ДОКЛАД «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР»
методическая разработка (младшая группа)

Литвинова Инна Владимировна

         фольклорное воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazhenya_cherez_folklor.doc37 КБ
Файл osennyaya_yarmarka2025.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ДОКЛАД

«РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ  ЧЕРЕЗ  ФОЛЬКЛОР»

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества.

Фольклор – это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова и музыки. Здесь, в фольклорном воспитании все это заложено изначально. Фольклор, как и народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы.

Детский фольклор состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, такие как:

Колыбельные песни:

- Ай, бай, бай, бай, не ходи, старик Бабай,

Коням сена не давай.                                                  

Кони сено не едят,

Все на Мишеньку глядят.                                                

Миша спит по ночам,

и растет по часам.                                                                

Ай, бай, бай, бай,

не ходи ты к нам Бабай!

 

Потешки:

Идет коза рогатая,

по боку дратая,                                            

Кто молочко не пьет,

того рогом бьет – пыр, пыр, пыр!

 

Пестушки:

Тяги, тяги, потягушеньки,

на Катю порастушеньки!                                                                    

Расти, доченька, здоровая,

как яблонька садовая!

 

Прибаутки:

А качи, качи, качи,

пекла баба калачи.                                              

Калачики, калачи,

хороши и горячи.                        

Калачи, калачи, как огонь, горячи.                                                

Калачи вам не дадим, лучше сами их съедим!

 

Для более старшего возраста:

 

Приговорки:

Божия коровушка,

олети на небушко!                                                  

Если хочешь, так лети,

а не хочешь, так сиди!

 

Дразнилки:

Ябеда соленая, на горшке вареная,                                                

Шишками обитая, чтоб не была сердитая!

 

Жадина-говядина,турецкий барабан!                                                  

Кто с тобой подружится – тот рыжий таракан!

 

Считалки:

Черепаха хвост поджала

и за зайцем побежала.                                          

Оказалась впереди, кто не верит – выходи!

 

Заклички:

Дождик, лей, лей, лей,

на меня и на людей!  

На людей по ложке,

на меня по крошке,                                                                                    

А на Бабу Ягу лей

по целому ведру!

 

Загадки:

Выпуча глаза сидит,

по-турецки говорит,                                                                                  

По-блошьи прыгает,

по-человечьи плавает!  \Лягушка\

 

Скороговорки:

Павел Павлушку пеленовал,

пеленовал и распелёнывал!

 

А также пословицы и поговорки.

Кроме этого, начиная с младшего возраста используются такие фольклорные формы как детские игры, например:

игра «Цапки»                                                                                        

«На горе стояли зайцы и кричали:

«Прячьте пальцы! Цап!»»

 

А так же сказки, начиная с «Репки» и «Колобка».

Далее идут песни и хороводы.

Большинство этих фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. При этом детские фольклорные напевы характеризуются небольшим объемом, узкими интервалами, нисходящим направлением мелодических линий. Здесь сказывается и то, что напеву и характеру его интонирования отводится детьми не ведущая, а второстепенная роль, т.к. они обычно концентрируют свое внимание не на художественной стороне исполняемого произведения, а на определенном действии, которое оно иллюстрирует. Но даже при том, что в образах музыкального фольклора детей отражаются их ограниченные потребности и исполнительские возможности, они привлекают внимание своим интонационным богатством, совершенством и красотой музыкально-поэтических образов.

В первой младшей группе появляются разные формы организации музыкальной деятельности, музыка звучит не только на занятиях, она включается в самостоятельные игры, развлечения. Для того, чтобы занятия и развлечения были более яркими, красочными, интересными мы используем народные пляски, песни, потешки, сказки, тем самым доказывая и подчеркивая нужность и незаменимость  фольклора для младших дошкольников.

Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен, так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов.

Начинается все с колыбельных песен, пестушек, потешек, которые вводят малыша в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад. Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождаются песенками-приговорками, а «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», «Сорока-воровка кашу варила…» - это к тому же наилучший способ координации движений, пальчиковой гимнастики \детская аэробика\. При этом, музыкальная деятельность  и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания взрослому, педагогу.

Ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях с ритмом слова, музыки является первоначальной предпосылкой развития музыкально-ритмических движений. Опять же на ритме, не поэтическом слове основаны скороговорки для старшего возраста, которые способствуют развитию речи, устранению ее недостатков, вот вам народная логопедия!

Следующей ступенью народного художественного воспитания являются детские игры, песни, хороводы. Это первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре, которые начинаются с первых же незамысловатых сюжетов сказок о животных и продолжаются в более старшем возрасте – в бытовых, сатирических и волшебных сказках.

При этом, фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей, когда, воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. А для самых маленьких, сказки – это художественный способ познания окружающего мира.

 

Таким образом, фольклорное воспитание – это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.



Предварительный просмотр:

Осенняя ярмарка. Утренник для подготовительной группы.

(дети заходят парами, встают полукругом)

 Ведущая:

Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла! Здравствуйте, гости дорогие-маленькие и большие!

 Дети:

 Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку ! На ярмарку !

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, пляски

Давно вас ждут друзья!

Собирайся, народ!

Наша ярмарка идет!

На потеху, для забавы

Веселиться всем на славу!

 

Ведущая: Ярмарка осенняя пришла к нам в детский сад!

Да и что тут толковать – пора и песню запевать.

Песня- «Зазывальная»

(дети становится парами в рассыпную)

Дети

1Что душа твоя желает –

все на ярмарке найдешь!

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдешь.

 

2Ярмарка – шутки,

Ярмарка – смех,

Ярмарка – праздник веселый для всех!

Ведущий. На ярмарке веселье — от всех бед спасение.

  Дружно парами беритесь и на танец становитесь!

Танец  «Ярмарка»

Ведущая:

Ярмарка шумит, поет!

Слышу, кто-то к нам идет!

Глазам не верю!

Неужели цыгане!

В самом деле!

Сейчас начнут гадать,

Да за рукав тянуть!

Любого смогут обхитрить и обмануть!

Выход Цыганки и Медведя

Цыганка:

Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами!

Не живём мы давно обманами.

На гитаре играем!

В театре «Рамен» выступаем!

Я цыганка молодая, я цыганка не простая! Могу ворожить! Да всю правду говорить. Пойду добрым людям счастья нагадаю.

Подходит к детям, берет одного за руку.

Цыганка:

Ах, касатик ты мой! Дай ручку, погадаю. Да, всю правду расскажу. Ой, дорогу вижу! Это дорога жизнь. И ведет она в казенный дом. И ждут тебя в этом доме, бриллиантовый ты мой, четверки и пятерки. Учителя тебя там будут любить!

Подходит к воспитателю:

Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку) Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много, драгоценная моя, 10, нет 25!Будешь их всему учить!

 А что же мой Мишенька умеет, вот смотрите, представленье, всем гостям на удивленье!

А вот глядите, какой он у меня ласковый!

(гладит медведя, тот рычит довольно, мотает головой)

Гляди какая у него походка! Плывет как в море лодка!

Погляди-ка! Когда мой, мишенька, бежит, аж земля дрожит.

(Дает платочек медведю)

Ты, Топтыгин, попляши и всем людям покажи,

Как старушки пляшут да платочком машут.

(Медведь танцует с платочком)

Покажи-ка теперь, как старый дед ногами стучит,

На мальчишек ворчит. (Медведь топает ногами)

- Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)

- Покажи, как девки на работу идут. (Мишка идет медленно)

- А как они с работы домой возвращаются? (Бежит)

 Цыганка: пришли мы на ярмарку, овощей для моего Мишки прикупить. Помогите прикупить самые вкусные овощи   в корзинку?

Конкурс- эстафета - «Собери овощи в корзину»

(два участника носят по одному предмету в корзинку)

Цыганка: вот спасибо, нам пора, дальше пойдем народ развлекать.

(уходят)

 Дети берут лотки:  

1Будем дальше по ярмарке гулять

Да товары покупать.

Там о чем–то торг ведут

Посмотрим, что там продают.

 

2Налетайте! Покупайте!

Привезли издалека,

Мы не ситцы, ни шелка,

И не кольца, и не брошки,

Расписные чудо- ложки!

3Ложки деревянные,

Расписные, разные,

Сами пляшут и играют

И народ весь потешают!

 

4Что ж, ребята, вы сидите?

Аль играть вы не хотите?

Ну-ка, русскую давайте

Веселее начинайте!

 

5Перед вами выступают

Ох, лихие, ложкари.

Наши ложечки играют

От зари и до зари.

 

игра на ложках  «Ложкари».

Ведущая: 

Весна красна цветами,

Зима — белыми снегами,

А осень — щедрыми дарами!

Вот и на ярмарке нашей даров осенних не счесть!

Загадки отгадайте, какой овощ лежит в коробе — узнайте.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка.

апуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.

(Морковь)

Всех овощей она царица,

Своей величиной гордится.

На дыню издали похожа,

На рыжий мяч большущий тоже. (Тыква)

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая — не мишка,

В норке — но не мышка.

(Картошка)

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят.

(Кабачок)

Игра «Урожайная»

Ребенок берет лоток с лентами:

 Чудо-ленты, ленты-чудо!

Подходи и налетай,

Для игры и для уюта!

Или в косы заплетай!

Ведущая:

Продавали на ярмарке –ленты разные: желтые да красные- вот какие яркие. Подходите, не зевайте, быстро ленты разбирайте!

Танец с лентами

Дети берут карусель:

1Тары-бары – растабары,

Раскупили все товары

А теперь честной народ,

Карусель вас всех зовет!

2 Для всеобщего веселья

Сядем все на карусели!

Кто смелее, подходите,

Ленты яркие берите!

                            Песня- «Карусельные- припевки»

Ведущая:

Ну, что ж, товары на ярмарке хороши! Поиграли от души!

У кого тут хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора!

Ждет нас новая игра!

Игра- «Кто, что любит- налетай и товары выбирай»

(родители держат ленты, на них висят товары разные, кто быстрее соберет. Можно поиграть два раза)

 

Ведущая: я товар замечательный на нашей ярмарке нашла( платочек), кто в руки его возьмет тот ведущим в кругу пойдет! Ну скорее в круг  вставайте, да песню дружно начинайте!

Игра «Гори, гори ясно»

(ходят по кругу, ведущий противоходом с платочком  в нутрии круга. Остановится между парой. Детей (между которыми платочек), поворачиваются друг к другу спиной и бегут за кругом, тот кто первым вернется и возьмет платочек- тот становится ведущим. )слова: Гори, гори ясно, чтобы не погасло 1 2 3-  не спи, а скорее ты беги!

Ведущая: родители , а вы у нас на ярмарке ничего не присмотрели? Тогда можно поучаствовать в конкурсе. Приглашаю 4 – х гостей. (разделить по парам) У нас хороший есть товар, в коробочке лежит. Нужно только его завернуть красиво, в подарочную бумагу.  Кто быстрее завернет тот получит приз!  

(участников связывают парами ленточкой за руки. Они должны упаковать коробку в бумагу и завязать ленточкой)

Конкурс для родителей- «Подарочная коробочка»

Вед: Идите ногами, смотрите глазами

     Берите руками, платите деньгами

Дети:

  1. Кому пирожки? Горячие пирожки?

С пылу, с жару, гривенник за пару!

Спешите и торопитесь! Не бойтесь, не объедитесь!

Попробуйте, ну-ка по пяточку за штуку.

  1. Подходите, не зевайте, хлеба покупайте

Караваи, калачи, пышки, пышки горячи

Булки, лепешки в печи сидели на вас глядели

В рот захотели.

  1. Кому яблоки продали! Кому дешево отдали!

Грушевые, ананас, покупайте про запас.

  1. Кому орехи, кому орехи? Золоченные, грецкие орехи.

Взрослым для богатства, детям для потехи

  1. Подходи, не ленись! Покупай, не стыдись!

 Вед: раскупили весь товар, вот только бублики остались.

Внимание! Внимание!

              Начинаем соревнования!

Кому достанутся вкусные, ароматные бублики? Выходите!

Игра: «Чья команда больше всех  соберет на ленту бубликов?».

 (В игре участвуют 2 команды- родителей и детей. Примерно по 6-7 человек, на столе лежат бублики и 2 ленты для нанизывания нужно добежать до противоположной стороны, взять бублик, прибежать обратно вдеть бублик  в ленту)

Продавец- ребенок берет связки буликов: 

Напекли, блинов, ватрушек,
Недорого продам!
Пирожков и свежих сушек
Я в кулёк насыплю вам!

                                        Песня «Сушки – ватрушки» 

Ведущая:

А я вот отличный товар на ярмарке присмотрела. Славный (Сундук- расписной или русский самовар!

Сундучок (самовар) я рассмотрю

Что внутри там посмотрю!

Ведущая открывает крышку самовара или сундука  (петушки на палочке, пряники или другое угощение).

Вот так самовар (Сундук) хорош!

Просто мимо не пройдешь!

Праздник кончается –

Ярмарка закрывается.

Угощенье начинается.

                                                     «Угощение»-  

  Ведущий:

Вот и солнце закатилось –

Наша ярмарка закрылась!

(обращение к гостям)

Мы прощаемся с гостями

И хотим вам пожелать:

Всем – здоровья, долголетья

(вместе с детьми) И про нас не забывать!