Конспект занятия "Предотвращению синдрома эмоционального выгорания у педагогов."
план-конспект занятия по теме

Лесовская Екатерина Михайловна

ЦЕЛЬ:

 

Формировать представление об эмоциональном выгорании (ЭВ).

 

 

 

 

ЗАДАЧИ:

 

1.     Расширить представление педагогов об ЭВ;

2.     Познакомить педагогов с профилактическими мероприятиями ЭВ;

3.     Определить степень ЭВ;

4.     Воспитывать у педагогов позитивное отношение к своему здоровью.

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ:

 

Тест заготовленный по количеству педагогов, диск с релаксационной музыкой, подборка упражнений по предотвращению ЭВ.

 

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 

Подборка упражнений по ЭВ, разработка теста, подбор музыки, изучение литературы по теме.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.zanyatie_psikholog.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:

Формировать представление об эмоциональном выгорании (ЭВ).

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить представление педагогов об ЭВ;
  2. Познакомить педагогов с профилактическими мероприятиями ЭВ;
  3. Определить степень ЭВ;
  4. Воспитывать у педагогов позитивное отношение к своему здоровью.

МАТЕРИАЛ:

Тест заготовленный по количеству педагогов, диск с релаксационной музыкой, подборка упражнений по предотвращению ЭВ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Подборка упражнений по ЭВ, разработка теста, подбор музыки, изучение литературы по теме.

ХОД ЗАНЯТИ

 

    Педагоги сидят за столами в непринужденной позе. Звучит спокойная тихая  музыка.

Психолог: Здравствуйте, я очень рада что вы все сегодня здесь собрались.

                   Большое спасибо за это. У меня сегодня такое хорошее

                   настроение. Оно похоже на солнце, лучи которого дарят каждому

                    свое тепло. А ваше настроение на что похоже?

                                                    (ответы педагогов)

   Упражнение «На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду походе их сегодняшнее настроение.

Психолог: Мне приятно у всех у вас замечательное настроение. Так часто, стремясь стать счастливыми, люди стараются добиться всего сразу: и благополучной семьи, и карьеры, и здоровья, и материального благополучия. Но если представить себе все это в виде четырех сообщающих сосудов, то станет понятно: когда один сосуд наполнится доверху, в другом содержимое уменьшится.

  Но можно ли совмещать все: и карьеру, и семью, и детей, и здоровье?

   Можно, если не требуешь, чтобы все сосуды были полны до краев. Надо определить приоритеты собственной жизни, и для каждого человека они свои. Главное – понять, в чем они, и тогда человек чувствует гармонию, которую принять называть человеческим счастьем.

     Но к  сожалению в нашей с вами жизни, особенно в работе, бывает и

 плохое настроение. Тем более что наша профессия «педагог» иначе называется «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил.

    Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства, при общении с детьми и родителями, - все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога. Наша деятельность характеризуется огромной нагрузкой  на психоэмоциональную сферу. Большая часть протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях и эти признаки называются «синдромом  эмоционального выгорания».

      Чтобы такого не случалось воспитателю необходимо правильно планировать свою деятельность, использовать таймауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда нужно отвлекаться от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Следует избегать ненужной конкуренции: слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу.

   Для предупреждения и преодоления ЭВ можно использовать различные тренинги ( или упражнения)

   В некоторые из них мы с вами примем участие. Но в начале давайте проведем небольшой тест, в котором при правдивых ответах вы увидите свое эмоциональное состояние.

       Каждому участнику тренинга раздается тест (время работы 10 минут)

Психолог: Мне бы хотелось задать вам вопрос. Как вы думаете что можно

                  сделать для предотвращения эмоционального выгорания?

                  (рекомендации)

                                                 

                        РЕКОМНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

                         ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  • Ответьте на вопрос: «Зачем я работаю?». Составьте список всех причин – и реальных, и абстрактных, которые заставляют вас работать. Определите мотивацию, ценность и значение своей работы.
  • Убедитесь в правильности утверждения: «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда вы последний раз этим занимались.
  • Обращайтесь с друзьями, ходите в гости, вместе отдыхайте, гуляйте.
  • Начните заботится о своем физическом здоровье: регулярно выполняйте простые физические упражнения, правильно питайтесь, боритесь с вредными привычками, например курением.
  • Начните заботиться о психологическом здоровье: научитесь расслабляться, посетите психологические тренинги.
  • Делайте каждый день какую – нибудь глупость: покатайтесь на скейте, поиграйте в классики, попускайте мыльные пузыри или погримасничайте. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.
  • Устраивайте семейные праздники, дарите радость своим родным и близким.
  • Позволяйте себе маленькие слабости, балуйте себя.

Психолог: А теперь перейдем непосредственно к упражнениям.

   Упражнение «Атомы»

Проводится в качестве разминки и с целью создания работоспособности.

   Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это атом. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов может быть разное. Оно  определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от его команд – встают лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.

   Визуализация «Хрустальное путешествие»

Цели: Эмоциональный отдых; осознание своих проблем и их преодоление;

            получение положительных эмоций.

   Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее: вы медленно входите в весенний яблоневый сад, медленно идите по аллее, вдыхая запах нежных бело – розовых кустов и наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, отврываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, ветерок ласкает ваше лицо, волосы. Перед вами озеро. Вода его прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, по берегу, вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют энергией. За водопадом – грот, тихий, уютный; в нем вы останетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте весь свой путь в обратном направлении, выйдете из вишневого сада и только тогда откройте глаза.

   Упражнение «Гора с плеч»

Цели: Сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и

            спины; контроль за осанкой и уверенностью в себе.

    Выполняется стоя, можно на ходу.

   Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и отпустить. Такой осанка должна быть постоянно.

   Упражнение «Руки»

Цели: Снятие усталости, установление психического равновесия.

   Вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз. Необходимо представит, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Нужно отчетливо физически ощутить теплую тяжесть, скользящую по рукам. Посидите так 1 – 2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук. Окончательно избавляясь от усталости.

Психолог: А сейчас еще один из проверенных методов снятия напряжения. Возьмите свой  тестовый лист и порвите его. Выплеснув весь свой негатив.

-  Давайте посмотрим притчу, которая на мой взгляд, не оставит вас равнодушными и возможно ваше отношение к жизни. Спасибо за внимание.

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №3 «Солнышко»

КОНСПЕКТ

открытого занятия

«По предотвращению синдрома эмоционального выгорания у педагогов»

психолог Лесовская Е.М.

Локомотивный городской округ 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Тренинг для педагогов дошкольного учреждения...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевре...

Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"

Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Деятельность педагога-психолога ДОО.

Программа семинара  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» предлагается для работы психолога  с педагогами в условиях образовательного учреждения. Основными идеями...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...