Методическая разработка на тему «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Орехова Алла Анатольевна

Дидактические игры, упражнения, игры экспериментирование для сенсорного развития детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Методическая разработка на тему:             «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»

Трудно переоценивать уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка. Рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и знающие особенности раннего возраста. Малыш рождается на свет, уже имея органы чувств: у него есть глаза, уши, есть кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это – лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Стремление научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения входит в педагогическую деятельность, а решение этой задачи занимает одно из важнейших мест в работе с детьми раннего возраста. Исследования показывают, что без углубленного сенсорного воспитания восприятие у детей долго остается поверхностным, отрывочным, и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

Опыт работы с детьми моей группы в возрасте 2-3 лет показывает, что многие дети поступают в детский сад с отставанием в сенсорном развитии. Связано это с резким омоложением современных родителей, которые, уделяя своим детям, любовь и ласку, забывают выступать как «активные партнеры» в деловом общении с ребенком, знающие, чего нужно добиться от ребенка, чему его научить.

В раннем возрасте до 3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервнопсихическое развитие. Это самый благодатный возраст – в нем наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы «почему?», «куда?». И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через предметы и игрушки, самое важное занятие для него – игра.

В раннем возрасте можно проводить специальные игры – занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких игр-занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Игры для раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. В основу занятий положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении. То есть, не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечной чувствительности и т.д. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной и изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе занятия этими видами деятельности малыш ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которых невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются признаками их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или их «сигнальные значения.

Сенсорное воспитание предопределяется сообщением детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ими без ограничения, также как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач. Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами – обследования любого предмета. Т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средства восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Для успешного освоения программы и всестороннего развития малыша можно использовать игры на развитие сенсорики как на занятиях математикой, так и на всех остальных занятиях, а также в свободное от занятий время – на прогулках, во время самостоятельной деятельности. При проведении развивающих игр особое внимание уделяю последовательности выполнения игровых действий. Каждое практическое действие обыгрываю сначала сама, а потом - с детьми. Все действия, желания, должны исходить от самого ребенка. Поэтому если ребенок отказывается от игрового упражнения, у него пропадает интерес к игре, то я стараюсь завершать игру и не заставлять играть насильно. Ведь все действия и желания должны исходить от малышей. Используя опыт работы педагогов, я стараюсь выдержать некоторое время, и игра вновь становится интересной и желанной для ребенка. Иногда возникали такие ситуации, особенно с вновь пришедшими детьми, когда они не проявляли никакого интереса и желания играть в какие-либо игры. В таких ситуациях на помощь приходило умение устанавливать доверительные отношения между мной и ребенком, проявлять уважение к личности малыша, помогали взаимодействие с коллегами и другими специалистами детского сада. Для достижения хороших результатов каждую игру я вводила не только поэтапно (с дальнейшим усложнением), но и подбирала ее в соответствии с уровнем развития детей.

Величина

«Большие и маленькие»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1 см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

«Какой мяч больше?»

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький мяч. Игра повторяется.

Форма

«Какой это формы»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

Оборудование: по четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см), шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: проводится также как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусинки. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками ребенку каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка: «Кубик, шарик…».

«Квадрат, круг»

Цель: учить группировать предметы по форме.

Оборудование: по пять квадратов одного цвета и пять кругов одного цвета из картона.

Ход: воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе, затем говорит: «Вот это – квадрат, вот это – круг. Квадрат я положу на квадратную тарелочку, а круг положу на круглую тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Квадрат). А это? (Круг)».

Цвет

«Разноцветные бусы»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: по четыре желтых и красных бусины (могут использоваться другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: проводится также как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают желтые и красные бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно желтый цвет.

«Поставь букет цветов в вазу»

Цель: научить группировать предметы по цвету.

Оборудование: четыре вазы красного, синего, зеленого, желтого цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же цветов.

Ход: воспитатель показывает детям цветы, раскладывает их на столе или ковре, перемешивает и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазу. Затем воспитатель берет, например, зеленый цветок и ставит его в вазу зеленого цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как ваза. То же самое воспитатель проделывает с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагают детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по ...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».

Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности....

Методическая разработка для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

В предлагаемой методической разработке изложен материал , направленный на обогащение родительских представлений и знаний по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается позна...