Обеспечение безопасности детей.
методическая разработка (младшая группа) на тему

В основе безопасности лежит как физическая, так и психическая защищенность ребенка. Необходимые условия защищенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_bezopasnosti_detey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Обеспечение безопасности детей

В основе безопасности лежит как физическая, так и психическая защищенность ребенка.

Для обеспечения физической защищенности необходимы следующие условия:

-вблизи детей не должно быть предметов опасных для его жизни и здоровья (острых, режущих, мелких, легко бьющихся предметов)

 -поверхность пола в помещении группы, в спальной комнате должна быть ровной и нескользкой

 -игровую комнату не следует загромождать лишней мебелью

 -вся имеющаяся мебель должна быть закреплена

 -каждый ребенок должен находиться в поле зрения воспитателя.

  -необходимо предупреждать возможное падение детей ( при спуске лестницы, во время игры и т. д.)                                                                                                                                                                                              

Для обеспечения чувства защищенности взрослые создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и общения с тем, чтобы ребенок мог обратиться к взрослому за помощью в любой ситуации.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскры вается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и вне шние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсут ствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно слож но. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном уч реждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопаснос ти личности можно условно разделить на две группы: вне шние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельно сти, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, уча ствующего в образовательном процессе и ежедневно вступа ющего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстни ков, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляет ся чувство дезориентации в микросоциуме, каковым являет ся для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в дет ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реак ции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движе нии; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима провет ривания.

6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизне деятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообра зие и плохая организация.

& Неправильная организация общения. Преобладание ав торитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длитель ности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоци альная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологичес кой безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного вос питания в семье привычки негативного поведения. В резуль тате малыш сознательно отвергается детьми и подсознатель но взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспеш ности. Это способствует формированию комплекса непол ноценности и зарождению такого, например, отрицательно го чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, напри мер сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязли вость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отража ет окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш на ходится в состоянии напряженного ожидания.

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

-   в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое наруше ние аппетита);

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в от казе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцель но бродит по групповой, не находя себе занятия);

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напря жения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состо яния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетель ствует о возникновении психосоматических расстройств, ко торые могут отрицательно сказаться на самочувствии, пове дении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стой ким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется соци альная маска.

Надежными показателями того, что средства психологи ческой безопасности выбраны верно, служат хорошее настро ение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

ПРОГРАММА обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

Материал подготовлен по книге «Самые маленькие в детском саду»  (Из опыта работы московских педагогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обеспечение безопасности детей раннего возраста в детском саду»

Данный проект включает в себя способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в группе и на участке ДОУ с непосредственным вовлечением родителей в образовательный процесс по данной проблеме....

Консультация для родителей по обеспечению безопасности детей в интернете

Консультация для родителей по обеспечеию безопасности детей в ИнтернетеИзвестно, что Интернет - на сказочная страна. Конечно, здесь не поджидают за каждым кустом зубастые волки, но всё же не имея нужн...

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах

Семинар - практикум для воспитателей ДОО...

Организация работы по обеспечению безопасности детей старшего возраста

Данный материал поможет воспитателю при планировании работы по безопасности....

Консультация для родителей об обеспечении безопасности детей «Солнце воздух и вода»

У большинства из нас,  летом одно основное  желание  - это пойти, наконец-то, в отпуск. Способы проведения отпуска  у всех разные, одни  любят  проводить отпуск на даче, ...

«Неделя безопасности» в ДОУ, посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.

laquo;Неделя безопасности», посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.Цель. Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах....

Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей: "Дорожно-транспортные происшествия"."Основные правила безопасного поведения на воде"."Оградите своих детей от злоумышленников."

Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей: "Дорожно-транспортные происшествия"."Основные правила безопасного поведения на воде"."Оградите своих детей от злоумышл...