Главные вкладки

    РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
    статья по теме

    Антонова Вероника Валериевна

    В статье рассматриваются основные подходы к разработке дидактических материалов, исполльзуемых в образовательной деятельности. Сформулированы рекомендации к оформлению и демонстрации слайдов и презентаций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

    Образовательная деятельность  организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.

    Образовательная деятельность с дошкольниками состоит из трех основных частей:

    1) создание мотивации к деятельности, постановка проблемной задачи

     2) самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;

    3) анализ выполнения задания и его оценка.

    В работе с детьми дошкольного возраста воспитатели стремятся изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала.

    Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Например, для ознакомления детей с историей и культурой родного города демонстрационный материал должен содержать огромное количество качественных иллюстраций с видами Санкт-Петербурга и его пригородов, материалов по темам «В магазине»,  «Правила поведения на улице», «В парикмахерской», «На почте» и др. Где найти такой объем качественного демонстрационного материала?

    Именно в таких ситуациях компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление. Важно помнить, что использование компьютерных технологий не заменяет другие виды деятельности. От ролевых игр отказываться нельзя ни в коем случае: ребенок должен не только получить знания, но и закрепить их в играх соответствующей тематики.

    Остановимся более подробно на подготовке слайдов со звуковым сопровождением. Термин «слайд» известен уже достаточно давно и ассоциируется у большинства с диапроектором, экраном и набором вставленных в оправы фотоснимков на специальной пленке. Звуковое сопровождение предполагает наличие магнитофона и проигрывателя. В персональном компьютере все эти технологии объединены. Создание слайдов со звуковым и даже видеосопровождением требует наличия собственно ПК, программного обеспечения и периферийных устройств: колонок для групповой и фронтальной работы или наушников для индивидуальной.

    В персональных компьютерах с операционной системой Windows используется пакет программ Microsoft Office, в состав которого входит программа PowerPoint, предназначенная для создания презентаций. Сегодня именно эта программа является самой популярной у педагогов.

    При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

    Приведем некоторые рекомендации по оформлению слайдов:

    1. Фон слайдов не должен быть слишком ярким;
    2. Изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
    3. Изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;
    4. На каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
    5. Для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
    6. Объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;
    7. Должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
    8. Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);
    9. Надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);
    10. Использование анимации должно быть оправданным;
    11. Если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;
    12. В заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм); смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;
    13. Общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

    При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

    1. ƒСледить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;
    2. ƒСопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
    3. ƒСтремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;
    4. ƒВыделить время для проведения физкультминутки.

    Образовательная деятельность с использованием презентаций может проводиться по разным образовательным областям: познание, коммуникация, безопасность, художественное творчество, музыка, т.д.

    С помощью презентации можно работать на этапе изложения нового материала – сопровождать рассказ демонстрацией, делая его более живым и увлекательным, и на этапе закрепления

    С использованием презентаций можно организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу.

              

    Рис. 1 Задание «Подбери картинку»

    На рис. 1 представлено задание «Составь новое слово». Из названий картинок  необходимо выделить первый звук. Ребенок называет звук – появляется нужная буква, называет новое слово – появляется соответствующая картинка

    В руках творческого педагога демонстрация презентации с помощью мультимедийной установки при групповой работе или персонального компьютера при индивидуальной способна произвести на детей сильное впечатление и служит мощным средством развития мотивации к учебной деятельности, инструментом воспитания и способом формирования хорошего вкуса, проникновения в мир прекрасного.

    ЛИТЕРАТУРА

    СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

    Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

    Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий.

    СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 240 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

    В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

    Методическая разработка "Дидактическая игра "Зебруша в городе" с использованием mimio-технологий"

    Цель: закреплять и расширять знания детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения.Задачи:·        Обучать правилам дорожного движения;&mid...

    Участие в разработке дидактических материалов парциальной программы "Мой любимый город Канск"

    Перечень учебно - методических пособий к парциальной программе "Мой любимый город Канск" (выдержка)...

    Участие в разработке дидактических материалов парциальной программы "Мой любимый город Канск"

    Представлен перечень учебно - методических  и  дидактических материалов к  парциальной программе "Мой любимый город Канск" (отрывок)...

    Разработка методических материалов по проведению родительских собраний

    Родительские собрания – это действенная форма общения педагога с родителями. Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами ...

    ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Правила визуализации при создании дидактических материалов для проведения учебно-воспитательных занятий»

    Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в связи с...