Предметно-развивающая среда, как реабилитационное и социально-адаптивное средство развития детей.
статья по теме

Елена Валериевна Шкредова

Предметный мир своими руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств способствует грамотно организованная предметно - развивающая среда. Предметный мир приобретает смысл и эстетическое значение, когда он обеспечивает жизненные потребности детей, активно участвует в сложном развивающем процессе.  

       Уровень современной жизнедеятельности общества побуждает нас искать новые пути совершенствования обучающей и воспитывающей среды, руководствуясь принципом оснащения предметного пространства объектами, материалами различного функционального назначения, опираясь на дифференцируемый подход, учитывая своеобразие психофизического развития.

       К сожалению, содержание и качество выпускаемых игр и игрушек не всегда соответствует педагогическим требованиям: с одной стороны, дорогие и престижные, с другой, очень дешёвые и не всегда качественные. Педагог должен уметь критически реагировать на эту ситуацию и подбирать материал, исходя из его развивающей ценности. Считаю, что чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое – значит, хорошее» приводит к искажению предметно-развивающей среды. Как создать пособия, помогающие совершенствовать моторные функции, развивать творчество, создавать благоприятные условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной? Наш опыт свидетельствует: многое можно сделать своими руками.

     Предметная среда нашей группы  наполнена специальными играми, игрушками, дидактическими пособиями и материалами, которые согласуются с уровнем актуального развития ребёнка. Это комплексный, системный, вариативный механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками, взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

     Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человека и от того, какие педагогические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребёнка.  На умственные способности, речь, психо-эмоциональную сферу детей влияет уровень развития общей и мелкой моторики. На протяжении многих веков мамы, бабушки играли с пальчиками малышей, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребёнка.

     Специалистами доказано: двигательная активность кисти увеличивает запас  слов, способствует осмысленному их использованию. Лишь совместная деятельность взрослого и  ребёнка во время игровых занятий по формированию сложно-координируемых движений рук позволяет достигнуть положительного результата.

     Оснащая предметно-развивающую среду группы, изготовили серию учебно-методических пособий, способствующих развитию речи, мелкой моторики рук («Дидактический коврик», «Цветочная поляна», «Адаптационная юбка» и другие). Использование заданий: «Составь красивый букет», «Сделай ёлочку колючей», «Пусть солнышко светит ярче» и других позволяет систематически активизировать деятельность рук.

Для малышей характерно любопытство к окружающему миру - они «исследуют», изучают предметы вокруг себя: какие они, для чего они? И здесь велика роль сенсорного воспитания, которое позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Дидактические игры и пособия являются одним из эффективных средств сенсорного развития. За счёт интереса ребёнка к игровому действию, которое стимулирует не только его активность, но и побуждает к поиску правильного решения и получению чувства удовлетворения от решённой задачи они успешно влияют на развитие детей. Универсальность обучающих возможностей этих дидактических игр состоит в том, что их можно использовать как на различных видах занятий, в быту, трудовых действиях, так и в общении между детьми. Таковы игры «Большие и маленькие», «Один – много», «Что за форма ?», «Сделай правильно» и другие. С их помощью можно научить детей способам обследования предметов, различения, узнавания и сравнивания.

      Организация физкультурно-оздоровительной работы с использованием нестандартного         оборудования активизирует двигательную деятельность детей, обеспечивает физическое воспитание ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Тренажеры применяются для профилактики плоскостопия, развития подражательно-ритмических движений, координации, равновесия («Гусеница», «Мягкое бревно», «Волшебные палочки» и другие). Дети могут упражняться в лазании, перелезании, подлезании, влезании, забрасывании мячей («Перекати поле», «Лабиринт» и другие).

      Учебные пособия, модули изготовлены из безопасного материала, просты в использовании, доступны для детей, привлекают своей яркостью. Они положительно влияют на эмоциональный фон в группе, провоцируют детей на создание новых моделей и образов в игре, так как обучают пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.

     Наличие методических рекомендаций к дидактическому материалу  облегчает управление ходом познавательного и физического развития каждого ребёнка.

     Таким образом, признавая ценность дошкольного периода детства, на первый план выдвигаем развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребёнка и раскрывающую его индивидуальные особенности.

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Роль предметно-развивающей среды В. В. Воскобовича "Фиолетовый лес" в развитии детей раннего возраста. Его роль в адаптационный период.

В статье говорится о важной и значимой роли предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича в развитии детей раннего возраста. О значимости развивающих игр "Сказочные лаб...

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...