Главные вкладки

    Картотека сюжетно - ролевых игр
    картотека (младшая группа) по теме

    Занина  Наталья Александровна

    Картотека сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_syuzhetno.docx24.77 КБ

    Предварительный просмотр:

       Картотека сюжетно-ролевых игр

                                        Младшая группа.

    Сюжетно Ролевая игра «Больница»

    сентябрь 1. Беседа о том, кто был в больнице, что там делал, что видел.

    2. Рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача (рассматривает горло, зубы, прослушивает и т. д.)

    октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.

    Цель: развивать познавательный интерес детей, показать, как м/с (врач) использует различные инструменты (фонендоскоп, градусник, шприц) .

    2. Совместная игра.

    Цель: дать образец использования различных инструментов, образец общения врача с пациентом. обогащать игровой опыт.

    ноябрь 1. Чтение Н. Турчина «Человек заболел»

    Цель: подчеркнуть значимость профессии врача, воспитать уважение к труду врача.

    2. Совместная игра

    Цель: учить детей устанавливать связь между атрибутами и названиями роли, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.

    декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь? »

    Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты.

    2. Совместная игра.

    Цель: учить детей принимать роль врача, выполнять несколько последовательных игровых действий, ставить игровые цели.

    январь 1. Чтение стих. К. Чуковского «Айболит» (отдельные главы). Рассматривание иллюстраций.

    Цель: дать представление о том, что врач очень добрый, он помогает всем больным (лечит зубы, ушки, животики и т. д.) .

    2. Совместная игра.

    Цель: учить детей ставить для себя игровые цели в соответствии с принятой ролью, активизировать опыт детей.

    февраль 1. Экскурсия в мед. кабинет.

    Цель: расширять знания о проф. действиях врача: проводит осмотр – прослушивает, измеряет температуру, взвешивает, осматривает горло, язык.

    2. Совместная игра «Осмотр игрушек».

    Цель: закреплять полученные знания, расширять игровой опыт детей, продолжать учить ставить игровые цели в связи с принятой ролью врача.

    март Игра – диалог «Врач приглашает клиентов».

    Цель: развивать речевую активность детей в связи с принятой ролью.

    апрель 1. Д/и «Помогите доктор».

    Цель: помочь детям усвоить формы речевого этикета, совершенствовать умение высказывать свои мысли.

    май 1. Создание игровых ситуаций, побуждающих детей к ролевому взаимодействию, в основе которой лежит ролевой диалог.

    Цель: учить детей, играющих вдвоем и выполняющих разные, но взаимосвязанные роли, разворачивать диалог между собой.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

    сентябрь 1. Беседа о том, кто был в магазине, что там видел.

    Цель: выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца.

    2. Рассматривание картин «В магазине».

    Цель: знакомить детей с понятиями: прилавок, витрина, товар, покупатели.

    октябрь 1. Экскурсия в магазин.

    Цель: знакомить со спецификой работы продавца, обратить внимание на нравственный смысл труда продавца, рассмотреть работу весов, что можно взвешивать на весах. Знакомить с понятиями товар, деньги.

    2. Совместная игра (взяв на себя роль продавца) .

    Цель: подготовить детей к принятию роли продавца, дать образец общения продавца с покупателем.

    ноябрь 1. Д/и «Магазин игрушек».

    Цель: развивать игровое партнерство и сотрудничество, помочь применить имеющийся опыт к новым условиям, обогащать игровой опыт детей.

    2. Совместная игра (взяв роль покупателя на себя) .

    Цель: помочь детям осознать себя носителем роли покупателя, учить ставить игровые цели.

    декабрь 1. Чтение сих. Тувима «Овощи».

    Цель: закреплять знание овощей.

    2. Рисование овощей и фруктов (атрибуты в игре) .

    3. Игра «Овощной магазин».

    Цель: расширять знания о специфике работы магазинов. Учить выполнять роль продавца и покупателя.

    январь 1. Рассматривание предметов одежды.

    Цель: учить различать и называть летнюю и зимнюю одежду, закреплять знания частей одежды (рукава, воротник, карманы). Отмечать цвет и рисунок ткани.

    2. Игра «Магазин «Одежда»».

    Цель: закреплять умение брать на себя роль покупателя, учить описывать выбранную вещь, называя 1 - 2 детали.

    февраль 1. Рассматривание посуды.

    Цель: учить различать и называть предметы посуды.

    2. Совместная игра.

    «Купим новую посуду».

    Цель: расширять сюжет игры, обогащать ролевое поведение, учить разворачивать диалог между продавцом и покупателем.

    март 1. Рассматривание мебели.

    Цель: закреплять знания предметов мебели.

    2. Совместная игра «Мебельный магазин».

    Цель: учить детей создавать игровую обстановку, ставить игровые цели, обеспечить детям речевую активность, расширять знания о специализированных магазинах.

    апрель 1. Рассматривание хлебобулочных изделий.

    Цель: уточнить знания детей о хлебобулочных изделиях.

    2. Игра «Хлебный магазин».

    Цель: учить называть выбранный товар, продолжать учить разворачивать в игре диалог между покупателем и продавцом.

    май Д/и «Где можно купить».

    Цель: дать представление о том, что в одном магазине может быть несколько отделов. Расширь сюжет игры.

    Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»

    сентябрь 1. Беседа.

    Цель: рассмотреть прически детей, выяснить, кто был в парикмахерской, что там делал, что видел.

    2. Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.

    Цель: вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.

    октябрь 1. Экскурсия в парикмахерскую.

    Цель: знакомить детей о профессии парикмахера, рассмотреть, что нужно для работы парикмахеру, понаблюдать за профессиональными действиями.

    2. Совместная игра (взяв на себя роль парикмахера) .

    Цель: показать образец общения парикмахера с клиентом, учить выполнять несколько последовательных игровых действий.

    ноябрь Знакомство с различными видами расчесок.

    Цель: познакомить детей с расческами: массажная, для стрижки, для укладки.

    декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь».

    Цель: расширять знания о том, что нужно парикмахеру для работы, учить использовать предметы по назначению.

    2. Совместная игра (взяв на себя роль клиента) .

    Цель: учить детей брать на себя роль парикмахера, правильно использовать атрибуты, выполнять несколько последовательных игровых действий.

    январь Совместная игра (игровая ситуация - кукол пригласили на праздник) .

    Цель: развивать умение детей придумывать несложный сюжет, расширять игровой опыт детей, учить ставить игровые цели и выполнять соответствующие игровые действия.

    февраль Индивидуальные игры с партнерами - игрушками.

    Цель: учить детей выполнять роль за себя и за игрушку, развивать умение придумывать несложный сюжет.

    март 1. Рассматривание бигудей.

    Цель: показать, как используются бигуди, расширять знания детей о том, что нужно для того, чтобы сделать красивую прическу.

    2. Игра «Сделаем куклам красивые прически».

    Цель: обогащать игровой опыт детей, учить использовать в игре бигуди, развертывать диалог в игре.

    апрель Совместная игра.

    Цель: знакомить детей с формами ролевого взаимодействия, обеспечить речевую активность детей, продолжать учить выполнять игровые действия согласно принятой роли «парикмахера».

    май Д/и «Угадайте, кто пришел».

    Цель: учить по набору предметов узнавать представителей разных профессий, уточнить знания детей о предметах, используемых парикмахером и способах их использования.

    Шоферы»

    сентябрь 1. Беседа.

    Цель: рассмотреть прически детей, выяснить, кто был в парикмахерской, что там делал, что видел.

    2. Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.

    Цель: вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.

    октябрь 1. Экскурсия в парикмахерскую.

    Цель: знакомить детей о профессии парикмахера, рассмотреть, что нужно для работы парикмахеру, понаблюдать за профессиональными действиями.

    2. Совместная игра (взяв на себя роль парикмахера) .

    Цель: показать образец общения парикмахера с клиентом, учить выполнять несколько последовательных игровых действий.

    ноябрь Знакомство с различными видами расчесок.

    Цель: познакомить детей с расческами: массажная, для стрижки, для укладки.

    декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь».

    Цель: расширять знания о том, что нужно парикмахеру для работы, учить использовать предметы по назначению.

    2. Совместная игра (взяв на себя роль клиента) .

    Цель: учить детей брать на себя роль парикмахера, правильно использовать атрибуты, выполнять несколько последовательных игровых действий.

    январь Совместная игра (игровая ситуация - кукол пригласили на праздник) .

    Цель: развивать умение детей придумывать несложный сюжет, расширять игровой опыт детей, учить ставить игровые цели и выполнять соответствующие игровые действия.

    февраль Индивидуальные игры с партнерами - игрушками.

    Цель: учить детей выполнять роль за себя и за игрушку, развивать умение придумывать несложный сюжет.

    март 1. Рассматривание бигудей.

    Цель: показать, как используются бигуди, расширять знания детей о том, что нужно для того, чтобы сделать красивую прическу.

    2. Игра «Сделаем куклам красивые прически».

    Цель: обогащать игровой опыт детей, учить использовать в игре бигуди, развертывать диалог в игре.

    апрель Совместная игра.

    Цель: знакомить детей с формами ролевого взаимодействия, обеспечить речевую активность детей, продолжать учить выполнять игровые действия согласно принятой роли «парикмахера».

    май Д/и «Угадайте, кто пришел».

    Цель: учить по набору предметов узнавать представителей разных профессий, уточнить знания детей о предметах, используемых парикмахером и способах их использования.

                                              Средняя группа

    Сюжетно Ролевая игра «Больница»

    сентябрь 1. Д/и «Что предмет рассказывает о себе»

    Цель: уточнить знания детей о назначении предметов, используемых врачом.

    2. Чтение стих. Л. Карташовой «Наш доктор»

    Цель: обратить внимание на качества врача, поддерживать интерес к профессии.

    октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.

    Цель: понаблюдать за работой врача и м/с. Дать понять, что м/с первый помощник врача.

    2. Чтение стих. В. Берестова «Лисица - медсестрица».

    Цель: закрепить понятие о том, что м/с лечит больных вместе с врачом.

    3. Совместная игра (взяв роль м/с на себя) .

    Цель: учить различать роль врача и м/с.

    ноябрь 1. Рассматривание машины «Скорая помощь».

    Цель: познакомить детей с работой «скорой помощи».

    2. Совместная игра (взяв роль врача скорой помощи) .

    Цель: обогащать сюжет игры, вызвать желание играть вместе.

    декабрь 1. Д/и «Что было бы? »

    (если не было бы врачей) .

    Цель: учить детей предполагать действия в соответствии с поставленными условиями.

    2. Совместная игра.

    Цель: учить детей договариваться перед началом игры, распределять роли, передавать характерные особенности персонажей игры.

    январь 1. Экскурсия в аптеку.

    Цель: познакомить детей с новой профессией: посмотреть, как оформлены витрины, дать понять, что аптекарь действует, как продавец в магазине, только продает не продукты, а лекарства.

    2. Игра «Петрушка заболел» (игровая ситуация – врач выписал лекарство, сходить в аптеку за лекарствами) .

    Цель: продолжать закреплять формы общения через роли. Обогащать сюжет игры.

    февраль 1. Чтение произведений о животных. «Усатый - полосатый» С. Маршака. «Про зайчат» Чарушина, «Бимка» Ушинского.

    Цель: расширять знания детей о животных, их повадках. Воспитать доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними.

    2. Игра «Больница для зверей».

    Цель: знакомить с новой профессией – ветеринар, учить осуществлять игровые действия согласно принятой роли.

    март Игра «На приеме у врача».

    Цель: учить отражать в игре различные взаимоотношения; обогащать игровое поведение детей, учить подробно рассказывать, что болит, выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью.

    апрель Игра «В детском саду делают прививки».

    Цель: обогащать сюжет игры, учить детей подбирать атрибуты к игре, ставить игровые цели, выполнять игровые действия согласно поставленной цели.

    май Рассказы детей на тему: «Мы играем во врача». Рассказ воспитателя о том, как дети другого д/с играют во «врача» (с использованием фотографий, иллюстраций, картин) .

    Цель: закрепить полученные знания о профессии врача, поддерживать интерес к игре.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

    сентябрь 1. Беседа.

    Цель: выяснить представления детей о специфике работы магазинов, о работе продавцов, кассиров.

    2. Совместная игра.

    Цель: учить детей создавать игровую обстановку, дополнять недостающими атрибутами, придумывать несложный сюжет.

    октябрь 1. Экскурсия в магазин.

    Цель: познакомить детей с работой электронных весов: уточнить знания детей о том, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму, дает сдачи, как взвешивает товар продавец. Обогащать игровой опыт детей. Знакомить с понятиями: касса, кассир, кассовый аппарат, чек.

    2. Совместная игра (взять на себя роль кассира) .

    Цель: учить принимать роль кассира, осуществлять взаимодействие (покупатель – кассир – продавец)

    ноябрь Беседа.

    Цель: выяснить представления детей о том, кто еще работает в магазине кроме продавцов и кассиров. Кто привозит продукты в магазин, кто их разгружает.

    2. Совместная игра (взять роль шофера, привозящего товар в магазин) .

    Цель: расширять игровой опыт детей, обогащать сюжет игры, побуждать к игровому взаимодействию (шофер, грузчик - продавец)

    декабрь Игра «Универсальный магазин».

    Цель: расширять представления о том, что в магазине много отделов и в каждом отделе 1 - 2 продавца, продолжать учить детей создавать временную игровую обстановку, придумывать сюжет.

    январь 1. Чтение стих.

    Э. Мошковской «Веселый магазин».

    Цель: поддерживать интерес к игре в «магазин», расширять представление о том, что каждому товару соответствует определенная цена.

    2. Совместная игра.

    Цель: учить детей создавать игровую обстановку, заранее договариваться о цене товара, выполнять правила игры.

    февраль Постройка магазина из строителя.

    Цель: учить детей создавать игровую обстановку, оформлять витрины.

    март 1. Д/и «Магазин игрушек».

    Цель: учить детей давать характеристику игрушкам, воспитать культуру общения между продавцом и покупателем.

    2. Игровая ситуация «День рождения» (выбор подарков в супермаркете) .

    Цель: знакомить детей с понятием «Супермаркет». Обогащать сюжет игры новыми целями.

    апрель Игра «Выставка вещей».

    Цель: учить детей делить вещи по назначению, кто бы мог приобрести набор данных предметов.

    май Совместные игры.

    Цель: учить детей выполнять правила согласно взятой роли. Обогащать сюжет игр новыми целями, воплощать замысел игры путем решения нескольких игровых задач.

    Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»

    сентябрь Д/и «Зачем этот предмет».

    Цель: учить детей рассказывать о назначении предметов, о том, как парикмахер использует тот, или иной предмет.

    2. Рисование «Прически для кукол».

    Цель: учить отмечать особенности причесок (стрижка короткая, челка, косички, кудри, цвет волос и т. д.)

    октябрь Рассматривание фена.

    Цель: познакомить детей с назначением фена, расширять знания детей о предметах, которые используются парикмахером.

    ноябрь Совместная игра.

    Цель: дать представление о том, что в парикмахерской может быть мужской и женский зал (предложить девочкам пойти в женский зал, мальчикам в мужской зал). Продолжать знакомить со спецификой работы парикмахера: учить осуществлять ролевой диалог.

    декабрь Рассмотрение предметов для бритья.

    Цель: знакомить со спецификой работы мужского парикмахера (он не только подстригает волосы, но может придавать форму бороде, усам, побрить клиента) .

    январь Игра «Покрасим куклам волосы».

    Цель: расширять знания детей о профессиональных действиях парикмахера, обогащать сюжет игры новыми целями, учить самостоятельно, подбирать атрибуты к игре, создавать игровую обстановку, выполнять правило согласно принятой роли.

    февраль 1. Беседа.

    Цель: выяснить представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями. Знакомить с понятием «маникюр» и предметами для маникюра.

    2. Игра совместная (взяв роль маникюрши) .

    Цель: знакомить с новой профессией, со спецификой работы, профессиональными действиями.

    март Игра «Собираемся на праздник» (сделать красивую прическу, маникюр) .

    Цель: обогащать сюжет игры, учить детей разворачивать диалог, выполнять взаимосвязанные игровые действия.

    апрель Беседа на тему «Зачем нужны парикмахерские».

    Цель: обобщить знания детей о работе парикмахерских, учить высказывать свои мысли, предположения. Поддерживать интерес к игре.

    май Продолжить поддерживать интерес к игре, развивая самостоятельность в ролевой игре «парикмахерская».

    «Шоферы»

    сентябрь а также части машин: капот, бампер, кузов.

    2. Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт».

    Цель: учить различать пассажирский, грузовой, легковой транспорт.

    октябрь 1. Чтение Н. Чалиевой «Шоферы».

    Цель: уточнить знания детей о том, какие грузы можно перевозить на машине, подчеркнуть, что работа шофера трудная, но очень нужная людям.

    2. Д/и «Шоферы».

    Детям предлагается отремонтировать «поломанные машины» (силуэт, дорисовать, каких частей не хватает. Почему без этих деталей машины не могут ехать?

    Цель: познакомить детей с назначением различных частей машины.

    ноябрь 1. Рассказ о милиционере – регулировщике.

    Цель: показать простые жесты регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Знакомить с новой профессией, расширять игровой опыт детей.

    2. Изготовление номеров для машин (наклеивание геометрических форм) .

    декабрь 1. Наблюдение за проезжающим транспортом.

    Цель: выяснить зависимость движения транспорта от работы светофора.

    2. Игра – инсценировка «Случай на дороге».

    Цель: закреплять знания детей о ПДД, несоблюдение правил водителем опасно для жизни, побуждать переносить полученные знания в игру.

    январь Совместная игра «Гараж».

    Цель: углубить представления детей о трудовых действиях шофера, о его простейших социальных отношениях с другими людьми. Учить строить гараж для машин. Знакомить с профессией диспетчера (это человек, который дает шоферам задание, куда ехать, что привезти) .

    февраль 1. Рассматривание машины – рефрижератора. Цель: познакомить детей с тем, как перевозят грузы на дальние расстояния, выяснит, что везут к нам издалека (тропические фрукты, арбузы, дыни, морскую рыбу и т. д.)

    2. совместная игра (игровая ситуация – съездить за арбузами и дынями) .

    Цель: обогащать игровой опыт детей новыми целями, учить распределять роли и выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью (шофер, грузчик, продавец) .

    март Игра «Шоферы уходят в рейс».

    Цель: обогащать сюжет игры, расширять представления детей о том, что может водителям понадобиться в пути, а также о взаимопомощи в дороге.

    апрель Организовать игровые ситуации, где дети выполняют роли водителей: скорой помощи, пассажирского транспорта, водителей настройке и т. д.

    Цель: обогащать сюжет игры новыми игровыми целями, осуществлять связь с сюжетными различными играми, учить в играх отражать разнообразные взаимоотношения людей.

    май См. апрель.

    Игра «Почта»

    сентябрь Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт

    детей.

    октябрь Экскурсия на почту.

    Цель: закреплять представления о работе почтового отделения, его функциях, трудовых действиях работников

    почты.

    ноябрь Д/и «Напишем письмо Петрушке»

    Цель: дать образец написания письма, адреса.

    Беседа на тему: Путешествие письма»

    Цель: уточнить знания детей о том, какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, сколько людей

    прикладывают свой труд, чтобы почта попала по назначению.

    Воспитать уважение к труду работников связи.

    декабрь I. Чтение С. Маршака «Почта»

    Цель: закрепить знания о работе почтальона

    2. Д/и «Разговор по телефону»

    Цель: дать образец разговора по телефону, воспитать культуру общения.

    январь Самостоятельные игры

    Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, переносить в

    игру накопленные знания, отражать в игре социальные взаимоотношения людей.

    февраль Д/и «Потерялось письмо»

    Цель: учить детей обыгрывать предложенную ситуацию, закрепить знания детей о том, какой путь проделывает

    письмо от отправителя до адресата, подчеркнуть необходимость ответственности работников связи.

    март Привлечение детей к отправлению поздравительных открыток мамам, бабушкам, родственникам.

    Цель: учить детей составлять поздравления, уточнить знания о том, чтобы поздравление пришло вовремя,

    необходимо послать его заблаговременно.

    апрель Игра «Открытие нового почтового отделения»

    Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный

    опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.

    май Игра «Открытие нового почтового отделения»

    Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный

    опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

    Наш детский сад давно перешел на систему картотек по многим видам деятельности. Воспитателю очень удобно использовать в работе такой материал, достаточно разрезать листы на карточки и наклеить на карт...

    Картотека сюжетно-ролевых игр

    Огромная помощь при проведении сюжетно-ролевых игр в детском саду...

    Картотека сюжетно-ролевых игр.

    Очень интересный материал для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах...

    Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

    Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

    Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

    картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

    Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

    картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

    Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....