Главные вкладки

    Методическая разработка по "Социально-личностному развитию детей" средней группы
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Акулова Светлана Петровна

    Основным приоритетом выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znakomstvo_s_programmoy_dlya_publikatsii.doc136 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знакомство с программой

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Необходимость работы по  социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно.  Однако специфика  дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей,  смыслов и установок, а также социально- психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

    Новые общественные тенденции увлекают педагогов к современным образовательным программам и технологиям.

    Эта работа является частью учебно- методического комплекса по социально- эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста.

    Работа состоит из трех основных направлений:

         -  «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

         -  «ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ»

         -  «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ».

    ЦЕЛИ работы определяются требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития.

    Первый раздел работы - «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как и каждый человек. Педагогу, как и родителям, необходимо поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успехи, так и неудачи, помогая ему поверить в свои силы.

    Второй раздел направления-«ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯЮ, ВЗГЛЯДЫ»- призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а так же понимать эмоциональные состояния других людей.

    Ребенок знакомится с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учится пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.

    Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

    Третий раздел работы - «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: умению устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Дети знакомятся с нормами и правилами поведения. Педагоги помогут ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Пока  ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. НО сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

    Эмоциональное благополучие человека – уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.                          

    сопереживанию (раздел «Чувства, желания, взгляды»).

    Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных (раздел «Уверенность в себе»). Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции   («Чувства, желания, взгляды»). При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, - только тогда контакты с окружающими будут складываться успешно.

    Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения  и вкусы  («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения с ними («Социальные навыки»). Для более глубокого понимания другого человека важно уметь распознавать его эмоциональные состояния – уметь читать мимику, жесты, понимать взгляды других людей и т.д.  

    Работа по социально- эмоциональному развитию  адресована любящим и чутким взрослым, независимо от того, кто они - родители или профессиональные воспитатели. Необходимо понять всю сложность и деликатность переживаний маленького человека в окружающем мире других людей, стремиться к тому, чтобы вся его дальнейшая жизнь протекала в гармонии с собой и окружающими.

    Проведя анкетирование на тему «Мой ребенок», нами были получены не очень утешительные данные, которые подтолкнули нас на мысль, более углубленно заняться работой по социально- эмоциональному развитию детей. Первые же занятия показали, что детям эта работа интересна и увлекательна.

    О.Л. КНЯЗЕВА, Р.Б. СТЕРКИНА «Я, ТЫ, МЫ». М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2007.  

    ПЕТЕРИНА С. В. «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»

    ПЛАН УГЛУБЛЕННОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ  РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

    СЕНТЯБРЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Погода и настроение»

    Помочь детям осознать, какие чувства и настроение вызывают у них та или иная погода. Закреплять умение детей выражать свои чувства в словесной форме.

    1) Чтение сказки С. Козлова «Осенняя песенка травы»

    2) Беседа о разных временах года, о том, что в каждое время года и любую погоду можно находить занятия по интересам.

    3) Рассматривание фото материала «Вот и лето прошло»

    Иванова Г.П. «Театр настроений»

    Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»

    2 неделя

    «На природе»

    Формировать представление о том, как влияет природа на чувства и настроение детей.

    1) Беседа «Природа и настроение»

    2) Прослушивание пьесы П. Чайковского «Времена года»

    3) Оформление плаката «Берегите природу»

    Князева О.Л. «Я, ты, мы»

    Шалаева Г.П., Журавлева О.М. «Правила поведения для воспитанных детей»

    3 неделя

    «Что такое мимика»

    Учить дифференцировать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний. Закреплять представления о различных эмоциональных состояниях человека: радостью, грустью, страхом.

    1) Рассматривание альбома «Эмоции» - описание и характеристика эмоциональных состояний.

    2) Настольная игра «Театр настроений»

    Иванова Г.П. «Театр настроений»

    Русско-народная сказка «У страха глаза велики»

    4 неделя

    «Добрый, злой»

    Совершенствовать умение определять эмоциональное состояние по набору картинок. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми. Воспитывать умение формировать оценочное суждение.

    1) Занятие «Волшебный клубочек»

    Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»

    ОКТЯБРЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Грустный человечек»

    Помочь детям понять, что такое грусть, и что значит плохое настроение.

    Формировать умение помогать своим товарищам, уметь понять и изменить эмоции.

    1) Прослушивание музыкальной пьесы С. Майкапара «Тревожная минута»

    2) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Иванова Г.П. «Театр настроений»

    2 неделя

    «Проявление гнева»

    Помочь детям распознавать по внешним признакам состояние гнева, выделяя её при чтении литературных произведений и в пиктограммах. Воспитывать умение исправлять вспышки гнева.

    1) Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр» - беседа, разбор пиктограмм.

    Панфилова М.А. «Игротерапия общения»

    3 неделя

    «Что такое страх?»

    Помочь детям справиться со своими страхами. Формировать умение детей вживаться в образ сказочных героев, владеть мимикой и голосом.

    1) Беседа о страхе и причинах его проявления

    2) Драматизация сказки «Три медведя»

    Гаврина С.Е. «Азбука настроения»

    4 неделя

    «Удивление»

    Помочь детям узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние – удивление. Закреплять эмоции удивления, как в зрительном восприятии, так и в практической деятельности, сопровождая свои действия речевыми пояснениями.

    1) Развлекательно-занимательная беседа

    2) Чтение К. Чуковского «Чудо-дерево»

    3) Игра фантазий

    4) Коллаж «Чудо-дерево»

    Иванова Г.П. «Театр настроений»

    НОЯБРЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Радость»

    Совершенствовать умение детей распознавать эмоциональное состояние – радость. Упражнять в выражении эмоций радости, доступными для них средствами, логично и последовательно излагать события из своей жизни.

    1) Прослушивание произведения Чайковского «Новая кукла»

    2) Беседа о радости

    3) Стихи М. Потоцкой «Что такое радость»

    Иванова Г.П. «Театр настроений»

    Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольников»

    2 неделя

    «Маски эмоций»

    Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают. Формировать умения разбираться в своих чувствах и стараться контролировать поступки.

    1) Чтение рассказа С. Михалкова «Как познаются друзья»

    2) Игра «Отгадай эмоции»

    3) Упражнение «Облака»

    Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»

    3 неделя

    «Что тебя огорчает, чему ты радуешься»

    Помочь детям в определении того, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события. Учить детей сострадать, сопереживать людям.

    1) Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища»

    2) Игра «Страна эмоций»

    Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений»

    4 неделя

    «Сказочные герои и ты»

    Совершенствовать умение детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом.

    1) Чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка»

    2) Инсценировка детьми отрывка из сказки

    Рылеева Е.В. «Путешествие в мир эмоций»

    ДЕКАБРЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Как вести себя при встрече»

    Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при встрече, формировать умение выбирать нужную форму общения с учетом ситуации.

    1) Беседа

    2) Чтение произведения С. Козловой «Трям! Здравствуйте!»

    3) Разбор игровых ситуаций

    Н. Е. Богуславская «Весёлый этикет»

    2 неделя

    «Давай познакомимся»

    Формировать представление о том, как можно использовать в речи слова и формулы, помогающие при знакомстве.

    Расширять коммуникативные возможности детей.

    1) Беседа «С чего начинается знакомство»

    2) Игра «Кто больше назовёт слов-приветствий?»

    Безгина О.Ю. «Речевой этикет»

    Произведения М. Дружининой

    3 неделя

    «Как вести себя за столом»

    Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом. Расширять знания детей о хороших манерах.

    1) Чтение «Правил поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаевой

    Н. Е. Богуславская «Весёлый этикет»

    4 неделя

    «Как вести себя при прощании»

    Совершенствовать представление  детей о том, как можно использовать в речи основные правила этикета при прощании, помочь им понять, что это не только проявление вежливости, но и один из способов укрепления межличностных отношений.

    1) Проведение теста «Как мы прощаемся»

    2) Игра-иммитация «Послушай и угадай» (Азбука общения)

    Кузнецова л. В, Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников»

    ЯНВАРЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Как выбирать подарок»

    Формировать представление детей о  позитивных  поддерживающих  приёмах общения. Помочь им понять, как можно порадовать друга подарком.

    1) Игровая ситуация «Какие бывают подарки»

    2) Рисование «Подарок другу»

    Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»

    2 неделя

    «Порядок в твоём доме»

    Приучить детей содержать в порядке своё жилье и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте, если в дом приходят гости.

    1) Активное общение «Я - помощник»

    2) Дидактическая игра «Буду, как мама»

    3) Хозяйственно-бытовой труд: наведение порядка в игровых зонах

    А.К. Бондаренко «Дидактические игры в дет. саду»

    Гамаюнов Н. Н. «Легко ли быть папой?»

    3 неделя

    «Что надеть в гости»

    Приучать детей следить за своим внешним видом. Помочь им понять, что воспитанный человек стремиться понравиться окружающим и всегда выглядит опрятно.

    1) Активное общение «Как выбрать наряд»

    2) Игра «Устроим выставку вещей»

    А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду»

    4 неделя

    «Как принять гостей»

    Совершенствовать представление детей о поддерживающих приёмах общения со сверстниками. Помочь понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приёма гостей.

    1) Чтение Я. Акима «Моя родня»

    2) С/р игра «У нас в гостях бабушка»

    Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей»

    ФЕВРАЛЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Конфликты между детьми»

    Помочь детям проанализировать причины ссор, совершенствовать умение находить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их негативного проявления драки».

    1) Активное общение «Почему возникают конфликты»

    2) Игра – имитация «Поссорились – помирились» (Азбука общения)

    3) Чтение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Князева Л.П «Этические беседы в детском саду»

    2 неделя

    «Ссора»

    Помочь  детям самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. Совершенствовать умение пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться и др.)

    1) Беседа «Как можно избежать ссор»

    2) Дидактическая игра «Не забывай о товарищах» (Азбука общения)

    3) Дидактическая игра «Оцени поступок»

    Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»

    А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду»

    3 неделя

    «Какие качества помогают дружбе»

    Познакомить детей с качествами, которые помогают дружбе

    1) Чтение рассказа Е. Кошевой «Мой сын» - беседа о дружбе

    2) Дидактическая игра «Дружные ребята»

    Князева Л.П «Этические беседы в детском саду»

    Ушакова О.С. «Скажи по-другому»

    4 неделя

    «Порадуй своего друга»

    Формировать представление детей о позитивных способах общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость

    1) Активное общение «Чем можно порадовать друга»

    2) Чтение Н. Калининой  «О хороших товарищах»

    3) Рисование «Подарок другу»

    Князева Л.П. «Этические беседы в детском саду»

    МАРТ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Твоя любимая еда»

    Продолжать определять вместе с детьми вкусы и предпочтения в еде, сравнивать с предпочтениями других

    1) Экскурсия на кухню

    2) Игра-драматизация «Весёлые овощи» («Азбука общения»)

    3) Загадка о продуктах

    Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»

    2 неделя

    «Ваше любимое занятие»

    Помочь детям определить их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других детей.

    Совершенствовать интерес к учебной деятельности.

    1) Активное общение «Что мне больше нравится?»

    2) Рисование «Моё увлечение»

    3) Чтение сказки «Кто не работает , тот не ест»

    Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей»

    3 неделя

    «Животное, которое мне нравится»

    Проанализировать знания детей о домашних животных.

    Способствовать переживанию чувства радости от общения с домашними животными.

    Воспитывать желание заботиться и правильно ухаживать.

    1) Рассказы детей о своих «любимцах»

    2) Дидактическая игра «Чья мама»

    3) Лепка «Моё любимое животное»

    Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»

    4 неделя

    «Растения, которые мне больше нравятся? (полевые, садовые, комнатные)»

     Совершенствовать умение ребят определить вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к растениям, сравнивать с предпочтениями других.

    1) Рассматривание гербариев, растений уголка природы.

    2) Настольная игра «Растительный мир»

    3) Рисование «Мой любимый цветок»

    Ёлкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»

    АПРЕЛЬ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Моя любимая игрушка»

    Продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду. Вызвать желание рассказывать о своих игрушках и о том, как дети с ними играют.

    1) Активное общение «Мои игрушки»

    2) Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»

    3) Прослушивание песен Шаинского для детей

    Козлова С.А. «Мой мир»

    2 неделя

    «Твоя любимая сказка»

    Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение как жить, дружить, а также рассказывается о разных качествах человека: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, лень, зло, грубость.

    1) Викторина «Угадай сказку по отрывкам»

    2) Игра «Позовём сказку»

    3) Инсценировка сказки «Жихарка»

    А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду»

    3 неделя

    «Моя забота о родителях»

    Проанализировать значимость заботы друг о друге в семье. Актуализировать знания детей о способах проявления заботы. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своим родителям.

    1) Активное общение «Копилка добрых дел»

    2) Урок доброты «Порадовать родителей – это так просто»

    3) Рассматривание фото-альбома «Моя семья»

    4) Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

    Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

    4 неделя

    «Я и другие»

    Расширять представления о телесных и физиологических особенностях и умениях человека. Уметь сравнивать свои действия с действиями другого человека, замечая эмоциональное состояние других людей. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом.

    1) Беседа «Чем мы отличаемся и чем мы похожи» (рассматривание себя и друзей в зеркале)

    2) Дидактическая игра «Как мы ласково называем друг друга»

    3) Дидактическая игра «Мы разные» (Азбука общения)

    Козлова С.А. «Мой мир»

    Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

    МАЙ

    НЕДЕЛЯ

    ТЕМА

    ЦЕЛЬ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    ИСТОЧНИК

    1 неделя

    «Дом, в котором ты хотел бы жить»

    Определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки и быта. Воспитывать аккуратность.

    1) Размышление «Моя мечта»

    2) Творческая игра «Я – волшебник»

    3) Конструирование «Дом моей мечты»

    Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»

    Кобитина Л. А. «детям обо всем»

    2 неделя

    «Мимические признаки эмоций»

    Совершенствовать умение детей распознавать различные эмоции по выражению лица. Способствовать осознанию своего самочувствия, настроения, желания при проявлении эмоций.

    1) Уроки доброты «Глядя в зеркало»

    2) П/и «Мы веселые ребята»

    3) Чтение «Про нос и язык» - Пермяк Е.

    4) настольная игра «Наши эмоции»

    Иванова Г.П. «Театр настроений»

    3 неделя

    «Сочиняем истории про себя и своих друзей»

    Побуждать детей сочинять несложные стихи и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению их самооценки.

    1) Активное общение «Я и мои друзья»

    2) Поговорки, пословицы, стихи о дружбе

    3) Игра «Письма доброго сказочника»

    А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду»

     Козлова С.А. «Мой мир»

    4 неделя

    «Делаем вместе»

    Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

    1) рассуждение «Что можно сделать вместе с другом»

    2) Игра – упражнение «Мы дежурим по столовой»

    3) Игра «Мы – друзья-товарищи»

    А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду»

    Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

    Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

    Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.

    Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...

    Методическая разработка по речевому развитию к группе занятий по лексической теме "Животные жарких стран"(6-7 лет)

    Представленная презинтация РР может быть использована учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных НОД....

    Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа

    Конспект  по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)Группа: Старшая группа Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматичес...