Система заданий по изготовлению поделок оригами для детей старшего дошкольного возраста
материал по теме

Братенкова Марина Михайловна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система заданий по изготовлению поделок оригами  для  детей старшего дошкольного возраста

Дидактические задачи:

  • формировать точные движения пальцев и кисти рук;
  • укреплять устойчивость зрительного восприятия;
  • доводить начатое дело до конца;
  • развивать терпение у детей, преодолевать трудности.

Принципы:

  • Принцип наглядности обучения. Обучение способствует более легкому усвоению приемов исправления недостатков движений пальцев рук с помощью зрительного анализатора.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей. Обучение проводится с учетом возраста детей.
  • Принцип доступности обучения. Доступность обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.  
  • Принцип систематичности и последовательности. Задания проводятся постоянно, последовательно, от простого к сложному.

Методы работы  по технике  «Оригами»:

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация  иллюстраций по теме занятия;

- наблюдение.

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:

- знакомство с образцом готовой игрушки;

- анализ схемы с выполнением одной операции;

- одновременное складывание игрушек;

- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по   требованию.

 Непосредственно – образовательная деятельность  проводилась два раза в месяц по плану:

Сентябрь: «Путешествие в страну Оригами», «В бумажном царстве-государстве».

Октябрь: «Встреча с бабочкой», «Экскурсия в лес- сбор грибов».

Ноябрь: «Птицы улетают в дальние края», «Цветок оригами».

Декабрь: «Встреча с лесными жителями – заяц», «Сказка об отважной собачке».

Январь: «Волшебный стаканчик», «Путешествие в зимний лес – лиса».

Февраль: «По морям по волнам», «Подарок моему папе».

Март: «Милая мамочка мама моя», «Вертушка для малышей».

Апрель: «Первый подснежник», «Скворечник».

Май: «Яблони в цвету», «Цыплята на лугу».

        Большой интерес воспитанники проявили к выполнению поделок по темам: «Лесная полянка», «Рыбки в аквариуме», «Курица и цыплята».

Работа с ознакомлением техники оригами начинается  с изучения «базовых форм». Базовые формы - так называют те фигурки, с которых начинается  изготовление модели. В основе всех базовых форм лежит квадрат. Детям предлагается следующие базовые формы: книжка, треугольник,  мороженое, блинчик, конфета.

Базовая форма «Книжка»: сложить квадратный лист бумаги пополам.

Базовая форма «Треугольник»: положить квадрат углом вниз к себе и согнуть по диагонали снизу вверх. У вас получится треугольник.

Базовая форма «Мороженое»: взять квадратный лист бумаги и сделать перегиб по диагонали. Согнуть нижние боковые стороны к намеченной линии.

Базовая форма «Блинчик»: положить квадрат углом вниз и согнуть по диагоналям, затем сложить все четыре угла к центру.

Базовая форма «Конфета»: взять квадратный лист бумаги и сделать перегиб по диагонали. Согнуть боковые углы к намеченной линии.

Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация схемы выполнения поделки.

Для создания мотивации используются  игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяется художественное слово.

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра.  Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.

Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания:

- складывание заготовки пополам по диагонали;

- сгибание по диагонали дважды;

- складывание вдоль и поперек, вкладывание боков;

- сгибание углов и сторон к середине;

- отгибание от нижнего сгиба верхнего угла вперед.

При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

При усвоении детьми складывания «базовых форм», работа усложняется. Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем  предлагается  составлять различные композиции из знакомых фигур. Например, «Бабочки на лугу», «Аквариум», «Милая мамочка мама моя», «Вертушка для малышей», «Встреча с бабочкой», «Экскурсия в лес- сбор грибов».

Все изготовляемые поделки можно поделить на следующие группы:

- разнообразие животного мира;

- конструирование цветов растительного мира;

- конструирование домов и транспорта;

- тематические композиции.

В работе с детьми необходимо:

  • поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
  • развивать желание ребенка сделать что-то по-своему;
  • уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была;
  • не подавлять инициативу ребенка   собственным мнением, т.к.  мнение взрослого будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
  • творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями.
  • не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
  • вносить разнообразие в работу, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Конспект занятия по бумажной пластике в технике «оригами» для детей старшего дошкольного возраста тема «Колючая семейка»

Данное занятие направленно на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Забавные фигурки - оригами" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Забавные фигурки – Оригами» может быть использована педагогами дополнительного образования, а также педагогами групп компенсирующей и общеразвивающей направленности в совместной и специальн...

Мастер-класс «Журавль». Изготовление поделки в технике «оригами» для детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс «Журавль». Изготовление поделки в технике «оригами» для детей старшего дошкольного возраста...

"Звезда Победы" мастер- класс по изготовлению звезды оригами для детей старшего дошкольного возраста

Видео размещено на портале YouTube по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=kA98cyn6olE -Звезда победы...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

ПРОГРАММА дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Оригами»

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять...