Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме

Васильева Наталья Владимировна

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovykh_igr_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.

Часто слышу от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются? Как ни посмотришь - все играют. Дети уже подросли, а воспитатели их все пальчиками да ручками развлекают».

Как же многие родители ошибаются! Детский сад - только первая ступень к развитию полноценного члена общества - умного, доброго, а главное, здорового человека. Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует, но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. И когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, то почему-то забываем о психических, физиологических и речевых его возможностях. А ведь ребенок, как и взрослый, тоже что-то любит делать, а что-то нет.

Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей - родителей.

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный (специально для конкретного случая предназначенный) текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли "Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...”? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо

соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Да, это именно так.

Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно- затылочных отделов коры головного мозга.

Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?

В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

>        перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

>        застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

>        плести косички из жестких ниток;

>        рисовать и штриховать карандашами;

>        играть в пальчиковые игры.

Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

Опираясь на научно обоснованные данные, я поставила перед собой следующие задачи:

>        продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей;

>        совершенствовать координацию кистей и пальцев рук;

>        продолжить работу по развитию речи, формированию словаря.

Для этого развивающая среда в группе обогащена материалами по развитию мелкой моторики (застежки, молнии, вкладыши, шнуровки).

Моим воспитанникам очень нравится чудо-гномик. На матерчатую основу изображения гномика нашиты всевозможные застежки. Здесь и пуговицы, и петельки, и крючки, и липучки, и молнии, и ремешки, и шнурки-завязки, и кнопки. Использованы и ткани разных фактур. Сделанный добрыми и любящими руками, такой гномик стал любимой игрушкой детей.

В группе сделаны картотеки потешек, пальчиковых игр и упражнений. Упражнения подбирались в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.

Так например, малышам предлагала упражнения на катание пальчиками деревянных шариков различного диаметра. При этом старалась вовлечь в движение все пальчики. Для этого упражнения использовала также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождала упражнения, делали их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку Будто я сметаю крошку.

Много внимания я уделяла занятиям по конструированию. Детям давала самые разнообразные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек.

Кроме того в группе много пальчиковых театров. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. У каждого из детей нашей группы есть своя собственная куколка на палец, поэтому общие игры доставляют им еще больше удовольствия. А кроме того тексты мы не только произносим, но и поём, сопровождая их движениями рук и пальцев.

Как уже говорилось выше, очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потехи, стихи:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик—я,

Вот и вся моя семья!

Для тренировки пальцев я использую и упражнения без речевого сопровождения. Например: «Пальчики здороваются», «Человек», «Слоненок», «Корни деревьев».

Когда дети освоили свободное выполнение фигур, то разыгрывать пальчиковые сценки стало возможным и в режимные моменты. Мною придумано множество своих собственных игр для развития моторики детей.

Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включала музыку, которая нравится детям. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если дети возбуждены, то включала ласковый плеск волн, пение птиц - это снимало психическое напряжение, успокаивало. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: "Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном". Ещё слушая музыку, можно делать детям массаж рук. Это очень приятная для них процедура.

Если каждый день заниматься по 7-10 минут массажем рук детей, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

Подводя итог своей работы, я провела педагогическое наблюдение, в результате которого выяснилось:

>        большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры-потехи и повторяют их;

>        дети, которые не умеют говорить, с удовольствием повторяют движения;

>        у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей;

>        дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». (В.А. Сухом...

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста

В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей....

Статья "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста"

На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»...

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.

План  по самообразованию"Развитие  мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики ребёнка посредством пальчиковых игр»

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики ребёнка посредством пальчиковых игр»...