегающие технологии,

используемые в работе с дошкольниками

Выполнила: Нурмагамбетова

Асель Сахавадиновна,

воспитатель

МБОУ «Промышленновская СОШ №2»

(детский сад)

Промышленная

2013

Введение

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Актуальность выбранной         темы определена особой социально-экономической ситуацией в стране. По данным органов образования и здравоохранения России, состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает особую ответственность не только на ДОУ, но и на членов семьи, и в первую очередь на родителей. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».  

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий - разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка; обеспечение его полноценного здоровья; формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни; развитие разнообразных двигательных и физических качеств; укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.  

Данная методическая разработка знакомит педагогов с теоретическими основами использования в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, и направлена на установление преемственных связей детского сада и родителей в вопросах здоровьесбережения и на повышение родительской компетентности в данных вопросах.

             

1. Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий можно считать их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к  школьным нагрузкам.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения ЗОЖ;                                                                

- коррекционные технологии.                                                                                                    

Если в прошлом, двадцатом веке основные надежды по сохранению здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм (СанПин), то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента  с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.

Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования не только медицинскими, не только педагогическими  или психологическими средствами.  

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход  к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возр.

категория

Физкультурная

минутка

Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.


Все

группы

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений;

Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования

Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения



В ДОУ используются элементы спортивных игр

Все группы




Со ст.гр.

Пальчиковая

гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук

Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами


Все группы

Артикуляцион

ная

гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти

Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении


С 3-х лет

Бодрящая

гимнастика

Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений

Формы проведения: на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин.


Все

группы

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения



Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога

С мл гр.

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы

Все группы

Стретчинг

Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи,2 раза в неделю. Проводит руководитель физ. воспитания

Со ср. гр.

Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку., способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувства ритма и пластики

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. Проводит руководитель физ. воспитания,  муз работник, хореограф


Со ср. гр.

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводит воспитатель, руководитель физ. воспитания или  психолог



Все группы

Технологии эстетической направленности

Эмоциональное благополучие ребенка

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса



Все группы

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия

Рекомендуется детям с плоскостопием  и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы


Все группы

Гимнастика корригирующая

Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц

Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений

Все группы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возр.

категория


Физическая культура

(физкультурное занятие)

Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. Продолжительность в соответствии с возрастом детей

Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение


Все

группы

 Занятия из серии «Здоровье»

Занятия по ознакомлению детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится 1 раз в неделю по 30 мин.

Могут быть включены в расписание непосредственно образовательной деятельности  в качестве познавательного развития.

С.Я Козлова.  Программа социального развития ребенка «Я – Человек», раздел – «Что я знаю о себе»


Со ст. гр.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных  формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.


Со ст. гр.

Точечный массаж

Проводится в преддверии  эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время

Проводится строго по специальной методике.  Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. Используется наглядный материал


Со ст. гр.

Коммуникатив

ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Со ст. гр.



Проблемно-игровые

игротренинги и игротерапия

Тренинг творческой психотехники. (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач

Занятие может быть организовано  не заметно от ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Количество детей на занятии – не более 10.

См. А. Г. Назарова  «Игротренинг»

 

Все гр.

Биологическая обратная связь.

(БОС).

От 10  до 15  сеансов работы  с компьютером по 5-10 минут в специальном помещении

Необходимы соблюдение правил  работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.






Со ст. гр.





Утренняя гимнастика

Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра

Формы проведения: подвижные игры, полоса препятствий, ритмическая гимнастика, традиционная, с предметами, сюжетная

Все возр. группы

Коррекционные технологии

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возр.

категория


Арттерапия

Сеансами по 10-12  занятий по 30-35 мин.

Занятия проводятся по подгруппам  (10 – 13 человек), программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий


Со ср. гр.

Технология музыкального воздействия.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы: либо отдельные занятия. 2-4 раза в месяц  в зависимости от поставленных целей.

Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.


Все гр.




Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо  это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей


Со ст. гр.

