Главные вкладки

    картотека "Игры на формирование эмоций"
    картотека по теме

    Митрушина Ольга Борисовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_igry_na_emotsii.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра «Смешинки и злючки»

    Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

    Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

    Упражнение «Коврик злости»

    Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

    Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

    Игра «Волшебный мешочек.

    Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

    Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек в месте с ним и спрячьте.

    Этюд «Король боровик не в духе»

    Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

    Описание этюда: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

    Шел король Боровик

    Через лес напрямик.

    Он грозил кулаком

    И  стучал каблуком.

    Был король Боровик не в духе:

    Короля покусали мухи.

                                    В. Приходько

    Упражнение «Доброе животное»

    Цель игры: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.

    Описание упражнения: педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох -  шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

    «Звезда»

    Задачи:

    • Гармонизация межличностных отношений.
    • Повышение самооценки.
    • Развитие коммуникативной сферы.
    • По кругу все участники говорят «имениннику» - комплименты (Ты молодец, ты хороший, ты добрый ...)

    «Маленькое привидение»

    Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.

    Содержание:  превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко) ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).

    «Рубка дров»

    Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.

     Содержание: ребенок рубит воображаемым топором воображаемые дрова с криком «ха!». Это поможет

    выходу гнева.

     

    «Толкалки» (в паре).

    Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.

    Содержание: дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руки на высоте плеч и опираются ладонями о ладони партнера. По сигналу начинают толкать партнера, пытаясь сдвинуть его с места. Кто устанет, говорит: стоп!

    Эмоция «смех»

    Задачи:

    • Развитие эмоциональной сферы.
    • Развитие социальной адаптации.
    • Развитие коммуникативной сферы.
    • Развитие аналитико-синтетической деятельности.

    Игроку предлагается рассмотреть рисунок «Смеющаяся лошадка» и ответить.

    • Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
    • Когда бывает очень смешно? (Назови ситуации)
    • Назови характерные признаки смеха (хохот; озорной, игривый и добрый взгляд; раскрытый рот; губы растянуты в улыбке).
    • Как можно рассмешить?
    • Изобрази эмоцию «смех».

    Варианты задания: нарисуй эмоцию, нарисуй ситуацию смеха, придумай ситуацию, вспомни из своей жизни.

    Эмоция «спокойствие»

    Задачи:

    • Развитие социальной адаптации.
    • Эмоциональное развитие.
    • Развитие аналитико-синтетической деятельности.
    • Развитие коммуникативной сферы.

    Игроку предлагается рассмотреть рисунок и ответить:

    • Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
    • Когда бывает спокойное настроение, в каких ситуациях?
    • Каковы характерные признаки спокойствия (лицо расслаблено, ротик изображен прямо (горизонтально».

    Далее нужно изобразить спокойствие.

    Варианты задания: нарисуй эмоцию, нарисуй ситуацию смеха, придумай ситуацию, вспомни из своей жизни.

    «Вопрос - ответ»

    Задачи:

    • Развитие коммуникативных навыков.
    • Развитие стремления к добру и вежливости.
    • Нравственное развитие.
    • Повышение самооценки у детей.
    • Повышение фона настроения.

    Ведущий беседует с ребятами о словах-помощниках «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи», «извините», «будьте любезны»), которые называются «волшебными». Далее дети отвечают на вопросы:

    • Какие «волшебные» слова ты знаешь?
    • Когда их говорят?
    • Почему они называются «волшебными»?
    • Скажи каждому: «Спасибо тебе, что ты есть!» и улыбнись.
    • Вспомни свой поступок, когда тебя поблагодарили.

    Варианты задания: просят вспомнить ситуации, когда ему говорили одно из «волшебных» слов: «спасибо», «извини», «доброе утро»...

    Эмоция «гнев»

    Задачи:

    • развитие коммуникативных навыков.
    • развитие навыков саморегуляции.
    • развитие эмоциональной сферы.
    • психотерапия агрессивности.

    С игроком и другими участниками проводится беседа:

    • Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
    • В каких ситуациях бывает злое настроение - гневное? Изобрази (посмотри в зеркало) и опиши мимические признаки гнева (брови нахмурены, взгляд неприятный, руки
    • напряжены, губы сжаты плотно).
    • Нравится тебе свое отражение? А вам, ребята?
    • Улыбнитесь себе, погладь себя по голове и улыбнись другим.
    • Как справляться с гневом?

