Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды
консультация (подготовительная группа) по теме

Лунина Татьяна Константиновна

Технология голландской системы личностно-ориентированного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, старались оформить групповую  комнату, учитывая особенности детей, посещающих нашу группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.  

Педагогами  создана развивающая среда, которая служит, удовлетворению потребностей и интересов ребенка, способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он  как бы «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

У нас в группе есть дети сильные в интеллектуальном развитии – они не нуждаются в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, им надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этим детям  достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды  ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Технология голландской системы личностно-ориентированного образования предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, поэтому ребенок сам принимает решения, выбирает, чем ему заниматься. Воспитатель не навязывает ребенку свое мнение. Его задача состоит в том, чтобы организовать групповые пространства, т.е. зоны по интересам детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребенка; формировать у детей умения выбирать вид занятий, планировать свою деятельность и самим анализировать ее.

Цель организующей функции среды – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Для того чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в нашей  группе  созданы центры, т.е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности:

Центр сюжетно - ролевой игры.  

Где собраны атрибуты к сюжетно- ролевым играм.

Центр грамотности «Буквоград», куда включается все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

Центр театрализованной  деятельности «Играем в театр», где размещены   игры-драматизации, разные  виды театра, костюмы.

 Центр «Юные экологи», где есть календарь природы, комнатные  растения, оборудование для ухода за растениями. Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке.

Центр науки «Первые открытия», куда входит место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.

Центр музыкальной деятельности «Мир музыки и звуков», где собраны Иллюстрации к песням, музыкально – дидактические игры, озвученные игрушки с разным принципом звучания, самодельные «шумелки», музыкальные инструменты, портреты композиторов.

Центр искусств «Полочка красоты»,  где размещаются материалы по ознакомлению с  изобразительным искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Центр физкультуры и здоровья «Мы спортсмены», где есть спортивное оборудование и оборудование для оздоровления.

Центры отделены друг от друга крупной или мелкой мебелью, стеллажами, полками.

 В связи с изменениями в развивающей среде в группе, обсуждался вопрос, какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы его активность в условиях обогащенной развивающей среды стимулировалась свободой выбора деятельности, чтобы ребенок играл, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимался не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов, чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным. Ответить на этот вопрос нам помогло изучение  материалов о групповом сборе.

Задачи группового сбора

- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов

- формирование мотивации к предстоящей деятельности

 - предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах

 -осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей

 -обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов

 - установление сопричастности, общности детей и взрослых группы

В один день игровой сбор  начинается со звона колокольчика, в другой – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации.

Далее короткое приветствие «глаза в глаза», передача настроения, доброты, внимания. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

Затем – обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые вводятся совместно с детьми, «сегодня говорит тот, у кого День рождения, а завтра у кого в руках волшебная палочка, послезавтра – клубочек.

Следующая часть группового сбора – это выбор деятельности. Для этого в  группе есть «Доска выбора».

«Доска выбора» -  один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей.  Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Как работать с «Доской выбора».

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Если дошкольники уже были знакомы с «Доской выбора» в средней или старшей группах, то в подготовительной им уже не нужны детальные обсуждения, они просто выбирают то, чем хотят заниматься. А вот в самом начале работы с «Доской выбора» воспитатель может задавать разные вопросы, которые помогут детям определить свой выбор, например: «Какой мяч тебе нужен для игры — синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?» После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут), и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру  сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). Мы в  подготовительной группе для этой цели  используем  песочные часы.

По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:

Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

Изображение солнышка — я старался, и все получилось!

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.

Изображение солнышка, почти полностью закрытого тучкой — я старался, но не получилось.

Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо.

Изображение черепашки — я старался, но делал медленно, и поэтому не успел.

Наш опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.

После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».

 «Доска выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной. Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский  сад№1

Комбинированного вида г.Валуйки

Доклад воспитателя группы компенсирующей направленности

Луниной Т.К.

Тема:«Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды»

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды

Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...

18.01.2015 «Реализация образовательной области «Физическое развитие», на предмет соответствия предметно-развивающей среды в ходе самостоятельной деятельности воспитанников»

laquo;Реализация образовательной области  «Физическое развитие», на предмет соответствия предметно-развивающей среды в ходе самостоятельной деятельности воспитанников»...

Образовательный проект «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»

  Углубленная работа  по проблеме развития детского изобразительного творчества способствовала разработке образовательного проекта «Маленькие дизайнеры  в условиях развивающей ср...

Доклад из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды ДОУ"

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Презентация, дополнение к докладу из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды в ДОУ

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Образовательное событие в рамках проекта «Развивающее образование ребенка в условиях билингвальной среды детского сада».

В данном документе представлен проект "Гусеница", который был реализован на билингвальной группе в летний период....

Консутьтация для педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создание условий развивающей среды для одаренных детей"

Консультация для молодых педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создании условий развивающей среды для одаренных детей"...