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие  2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров групп, ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка


Все гр.

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10 – 12 занятий по  25  -  30 мин.

  • Игры с правилами
  • Игры – соревнования
  • Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)
  • Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоц.  и поведенческой стабильности)
  • Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

Народные игры  (обаяние игровых персонажей)

Проводятся по специальным методикам в малых группа по 6 -  8 человек. Группы составляются не по одному признаку  -   дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий


Со ст. гр.

Психо

гимнастика

1 -  2 раза в неделю по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Со ст. гр.

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю, не раньше, чем через 30 минут после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст – 15 минут, старший возраст -  30 минут

Занятия рекомендованы детям  с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий -  фонетически  грамотная речь  без  движений


С мл. гр.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                        

                                                             

2. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В.Г.Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями. Т.С.Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

М.Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей:

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;

2. Системность и последовательность работы;

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Д.Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

- Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

- Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

- Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Таким образом, можно сказать, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Целью взаимодействия педагогов детского сада и родителей в вопросах здоровьясбережения детей в первую очередь является повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Т.В. Кротова предлагает следующие нетрадиционные формы работы с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Таким образом, необходимо привлекать родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список использованной литературы

1. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие/ Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160.

2. Горбатенко, О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа/ О.Ф. Горбатенко,  Т.А. Кадраильская,  Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159.

3. Доронова, Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/ Т. Доронова// Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С.60.

4. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников/ Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель,  2009. – 170.

5. Крылова, Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ/ Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 219.

6.   Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ И.М. Новикова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. – 96.

7.   Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система ДОУ/ М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 248.

8. Подольская, Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет/ Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207.

9. Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями/ Е. Рылеева// Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С.57.

10. Тарасова, Т.А. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет/ Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. – М.: Школьная Пресса,  2008. – 79.  

Приложение 1

Примерный перспективный план работы с родителями (старший дошкольный возраст)

Месяц

Информационно-аналитический блок

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Познавательный

Досуговый

Наглядно-информационный

Сентябрь

Знакомство с результатами диагностики физического развития (Т.Э. Токаева) и уровня здоровья детей.

Анкетирование родителей

- "Условия здорового образа жизни"

- "Состояние здоровья Вашего ребенка"

 

 

Выпуск информационного бюллетеня "Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ"

 

Октябрь

 

Дискуссия "Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей" 

Туристический поход "Осенними тропами"

Буклет "Рецепты травяного чая" 

 

Ноябрь

 

Практикум "Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии"

 

Информационный стенд "Нетрадиционные способы оздоровления"

 

Декабрь

 

Деловая игра "Сохранение и укрепление здоровья"

 

Папка - ширма "Веселая физкультура в квартире"

 

Январь

 

 

Совместная прогулка "Веселая лыжня"

Фотосессия "Не боимся стужи, со здоровьем дружим!"

 

Февраль

 

 

Досуговое мероприятие к Дню Защитника Отечества "Сто затей для ста друзей"

День открытых дверей.

 

Март

 

Консультация с элементами практикума "Игры на формирование правильной осанки"

 

Папка-ширма "Рецепты здоровой пищи"

 

Апрель

 

Практикум по обучению самомассажу

Семейный праздник Масленица

 

 

Май

 

Родительская конференция

"Секреты здоровья"

Эколого-оздоровительная игра "Путешествие на планету здоровья"

 

Знакомство с результатами итоговой диагностики физического развития (Т.Э. Токаева) и уровня здоровья детей.

Анкетирование родителей (повторное)

- "Условия здорового образа жизни"

- "Состояние здоровья Вашего ребенка"

        

Приложение 2

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов и праздников, туристические походы и т.д.).

Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы "Домашний стадион", мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию постороннего наблюдателя или "контролера".

Невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия.     Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи.

Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям.

Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

 

Тест «Какой вы родитель?»

Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

  1. Сколько раз тебе повторять? (2)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
  4. И в кого ты такой уродился?!  (2)
  5. Какие у тебя замечательные друзья!  (1)
  6. Ну на кого ты похож (а)?   (2)
  7. я в твои годы!..  (2)
  8. Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)
  9. Ну что за друзья у тебя?  (2)
  10. О чём ты только думаешь?   (2)
  11. Какая (ой) ты у меня умница!  (1)
  12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)
  13. У всех дети как дети, а ты…  (2)
  14. Какой  ты у меня сообразительный (ая)!   (1)

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Играем вместе с родителями

Подвижные игры

Волшебный мяч

Материал:  мяч

Ход игры:

  1. Сидя на стуле, прокатывать мяч (диаметр 10 – 15 см.) стопами ног поочерёдно вперёд – назад, вправо – влево, по кругу. Катание босыми ногами деревянных или  шипованных мячей (диаметр 4 – 6 см.) в течении 3 минут.
  2. Лёжа на спине или сидя на стуле, поднимать и опускать ноги с зажатым между ступнями мячом (диаметр 15 – 20 см.) (5 – 6 раз)
  3. Сидя на стуле,  перекатывать мячи (диаметр 6 – 8 и 10 – 15 см.) правой и левой ногой от ребёнка к родителю и наоборот.
  4. Ходьба и прыжки с продвижением вперёд, зажав мяч между коленями.

Играем со скакалкой

  1. Перепрыгнуть вперёд через опущенную скакалку
  2. Вращать скакалку, сложенную вдвое, только кистью (держа попеременно в правой и левой руке). Подпрыгивать невысоко на двух выпрямленных ногах при ударе скакалки об пол.

Подвижные игры с дыхательными упражнениями

« ЖУКИ»

Ребёнок сидит на полу по-турецки, родитель  произносит: « Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у ».

Ребёнок обнимает себя за плечи, произносит: « Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у ». Ребёнок и родитель  разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков « ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).

« МЕДВЕЖОНОК»

Ребёнок ложится на спину, руки – под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох  «похрапывает». Родитель  комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» « Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять «засыпает, похрапывая».

« ХОМЯЧКИ»

Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.

                                               

«ЧЕЙ САМОЛЕТ УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ»

Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики  как можно дальше (можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).

« МАМА ОБНИМАЕТ МЕНЯ»

Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.

Закаливающий массаж подошв

«ПОИГРАЕМ С НОЖКАМИ»

1. Подготовительный этап

     - Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки   устали.

        Сядем все мы, отдохнем, и массаж  подошв   начнём

                         (Смазать подошвы ног кремом).

       На каждую ножку крема понемножку.

       Хоть они и не машины, смазать их необходимо.

 2. Основной этап 

- Одной рукой держим ногу, другой поглаживаем.

- Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья нужна, это помни ты всегда!

- Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно, растирай, старайся и  не отвлекайся.

- По подошве как граблями, проведем сейчас руками. И полезно и приятно – это всем давно понятно! (Погладить граблями).

- Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней, будут быстрыми они, потом попробуй, догони! (Похлопать подошву ладошкой).

- Гибкость тоже нам нужна, без неё нам никуда. Раз сгибай, два выпрямляй, ну активнее давай! (Согнуть стопу).

- Вот работа, так работа, палочку катать охота. Веселее ты катай, да за нею поспевай. (Катать ногами палку, не сильно нажимать).

- В центре зону мы найдем, хорошенько разотрём, надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть. (Большим пальцем растираем закаливающую зону  в центре подошвы).

3 Заключительный этап.

(Поглаживание стоп).

- Скажем все СПАСИБО!

ноженькам своим,

будем их беречь мы

и всегда любить. (Посидеть спокойно, расслабившись).

Массаж волшебных Ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине  и связанным рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж  этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

1. Организационный момент «Поиграем с ушками».

Садимся в круг. Давайте послушаем тишину.          

 – Подходи ко мне дружок  

   и садись  скорей в кружок.

2.Основная часть.

Упражнения с ушками:

- НАЙДИ  И ПОКАЖИ УШКИ-                                  

 -Ушки ты свои найди и скорее покажи.

(Заводим ладошки за ушки и загибаем их вперёд).      