    Далее ребенку предлагается крепко сжать кулачки, а потом разжать и встряхнуть ручки; обхватить себя руками - это поза выдержанного человека; нарисовать свой гнев, а потом разорвать на мелкие кусочки.

    «Добрые чувства»

    Задачи:

    • Развитие эмпатии, способности к сопереживанию.
    • Развитие нравственной сферы.
    • Развитие коммуникативных навыков, социальной адаптации.

    Беседа на тему добра и зла. Обсуждаются вопросы:

    • Что значит делать добро?
    • Назови добрые поступки и помыслы.
    • Как можно помочь другому?
    • Что значит «быть хорошим человеком» (это быть каким?).
    • Расскажи о своем добром поступке.

     

    Эмоция «стыд»

                    Задачи:

    • эмоциональное развитие.
    • поведенческая психотерапия.
    • нравственное развитие.
    • развитие эмпатии.

    Беседа о стыде.

    • Что за эмоциональное состояние изображено?
    • Как догадались? (признаки – глаза опущены вниз, щеки покраснели).
    • Изобрази стыд.
    • Когда бывает стыдно? (примеры).
    • Вспомни, когда тебе приходилось испытывать чувство стыда?
    • Что можно посоветовать в таких ситуациях? Стыдно, когда сделал что-то плохое: соврал, разбил что-то, не послушался, обидел. Если это случилось, попроси прощения, попытайся все исправить и не поступай так больше. Старайся заранее подумать о поступке. Хороший он или плохой? Что бы сказала мама? Как надо поступить, чтобы предотвратить неприятные последствия?

    Эмоция «радость»

                    Задачи:

    • Эмоциональное развитие.
    • Нравственное и половое воспитание.
    • Развитие коммуникативной сферы.

    Обсуждение эмоции радости.

    • Кто это? (Девочка.) Как определили? (Признаки -

    длинные волосы, бантик на голове.)

    • Что это за эмоция? (Радость.)
    • Как догадались? (На лице улыбка, глаза сияют.)
    • Изобрази радость.
    • Когда бывает радостно? (Примеры ребят.)
    • Что надо сделать, чтобы человек улыбнулся? (Улыбнуться ему, рассмешить, подарить веселый рисунок ...)

    «Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

            Попросите ребенка нахмурится, как:

    • Осенняя туча
    • Рассерженный человек
    • Злая волшебница.

            Улыбнуться, как:

    • Кот на солнце
    • Само солнце
    • Как Буратино
    • Как хитрая лиса
    • Как радостный ребенок
    • Как будто ты увидел чудо
    • Позлись, как:
    • Ребенок, у которого отняли мороженое
    • Два барана на мосту
    • Как человек, которого уволили

            Испугайся, как:

    • Ребенок, потерявшийся в лесу
    • Заяц, увидевший волка
    • Котенок, на которого лает собака

    Устань, как:

    • Папа после работы;
    • Человек, поднявший тяжелый груз;
    • Муравей, притащивший большую муху.

    Отдохни, как:

    • Турист, снявший тяжелый рюкзак;
    • Ребенок, который много потрудился, но помог маме;
    • Как уставший воин после победы.

    «Колечко» (для детей с 4 лет)

             Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

    «Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)

    Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

    «Как ты себя сегодня чувствуешь?»  (для детей с 5 лет)

    Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение  мамы, папы, друга, кошки и т. д.

    «Классификация чувств» (для детей с 5 лет) 

    Ребенок рассматривает карточки с изображением различных оттенков настроений и раскладывает их по следующим признакам:

    • Какие нравятся;
    • Какие не нравятся.

    Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

    «Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)

    Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. - и обсудить, как можно «помирить» эмоции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на формирование знаний об эмоциях и умение их выражать.

    Цель данных игр: развить способность у детей определять свои эмоциональные состояния, показывать эмоциональные состояния других людей, формировать представление о причинах и последствиях различных эмо...

    Программа по формированию базовых эмоций у дошкольников (цикл занятий)

    В данной программе предложена серия занятий, направленных на интенсивную коррекцию  отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет.Цель программы: научить ребенка понимать собст...

    КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

    КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...