Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
методическая разработка по теме

Шурупова Ольга Александровна

Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возможные условия для развития и реализации их способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды

Дошкольный возраст – это ответственный период в жизни каждого ребёнка, так как данный возраст представляет огромные возможности для развития способностей и талантов. И на сегодняшний день поиск обучения и воспитания особо одарённых детей в дошкольных образовательных учреждениях – архиважная задача.

Как же сделать так, чтобы высокая восприимчивость и искры интереса не гасли, а разгорались всё сильнее и сильнее? Как построить образовательный процесс и психологическое обеспечение так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо внимания воспитателя, реализовывались и выращивались в педагогической деятельности с детьми?

Всё, что нужно для того, чтобы дети могли проявлять свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых. И просто не нужно пугаться изменений в привычных образовательных подходах, ведь их подсказывает сама жизнь и здравый смысл. Поэтому инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возможные условия для развития и реализации их способностей. При организации работы с одаренными детьми речь идет о создании такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности, как одарённых детей, так и детей со скрытыми формами одарённости. В окружающей среде должны быть выделены и представлены в выгодном свете каждый результат деятельности (исследовательской, экспериментальной, игровой).

Главным мерилом успешности развития одарённости является личность педагога. Эффективность взаимодействия взрослого и ребёнка зависит от умения увлечь его, вызвать интерес, поверить в свои силы, создать ситуацию успеха. И надо помнить о том, что только в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания личность ребёнка рассматривается, как общечеловеческая, где и развиваются его способности.

Р. Бернс утверждает «признание изначальной успешности каждого человека как личности, способствует индивидуальному развитию». Работая с одарёнными детьми, педагог должен изначально признать ребёнка как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими сложившимися особенностями. Это означает, что отношение воспитатель – ребёнок уже не может строиться на логике объект – объективного взаимодействия, потому что ребёнок и воспитатель выступают по отношению друг к другу в роли равноправных партнёров, сотоварищей совместной деятельности в образовательном и воспитательном процессе. Благодаря этому взаимодействию происходит превращение «знаний – умений – навыков» из цели образования в средство развития способностей.

Так как развивающее образование выводит образовательный процесс на приоритетное использование психологических закономерностей развития способностей человека в качестве исходного основания для построения образовательной технологии, в данном случае – обучение и развитие одарённых детей, то в образовательный процесс необходимо вводить технологии по развитию личности.

Образовательный и воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы ребёнок мог максимально реализовываться, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребёнка. Когда деятельность имеет смысл, то развитие способностей приобретает новую мотивацию, у ребёнка появляются возможности свободно выражать свои творческие ресурсы. Особое значение приобретает внедрение в образовательный процесс форм и методов обучения, при которых активны воспитатель и дети, когда педагог умеет активизировать все способности ребёнка. При этом очень важен креативный принцип обучения, т.е. максимальная ориентация на творческое начало в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Разрабатывая содержание и методику занятий, необходимо учитывать ряд условий:

  • развитию одарённости способствует такая организация воспитания и обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска;
  • интеллектуальная деятельность должна быть разнообразной;
  • следует менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность.

Педагог не должен давать готовые задания детям. Для этого в практической работе необходимо использовать следующие приёмы:

  • проблемно-игровых ситуаций;
  • дидактических игр;
  • моделирования;
  • осуществление обучения на высоком уровне трудности;
  • оценивание деятельности ребёнка с точки зрения его субъективных возможностей.

Решение задачи одарённости детей обеспечивает и дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям, по содержанию работы обучения (задания: разной степени трудности, разные по содержанию, гибкие вариативные).

Такие подходы к развитию одарённого ребёнка дают возможность заложить уже в дошкольном возрасте основы развития способностей детей.

Выступая против попыток искусственной акселерации А.В. Запорожец в противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А.В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер.

Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т.п., поможет быстрее их преодолеть.

Сегодня, в связи с бурным развитием современной компьютерной техники возникает потребность ее использования для развития дошкольников. Производители планшетных компьютеров предлагают обучающие и развивающие игры для дошкольников, просмотр мультфильмов и электронных книг, появляются возможности диалогового взаимодействия ребенка и машины. Раннее развитие компьютерной грамотности у дошкольников – это объективное явление. Уже появились дети, у которых становление клавиатурной грамотности опередило по времени рукописную, и в ближайшем будущем эта тенденция только будет нарастать.

Здесь можно порекомендовать взвешенное отношение родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от реально существующей информационной цивилизации. И если у дошкольного образовательного учреждения есть возможности организовывать занятия с детьми с использованием современной ИКТ-техники, то в этом нет ничего плохого. С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном возрасте и доводя до максимальных значений 30-45 минут в день в старшем дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.

Неравномерность развития как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т.к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Возраст от 5 до 8 лет Э.Эриксон определяет как период «предприимчивости против неполноценности». У одаренных детей, как и у обычных, должна быть группа детей, в которой их принимают и понимают. Именно в дошкольном возрасте неординарный ребенок сталкивается с тем, что его способности осложняют общение со сверстниками. Им он кажется слишком умным и серьезным. В такой ситуации некоторые одаренные дети берут инициативу общения в свои руки: первыми налаживают контакты, организуют совместные игры, берут под опеку тех, кто слабее и младше. Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий.

Источники литературы:

 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

 Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

 Богатырёва Л.М. Развитие личности ребёнка в творческой образовательной среде учреждения дополнительного образования // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одарённых детей в России. Сургут, 2001.

 Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

 Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...

«Личностноориентированный подход как условие образовательной среды дошкольника»

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоцио...

Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.

Огромные возможности открываются перед  человеком  в  случае  максимального  использования  и  развития заложенных  в  нем  природных  данных....


 

Комментарии

Юмашева Антонина Михайловна

Спасибо, очень актуальная и творческая работа