Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Шапкина Елена Александровна

доклад на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo_shapkina_dou_9.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Воспитатель

МКДОУ детского сада №9

Шапкина Елена Александровна

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры для моих детей  – это потребность, привычка. Обучение своих детей гигиеническим навыкам я начинаю со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года я стараюсь направить на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после дневного сна и после каждого загрязнения;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  •  подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с 2 лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с 2 лет);
  • пользоваться одноразовым носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с 2,5 лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с 1,5 – 2 лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с 2,5 лет);
  • не брать грязными руками пищу (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком я провожу аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И  даже тогда, когда малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, я стараюсь не оставлять его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, в нашем детском саду мы заранее продумываем  все действия, располагаем  необходимые предметы для ребенка так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, умываясь после прогулки, каждый ребенок знает где лежит мыло и на каком крючке висит его полотенце.

 Для проведения гигиенических процедур с ребенком в нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые для этого  условия:

  • разместить крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставить к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепить  ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положить  коврик (решетку) в ванной, предотвращающий скольжение.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, я подбираю с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Годовалый ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т.п.).

Я считаю, что удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

 На практических занятиях я учу пользоваться расческой:

  • Ребенок должен знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Я показываю функциональное назначение расчески и формирую навык ее использования.
  • Учу спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.)
  • Мы стараемся позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»).
  • Ребенок должен научиться переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Объясняю ребенку об исключении возможности пользования чужой расческой.

 Учу умываться:

  • Заворачивать рукава одежды ребенка.
  • Проверять температуру воды.
  • Намыливать ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т.п.
  • Смывать мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Мыть лицо, называя каждую его часть. Учу сморкаться: зажимать то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снимаю полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются                          
  • Предлагаю посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

 

При умывании я называю все действия, которые происходят пред глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).

 Во втором полугодии я уже стараюсь, придерживаться последовательности действий, побуждать ребенка к посильной самостоятельности.

 Для меня очень важно с 1 года 6 месяцев учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Нужно помнить: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цыпки»), трещинки и т.п.

Учу пользоваться зеркалом:

  • Ребенок должен знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т.д.).
  • Учу спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками
  • Подвожу  малыша к зеркалу и  обращаю его внимание на чистоту одежды и лица.

 Учу пользоваться полотенцем:

      Для начала я предлагаю ребенку:

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Поменять руки местами.

 Все действия я сопровождаю оживленным разговором с малышом. А в конце, предлагаю показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Ответить: «Сухие, чистые!».

Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

 При чтении потешки я побуждаю малыша показывать поочередно каждый пальчик.

        Если набраться терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учу пользоваться носовым платком:

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формирую умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
  • Обращаю внимание на чистоту носового платка.

 

Учу пользоваться горшком:

  • Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка, поэтому мы делаем это перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
  • Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, я предлагаю ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  • Как только малыш оказался мокрым, сразу обращаю на это его внимание и немедленно меняю штанишки на сухие. Ребенок должен ощутить разницу.
  • Мы стараемся следить, чтобы ребенок «не проваливался» в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
  • Ребенку  напоминаю о возможной потребности, даже когда он не подает нам «сигналов».
  • Я считаю, что воспитатель должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата. Именно в этой ситуации можно считать, что – начало и конец наших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам! Мы радуемся за него вместе с ним, стареемся показать, что мы довольны, и обязательно хвалим его! И ребенок уже повторяет и повторяет такие «желанные» для нас процедуры.
  • Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание, поэтому мы  приучаем его опорожнять кишечник с утра и объясняем это родителям.
  • Я слежу, чтобы ребенок на горшке был не более 5 минут.
  • Конечно никогда не оставляю ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы я могла положиться на его благоразумие и самостоятельность.

 

В своей работе и практической деятельности для меня очень важно не только научить каждого ребенка ухаживать за собой и обслуживать себя правильно, но и то как это делают родители и опекуны малыша. Поэтому для меня есть основные факторы, свидетельствующие об ухоженности ребенка:

  • Опрятный вид, застегнутая одежда и обувь;
  • умытое лицо;
  • чистые нос, руки, уши, подстриженные ногти;
  • тщательно расчесанные волосы;
  • отсутствие на зубах налета;
  • чистое нижнее белье;
  • ухоженные половые органы и чистый анус;
  • наличие достаточного количества носовых платков;
  • чистая ровная и мягкая постель;
  • наличие индивидуальных туалетных принадлежностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...