- ПОХЛОПАЕМ УШКАМИ                                        

 - Вот так хлопаем ушами.

(Прижимаем к голове, резко отпускаем).                        

- ПОТЯНЕМ УШКИ.                                                  

 – Сейчас все потянем вниз, ушко ты не отвались!

(Захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз, отпускаем)

- ПОКРУТИМ КАЗЕЛОК.                                            

 – А потом, а потом покрутили казелком.

(Вводим большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимаем казелок, потихоньку сдавливаем и поворачиваем его во все стороны (20-30сек).

- ПОГРЕЕМ УШКИ.                                                    

  –Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

(Прикладываем ладони к ушкам и тщательно трём ими всю ушную раковину).          

- 1-2, 1-2 вот и кончилась игра, а раз кончилась игра наступила ти-ши-на.

3. Заключительная часть.

Ребёнок  расслабляется и слушает тишину.

                           

Игровой массаж для закаливания  дыхания

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Его суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений  с носом.

«ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ».

1. Организационный момент.                                                   

Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.

« НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»                                                        

 Носик ты скорей найди  его  маме (папе)  покажи.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком:                                                  

«ПОМОГИ НОСИКУ СОБРАТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ»                    

Надо носик очищать, на прогулку собирать.

(Ребёнок берет носовой платок (салфетку) и очищает свой нос).

«НОСИК ГУЛЯЕТ»                                                                        

Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.

(Предлагаем ребёнку закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и дышать носиком).

«НОСИК БАЛУЕТСЯ»                                                                

Вот так носик – баловник! Он шалить у нас привык.  

(На вдох оказываем сопротивление носу, надавливая указательным пальцем  на крылья  носа).                                    

«НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»                                    

Тише-тише, не спеши, ароматом подыши.

(Выполняем 10 вдохов – выдохов через правою и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем).

«НОСИК ПОЁТ ПЕСЕНКУ»                                                    

 Хорошо гулять в саду и поёт нос «ба-бо-бу».

(На выдох постукиваем указательными  пальцами по крыльям носа и поём «ба-бо-бу»).

«ПОГРЕЕМ НОСИК»

(На переносицу указательными  пальцами трём крылья носа, растирая вверх вниз).                    

Надо носик нам погреть, его немного потереть

3. Заключительный этап.

«НОСИК ВОЗРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ»                                            

 Нагулялся носик мой, возвращается домой

(Ребёнок  убирает платочки, показывает, что его носик вернулся).

Массаж лица для профилактики ОРВИ

  - поглаживание лба, щёк, бороды

  - массаж кожи под глазами 1минуту, поглаживание и растирание  

    гайморовых пазух

  - поглаживание крыльев носа 1 минуту

  - заушный массаж «вилочка»

  - «морзянка» по носу

  - массаж нёба языком, затем высунуть язык до бороды

Точки, которые следует массировать при ОРЗ

Точка 1.Она связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение (15раз в одну сторону и 15раз в другую сторону).

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям  (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону).

Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови. (15раз только в одну сторону).

Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (15 раз).

Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка.

Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит (по 15раз в каждую сторону).

Точка 7.Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга (по 15раз в каждую сторону).

Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярного аппарата (по 15 раз в каждую сторону).

Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма. Большой палец  в центре ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным  и большим пальцами. Массаж надо делать 3раза в день.

«Искусство  быть  родителем»

  1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  2. Ваш ребёнок – не  Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и  интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
  5. Вы должны всегда верить  в лучшее, что есть в малыше. Быть уверенными в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится

                                           Папка – передвижка

«Наказывая, подумай: зачем?»

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  3. За один раз – одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать поздно.
  5. Наказан – прощён.
  6. Наказание без унижения.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с дошкольниками

В данной работе раскрывается вопрос важности использования сздоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, взаимодействие с родителями в данном вопросе. Использование различных технологий в ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка д/с № 8 «Золотой петушок»

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении п...

"Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"

"Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми  дошкольного возраста"...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми»

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования...