Методическая разработка по познавательному развитию (Средняя группа)
методическая разработка по математике (средняя группа)

Цель:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.;

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Задачи :

- поддерживать детское любопытство;

- развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

- развивать целенаправленное восприятие;

- поощрять самостоятельное обследование окружающих предметов.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию (Средняя группа)

Цель:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.;

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Задачи :

- поддерживать детское любопытство;

- развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

- развивать целенаправленное восприятие;

- поощрять самостоятельное обследование окружающих предметов.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

 Конспекты занятий

Познавательное развитие

Конспект№1

Тема: «Наша группа».

Цель: познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу.

Ход занятия:

- Ребята! Вы помните, совсем недавно вы ходили в ясельки. А теперь вас всех перевели в младшую садиковую группу.

- Как вы думаете, почему вы теперь не будете ходить в ясельки? (Мы подросли, стали большими).

- Давайте все вместе осмотрим нашу новую группу. Начнем с раздевалки.

- Где у нас раздевалка? (Все вместе идут в раздевалку).

- Посмотрите, как здесь много домиков. А что в этих домиках живет? (Наша одежда).

Игра «Найди домик для своей одежды».

Игра «Расскажи, как ты узнал, что это домик для твоей одежды». (Дети рассказывают, как они запомнили шкафчик по своему значку и еще по каким-то отличительным признакам).

Сказка «Про то, как каждая вещь любит жить на своем этаже».

- Ребята, чтобы вы никогда не забывали, где какая вещь любит жить и в какой последовательности одеваться и раздеваться, мы будем вспоминать, глядя на эту схему.

(Воспитатель предлагает детям алгоритм).

Есть у нас в группе комната, где дета из грязнуль превращаются в чистюль.

- Что же это за комната? (Умывальная).

(Дети все вместе с воспитателем идут в умывальную комнату).

- И здесь есть домики, только не для одежды, а для чего? (Для полотенца, для расчески).

- Найдите каждый домик для своего полотенца и своей расчески

(дети находят).

- Ребята, а как вы можете догадаться, чистый ты или грязный? Аккуратный или неряшливый? (Посмотреть в зеркало и увидеть).

- Посмотрите на себя в зеркало и если кому-то что-то не понравится в себе, исправьте, приведите себя в порядок,

- Посмотрите, у всех чистые руки?

Когда руки будут грязные, мы будем учиться мыть их правильно, а помогут нам вот эти схемы. (Воспитатель обращает внимание на алгоритм).

- Но самая любимая комната у всех детей — это групповая.

- Почему групповую любят все ребята? (Здесь мы играем, обедаем, спим, читаем сказки, занимаемся и т. д.).

- Ребята, посмотрите вокруг, какого цвета наша группа? (Дети называют все цвета, которые увидят).

- Какого размера наша группа? (Большая).

- Где пол? (внизу). Потопайте по полу ножками.

- Где потолок? (вверху). Достаньте ручками потолок, поганитесь выше.

Вот какая высокая у нас группа.

- А почему свет не торит, а в группе светло? (Потому что в группе есть окна; а стекла пропускают свет).

- Давайте назовем все слова, какая наша группа? (Большая, красивая, высокая, просторная, светлая, уютная, удобная).

- Очень хочется, чтобы всем нашим детям целый день жилось в нашей группе весело и уютно

Конспект №2

Тема: «Безопасность в нашей группе».

Цель: закрепить знания детей о своей группе. Развивать умение ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Развивать чувство безопасности и самосохранения.

Ход занятия:

- Ребята, вам нравится наша группа? (Да, нравится).

- А что больше всего нравится в нашей группе? (Разные ответы детей),

- Я очень рада, что вы любите нашу группу. Ребята, но если быть неосторожным, то в нашей группе с кем-то из вас может случиться беда. Давайте вместе с вами подумаем, какая же беда может случиться? (Воспитатель подводит детей к аквариуму).

- Ребята, продумайте, что может произойти с аквариумом? (Упасть, он стоит на тонких ножках; если его толкнуть,, он упадет; если попасть в него мячом или кубиком, он разобьется).

- Правильно, ребята! Аквариум у нас стеклянный, хрупкий, тонкий и от удара может разбиться.

- А если в этот момент рядом будет кто-нибудь из вас, какая беда может случиться? (Аквариум большой, тяжелый. Упадет - придавит ногу, разольется вода - станешь мокрым и простудишься, разобьется стекло - поранит руку, когда упадет, загремит - ребенок испугается шума и т. д.).

- Ребята, а в нашей группе есть еще предметы из стекла? (Окна, лампочки, ваза, очки у ребенка и воспитателя, посуда и ж. д.).

- Все стеклянные предметы таят в себе опасность для здоровья человека? Они бьются и стеклом можно поранить свое тело. Запомните это, ребята, и будьте со стеклом всегда осторожны.

- Ребята, как вы думаете, а деревянные предметы могут быть опасными? (Разные ответы).

- Какие вы знаете деревянные предметы? (Стол, стул, дверь, рама, шкаф и т. д.).

- Стекло очень тонкое и хрупкое, может разбиться, деревянные предметы не бьются, они твердые. (Дети с воспитателем ощупывают руками деревянные предметы).

- Из-за того, что они очень твердые, эти предметы могут быть очень опасными для человека.

- Представьте себе, что кто-то из вас сень быстро побежал, а на пути его стоит твердый деревянный стол. Что может случиться? (Ребенок ударится, набьет шишку, сломает руку или ногу, поранится до крови...).

- А еще двери могут быть опасными вот в какой ситуации. (Воспитатель открывает дверь и проводит опыт: подкладывает карандаш в то место, где крепятся петли и резко закрывает дверь - карандаш ломается).

- Ребята, никогда не беритесь рукой за это место на двери, потому что это очень опасно. Что может быть с рукой или ногой? (разные ответы).

- А теперь покажите мне, где еще у нас в группе опасные двери? ( Дemu показывают двери в раздевалке, умывальной, в шкафах и т. д.).

(Воспитатель подводит детей к окну). Кто у вас смелый? Кто не боится высоты? (Желающие отвечают).

(Воспитатель ставит одного ребенка на подоконник).

- Еще одна опасность подстерегает детей на высоте. Подумайте, что может случиться с ребенком? (Ответы детей: упадет вниз, разобьет голову, стекло может разбить, когда будет падать, ребенок может упасть на улицу со второго этажа и разбиться, пораниться стеклом).

- А где еще может случиться беда на высоте? (Если залезть на стол, на стул, на шкаф…).

- Ребята, как много опасных ситуаций подстерегают детей, которые не знают правила безопасности. Но вам зги беды не грозят, потому что, я надеюсь, вы все эти правила надолго запомните. А тем ребятам, которых сегодня нет в детском саду, вы расскажите сами.

Конспект №3

Тема: «Игрушки, которые живут в нашей группе». Цель: познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Побуждать детей к активности, самостоятельности. Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения , убирать каждую игрушку на свое место. Воспитывать желание выполнять действия с желанием, эмоциональным подъемом.

Ход занятия:

- Ребята, вы уже знаете, что у каждой вещи в группе есть свой домик.

- Где живет ваша одежда? (В шкафчиках в раздевалке).

- Где живет ваша постель? (В мешках в кладовке).

- Где живут ваше полотенце и расческа? (В шкафчиках в умывальной).

- А у ваших игрушек есть домики? (Есть, в шкафах в групповой комнате).

- Хотите, мы сходим сегодня к нашим игрушкам в гости в их домики? (Дети соглашаются).

  • Посмотрите вокруг. Найдите домик, где живут куклы. (Дети подбегают к кукольному уголку).

(Стучат в домик).

- Можно к вам в гости? (Здороваются).

- Ребята, вам нравится кукольный домик? (Ответы детей).

- Какой у кукол домик? (Уютный, красивый, просторный, чистый).

- А куклы вам нравятся? (Ответы детей).

- Давайте все вместе придумаем имена нашим куклам. (Дети приписывают имена куклам).

- Имена куклам придумали, а теперь посмотрите, какие куклы аккуратные, все красиво одеты, причесаны.

- Ребята, спросите у кукол, можно вам приходил» к ним в гости и играть в кукольном домике? (Дети спрашивают, потом с куклами продаются, благодарят, желают, чтобы куклы без детей не скучали).

- Ребята, а теперь давайте поищем, где, в каком домике живут кубики, кирпичики от строителя? (Дети находят).

- Здравствуйте, кубики и кирпичики, можно к вам в гости?

- Ребята, возьмите каждый в руку ту деталь, которая вам понравилась. (Дети берут кубики, кирпичики, разные строительные детали).

- Ребята, а какого цвета у вас строительные детали? (Красные, синие, желтые, зеленые, белые).

- Сколько у тебя, Саша, деталей? (Одна).

- А у тебя, Люда? (Одна).

- А сколько у вас у всех вместе? (Много).

- Строительные детали любят, когда их много. Кода они все вместе. Из них можно сделать интересные постройки.

- Спросите, ребята, у своего кубика или кирпичика: «Тебе нравится жить со всеми вместе в своем домике?» (Дети спрашивают и придумывают сами ответы).

- А теперь давайте аккуратно сложим наши детали в их домик. Аккуратно! Чтобы они крепко держались, не падали. (Дети складывают, воспитатель помогает).

- Спросите, можно ребятам приходить в гости и играть с кубиками? (Дети спрашивают, придумывают сами ответы).

(Прощаются со строительным материалом).

- Ребята, посмотрите, а где же домик у машин? (Дети подходят к шкафу с машинами).

- Здесь целый гараж. Какие в гараже машины? (Большие, маленькие, синие, зеленые, грузовые и т. д.).

- Как называется домик у машин? (Гараж).

- Ребята, как вы думаете, понравится ли машинам жить где-нибудь под столом, под батареей, или в раздевалке? (Нет, не понравится).

Я тоже думаю, что не понравится, ведь каждая игрушка любит свой домик.

(Дети катают машины и учатся ставить аккуратно их каждую в свой гараж).

- Ребята, посмотрите, а у каких игрушек еще есть домики? (У пирамидок - на полке; у настольных игр - на стане; у кукольного театра—на ширме; у разных мелких игрушек - на полке и от. д.).

Игра «У какой игрушки есть домик?»

(Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, дети по сигналу разносят игрушки по домам).

- Вот, молодцы? Все запомнили. Теперь в нашей группе всегда будет порядок, и игрушки никогда не забудут с вашей помощью свой домик.

Конспект №4

Тема: «Мы помощники взрослых».

Цель: закрепить знания детей о работе помощника воспитателя, предметах и орудиях труда. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, вызывать желание быть активным помощником. Развивать самостоятельность у детей, умение контролировать свои действия.

Ход занятия:

- Ребята» у Ольги Петровны сегодня опять много дел. А вы хотите, чтобы у Ольги Петровны было меньше работы и она могла бы больше времени проводить вместе с нами? (Да, хотим).

- Как же нам ей помочь? Давайте вместе подумаем!

- Пойдемте сначала в раздевалку, подумаем, что там мы сможем сделать? (Дети с воспитателем идут в раздевалку).

- Около двери лежит коврик. Для чего он? Кто знает? (Вытирать ноги).

- Правильно, если мы все будем хорошо вытирать ноги о коврик, то в раздевалке грязи будет меньше и Ольге Петровне легче будет мыть пол.

- А вы еще где-нибудь видели такие коврики в общем коридоре?

(Видели, у входной двери).

- Правильно, если мы не забудем вытереть ноги у входной двери, затем в раздевалке, то пол будет совсем чистым. Сегодня после прогулки, мы попробуем так сделать и посмотрим на наш пол в раздевалке.

- А теперь пойдем в умывальную комнату и подумаем, чем там мы сможем помочь Ольге Петровне? (Дети с воспитателем идут в умывальную комнату).

- Ребята, что мы здесь делаем? (Ходим в туалет, моем руки, умываемся).

- А здесь мы можем делать что-то аккуратнее? (Можем аккуратнее ходить в myaлem, мыть руки, не разливая воду и т. д.).

- Молодцы! Догадались! Вот какие помощники!

- Ребята, а в групповой комнате, чем мы можем помочь Ольге Петровне? (Не разбрасывать игрушки, убирать их на место; ставить стульчики красиво; не разбрасывать фантики от конфет; не сорить за столом, когда обедаем; не разливать чай; мыть хорошо руки после гуаши и не оставлять следы на столе и т. д.).

- Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие помощники взрослых. Посмотрите, у нас в группе все сейчас в порядке? (Дети поправляют стульчики, находят неубранную игрушку и т. д.).

- Молодцы! А теперь пойдем к Ольге Петровне и расскажем ей, как мы теперь каждый день будем помогать ей, поддерживать и соблюдать в группе чистоту и порядок. (Дети рассказывают, кто, что запомнил с помощью воспитателя).

Конспект №5

Тема: «Мои друзья».

Цель: учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в д/саду. Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма. Развивать эмоциональную отзывчивость. Совершенствовать себя как личность через общение с людьми.

Ход занятия:

- Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (Дети отвечают). (Кто-то не выспался, было грустно расставаться с мамой, кто-то себя плохо чувствует).

- Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему? (Хотим).

Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (Дети соглашаются).

- А кто такие друзья? (Ответы детей: дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением).

- А сколько друзей можно иметь? (Одного, два, три, много)

- А что лучше, когда один друг или много друзей? (Лучше, когда много).

- А можно, чтобы вся группа детей была друзьями? (Можно).

- Ребята, а как вы думаете, только дети могут быть друзьями? А взрослые могут быть друзьями? (Могут).

- Правильно, вы все мои друзья (обнимает детей), и я ваш взрослый друг.

- Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.).

- А если кто-то из вас придет в плохом настроении, будет плакать, не захочет с детьми играть, можно назвать такого ребенка другом? (Ответы разные).

- Ребята, просто у людей иногда бывает грустное настроение, но это не значит, что в такую минуту все друзья от него должны отвернуться и не захотят с ним дружить.

- А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (Ответы детей: обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.).

(Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию, дети проговаривают слова и выполняют действия).

- Ребята, а если ребенок не умеет играть, игрушки разбрасывает, дерется, толкается, можно ли с таким дружить? (Ответы разные).

- А можно что-то сделать, чтобы такой ребенок изменился? (Можно сказать, что лучше играть дружно, напомнить, что игрушки следует беречь, предложить интересную игру и договориться играть без ссор и драк. Воспитатель проигрывает с детьми ситуацию).

- Может случиться так, что когда-то кто-то приедет в д/сад с плохим настроением или просто забудет, как надо дружить. Но всегда на помощь придет друг, взрослый или ребенок и настроение сразу улучшится.

- А теперь давайте поиграем в игру «Назови по имени своих друзей». (Воспитатель называет по кругу имена всех детей, кого-то гладит по голове, кого-то обнимает, кому-то жмет руку и т. д.).

Затем дети выбирают тех, кого считают своими друзьями и делают то же самое.

Конспект №6

Тема: «Учимся общаться друг с другом».

Цель: учить детей общаться друг с другом. Дал, понятие, что такое дружба. Каким образом проявляются дружеские чувства. Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова. Закрепить умение расслабляться, смотреть друг другу в глаза, не бояться протягивать руки друг другу. Через психогимнастику направлять детей на переживание чувств нежности, добра, заботы и т. д.

Ход занятия:

На столе лист бумаги, забрызганный краской.

- Дети, а что у нас за лист бумаги на столе? Рядом стоит, воща, поролон. Наверное, с этим листом нам что-то надо сделать? Как вы думаете что? (Дети предлагают разные варианты, нарисовать что-то, но красок нет, приклеить что-то, но нет, ни цветной бумаги, ни клея. Поролоном и водой можно лист намочить и брызги размыть). {Дети приступают к работе. Размывают водой краску. Проявляется контур, нарисованный свечой - фигурки зверей, которые стоят в хороводе, взявшись за лапы).

- Что вы здесь видите? (Зверей: лису, зайца, бешу, ежа).

- Что они делают? (Стоят в хороводе, взявшись за лапы).

- А где же т коготки? Они им мешают держаться за лапы? (Коготков нет, они их спрятали в подушечки).

- А почему же звери спрятали свои коготки? (Потому, что звери дружные).

- Как вы думаете, им нравится гак стоять? (Да).

- Давайте и мы «опробуем встать так же. Получится у нас или нет? (Дети становятся в круг).

- Дети, а вам нравится так стоять? (Нравится).

- А теперь закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она? (Теплая, ласковая, мягкая и т. д.).

- Как хорошо так стоить, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга, пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

- Какие глаза у вашего друга? (Воспитатель подходит к парам, спрашивает детей, дети отвечают; ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.).

- Вам нравится ваш друг? (Нравится).

- Скажите ему тихо самые ласковые слова. (Дети говорят; ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д.).

-Дети, дружба, как нежный, хрупкий птенчик.

Психогимнастика. (Дети представляют в руках птенчика).

- Давайте его отогреем своим дыханием. А теперь прижмите его к своей груди и согрейте его, пусть он послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Вот уже птенчик отогрелся, расправил свои крылья и полетел. Пусть птенчик дружбы живет у нас в группе. (Дети отпускают вверх своего придуманного птенчика).

- А если вдруг случится, что вы поссоритесь со своим другом, подойдите к нашему «Уголку дружбы», посмотрите на два сердца, взявшихся за руки, и вы сразу поймете, что вам надо делать в такой ситуации. Конечно же, посмотреть друг другу в глаза, взяться за руки и помириться. И тогда в вашем сердце зазвучит тихая приятная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с детьми средней группы "Лук от семи недуг" (ОО "Познавательное развитие")

Развитие познавательных способностей детей на основе использования методов ТРИЗ (системный оператор) в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности....

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе «Кто живёт в жарких странах?»

Увлекательное путешествие в Африку, во время которого весело играем и уточняем названия животных жарких стран и их детёнышей....

Методическая разработка по математическому развитию средняя группа

НОД по математическому развитию для средней группы...

Методическая разработка по познавательному развитию в группе раннего возраста Тема: «В гости к нам пришла матрешка»

Методическая разработкаОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема: «В гости к нам пришла матрешка»...

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе на тему: «Дорога в старшую группу».

Методическая разработкапо познавательному развитию в средней группена тему:«Дорога в старшую группу»....

Методическая разработка по познавательному развитию (Средняя группа)

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способн...