Использование игровых упражнений для формирования уверенности в себе и собственных силах, коррекции страхов.
презентация по коррекционной педагогике

Игра - ведущий вид деятельности. Игротерапия. Конструкция игрового занятия. Коррекционные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»

 Кулундинского района Алтайского края,

ул.50лет СССР, 13

Использование игровых упражнений для формирования уверенности в себе и собственных силах, коррекции страхов.

Составитель: педагог-психолог

Гросс Е.В.

с. Кулунда

2018

План:

  1. Игра – ведущий вид деятельности для малыша.
  2. Игротерапия.
  3. Конструкция игрового занятия.
  4. Коррекционные игры.

  1. Игра – ведущий вид деятельности для малыша

Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий.

Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду.

  1. Диагностика. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо.
  2. Обучение. Благодаря игре, малыш проходит безболезненно процесс адаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  3. Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем.

Игры могут быть предметные и сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.

2. Игротерапия

Использование игровых упражнений  с целью психотерапевтического воздействия называется игротерапией. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: играющий выполняет реальную деятельность, но при этом эта деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальности.

Основным моментом в игровых занятиях является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:

- уважительное отношение к желаниям детей;

- недопущение насильного принуждения к игре;

- дозировка эмоциональной нагрузки на детей;

- создание радостной игровой атмосферы;

- наблюдение за самочувствием детей.

Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

  • становление положительной «Я-концепции»;
  • воспитание ответственности за поступки;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • закрепление способности принятия самостоятельных решений;
  • обретение веры в собственное «Я».

3. Конструкция игрового занятия

Игровое занятие должно иметь четко обозначенные начало и конец. Начало игрового занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто.

Пример ритуала начала занятия "Доброе животное".

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: "Мы - большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит". Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе". Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад."Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце". Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.

Пример ритуала окончания занятия "Солнечные лучики".

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.

Существуют игры, направленные на достижение тех или иных целей. Начинать игротерапию с детьми рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия, таких как

 жмурки,

 прятки,

догонялки.

Такие игры помогают:

  • наладить контакт между ребенком и взрослым;
  • снять нервное напряжение;
  • зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
  • уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
  • улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

5. Коррекционные игры.

Рассмотрим подробнее игры формирующие уверенность в себе и собственных силах и корректирующие страхи.

"Зайки и слоники"

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.

"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

"Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Соломинка на ветру»

Для детей с 6 лет. Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

«Неваляшка»

Для детей с 6 лет. Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

«Нарисуй свой страх, победи его»

Для детей с 5 лет. До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечание: Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».

По мнению А. Я. Варга, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых упражнений для формирования уверенности в себе и собственных силах, коррекции страхов

Слайд 2

Игра – это ведущий вид деятельности для малыша

Слайд 3

Функции игры Диагностическая Обучающая Терапевтическая

Слайд 4

Виды игр: Предметные Сюжетно-ролевые Театрализованные Подвижные Дидактические

Слайд 5

Игротерапия

Слайд 6

- уважительное отношение к желаниям детей; - недопущение насильного принуждения к игре; - дозировка эмоциональной нагрузки на детей; - создание радостной игровой атмосферы; - наблюдение за самочувствием детей.

Слайд 7

Игротерапия вырабатывает: становление положительной « Я-концепции »; воспитание ответственности за поступки; развитие навыков самоконтроля; закрепление способности принятия самостоятельных решений; обретение веры в собственное «Я».

Слайд 8

Жмурки

Слайд 9

Прятки

Слайд 10

Догонялки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР...

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...

Мастер – класс:"Использование игровых упражнений для формирования воздушной струи у дошкольников"

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развития целенаправленности воздушной струи, развития длительности воздушной струи....

План самообразования воспитателя дошкольного отделения. Тема: "Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников"

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных отделений. В плане описаны цель, задачи, предполагаемые результаты и этапы работы по самообразованию....

Как воспитать в ребенке уверенность в себе и своих силах

Воспитывая детей, родители могут подавлять их чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а могут, наоборот, формировать у ребенка здоровую самооценку и развивать чувство собственного до...