Статья. Игровая коррекция страхов
консультация по теме

Шевелева Оксана Викторовна

Статья. Игровая коррекция страхов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._igrovaya_korrektsiya_strakhov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая коррекция страхов

Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают "казаков-разбойников". В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игру заменяют интеллектуальные занятия, к тому же если ребенок единственный, то, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. Мало или совсем не играют с детьми родители, с которыми также не играли в детстве. Такие черты характера, как необщительность, внутренняя напряженность и конфликтность, властность и авторитаризм, излишняя принципиальность и негибкость, чрезмерный рационализм и сухость также мешают живому общению. Многое из сказанного относится и к воспитателям в группе, где как раз и следует восполнить недостаток игры дома. А родителям нервных детей мы советуем как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры вроде тех, о которых сейчас пойдет речь.

Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов можно обозначить как 5 + 5. В первую пятерку войдут игры, проводимые как в помещении детского сада, так и на улице, во время прогулки.

  1. Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами "на", "держи",   "лови",   "бросай",   "поймай"   и  т.д.,   а  также  подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
  2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
  3. Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).

4. Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т. д.

5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Все эти несложные игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место. Воспитатель незаметно помогает слабым, которые, как и остальные участники игры, заслуживают одобрения и похвалы.

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

Первая игра — "Пятнашки" — служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны — можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре — "Жмурки". Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого поочередно должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напутать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

Игра "Жмурки", как и следующая игра "Прятки", требует известной выдержки, терпения и способствует развитии этих качеств у нервно ослабленных детей. К тому же эти игры значительно снижают интенсивность страхов неожиданного, внезапного воздействия.

Игра "Прятки" проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном и спортивном залах — везде, где можно спрятаться, встать за выступ, ничем не обнаружить себя. Заранее разрабатывается маршрут, по которому пойдет ведущий, затем он дает всем возможность спрятаться и начинает поиск. Те, кого нашли, идут с ним вместе. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя, не раскрывать свою "тайну" — островок личной безопасности. Прятки позволяют успешно справиться со страхами темноты, одиночества, замкнутого пространства (прячутся при выключенном свете, одни и в ограниченном пространстве). После игры дети лучше засыпают, так как перечисленные страхи как раз и возникают у них пред сном.

В игре "Кто первый?" дети выстраиваются в одну линию и ведущий сообщает, что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз (конфетку, картинку, значок и т. д.). Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что и создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности, внезапности. Например, тот, кто в данный момент ведет игру, выбирает пусковым словом "медведь", всем это объявляет и начинает произносить: "Лошадь, крокодил, лягушка", затем внезапно говорит слово "медведь" и первым начинает движение. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремится быть первым. Это вызывает азарт, смех, веселье. Физически более слабые дети находятся сначала в середине линии и могут быстрее или, по крайней мере, наравне со всеми добраться до стульев. Воспитатель участвует в игре и также стоит впереди шеренги. Психологический механизм воздействия этой, как и последующей игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.

Последняя из рассматриваемой серии игр называется "Быстрые ответы". Игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто это делают и сами дети. Например, на вопрос: "Почему мороженое холодное?"— можно ответить: "Потому что оно в холодильнике", на вопрос: "Почему крокодил плачет?" — следует ответ: "Потому что его обидели" и т. д. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает и им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы. Затем место воспитателя занимают по желанию дети, используя как готовые, так и свои вопросы.

Продолжительность последних двух игр не превышает 20 — 30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса и пресыщения игрой. Каждая из рассмотренной серии игр начинается игрой "Пятнашки", вносящей эмоциональное оживление и радость в группу, после чего ежедневно или через день проводится одна из указанных игр. В течение недели-двух реализуется вся серия игр, которые можно по желанию детей повторить несколько раз, так что на все игры 5 + 5 уходит от одного до двух месяцев. За это время улучшается эмоциональная атмосфера в группе, отношения детей становятся более дружелюбными, вследствие появившейся возможности выразить свои чувства, снять эмоциональное напряжение как у возбудимых и агрессивно настроенных, так и у тормозимых, боязливых и беззащитных детей.

Следующим этапом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Пока воспитатель читает их, совершим небольшой психологический экскурс в область страхов у детей, а также характеров некоторых персонажей сказок.

Страхи отражают рост самосознания, поэтому возникают в определенном возрасте, прежде всего у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей. Как отмечалось, с восьмимесячного возраста начинает звучать и набирать силу еще во многом рефлекторный страх перед внезапным появлением незнакомых лиц, вначале женского, а затем мужского пола, резко контрастирующих с уже привычным образом матери. Этот страх заметно уменьшается во второй половине второго года жизни, когда расширяется сфера социальных контактов ребенка. В 2 года многие дети знакомятся со сказкой "Красная Шапочка", и тема страшного волка начинает отражаться в снах в этом возрасте, прежде всего у девочек. Беспокойный сон, ночные ужасы, крики и есть эмоционально насыщенная, драматическая переработка отчасти осознаваемого страха смерти, лежащего в основе боязни волка. Если в 8 месяцев страх связан с образом не матери, то в 2 года—с развивающимся самосознанием, чувством "я", которое еще так ранимо и может быть легко уничтожено грубой силой. Вечной темой будут и насилие, злой умысел со стороны волка и неопытность, наивность и неосторожность Красной Шапочки. Это урок, назидание, запрет на совершение необдуманных, не одобряемых взрослыми действий: нельзя ходить одной через лес, где есть волки с присущей им жестокостью. Вообще, запрет в сказках играет большую роль для показа последствий его нарушения. Вспомним некоторые из них: не открывать окно ("Кощей Бессмертный"), не уходить со двора ("Гуси-лебеди"), не пить воду из лужи ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка") и т. д. Сказки — это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений для формирования уверенности в себе и собственных силах, коррекции страхов.

Игра - ведущий вид деятельности. Игротерапия. Конструкция игрового занятия. Коррекционные игры....

Конспекты к программе на коррекцию страхов и тревожности "У страха глаза велики"

Представлены конспекты занятий к программе "У страха глаза велики" с подробным описанием игр и упражнений....

Страхи. Коррекционно-развивающее занятие по формированию у дошкольников коммуникативных навыков и коррекции страхов

Коррекционно-развивающее занятие может быть полезным для педагогов-психологов дошкольных организаций...

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате 3-4 года

Занятие для детей  3-4 лет «Зайчишка – не трусишка!»на снятие чувствительности к страху стихий и нападения....

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате 4-6 лет

Занятие для детей 4-6 лет «Бояться можно»на снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности...

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате.5-8 лет

Занятие для детей 5-8 лет «Волшебный дом» на снятие страха тёмных помещений...

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате. 5-9 лет

Занятие для детей 5-9 лет «Путешествие маленького гнома» на снятие страха мистических существ и страха потеряться...