Доклад на педагогическом совете "Взаимоотношение дошкольников в игре"
материал (старшая группа) на тему

Курбатова Татьяна Викторовна

Старший дошкольный возраст (из личного опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vzaimootnosheniya_v_igre_2008g.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ.

Подготовила: воспитатель ст.гр.Курбатова Т.В.

  Игра- основной вид деятельности дошкольника. Старшие дошкольники в своих играх отличаются от младших.  Они уже начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные ситуации из жизни. Например, свадьба, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Например, ребенок уже не просто обращается к продавцу как покупатель, а уже как покупатель-мама или покупатель-шофер.

   В игре формируются взаимоотношения между детьми. Дети могут уже самостоятельно объединяться для совместной игры, оказывать в игре помощь друг другу, доброжелательно оценивать деятельность сверстников, в игре передавать свое отношение к действительности. На нескольких примерах я хочу показать все это.

  Дети в нашей группе часто строят игровой комплекс. Это может быть корабль, замок, зоопарк или любое другое сооружение, которое чаще всего выполняется из деталей крупного конструктора. Этот вид деятельности объединяет группу детей общей целью. В этой игре больше возможностей для упражнений в планировании, для договоренности о том кто и что будет строить. В этих моментах у ребят есть возможность проявить свою индивидуальность, творчество. Игра потребует и распределения ролей, и развития сюжета, и умения строить отношения друг с другом.

Например: Группа из 5 мальчиков объединились и решили построить корабль. В начале стройки было оговорено, Что Андрей Б. будет капитаном: «Я сильный, капитаны все такие». Дети не возражали. В начале стройки все дружно носили строитель, придумывали детали игры. Коля работал за двоих: носил доски, планировал где будет рубка капитана, каюты матросов, в конце стройки даже принес флажок и установил его на корме. Андрей в это время часто переключался на другие игры, уходил в группы других детей. После того, как строительство было закончено, группа детей единогласно выбрала капитаном Колю. А Андрей очень обижался и недоумевал – почему? На что Вова дал точный ответ: «Потому что так не играют.  Коля все придумал, а только ходил. С ним лучше, если хочешь будь как мы  - матрос.». Дети сами дали определение, что лучше играть дружно, сообща принимая решения, что кого-то можно считать товарищем в игре, а кого-то нет. Здесь формируется умение не только организовать, продумать и воплотить в игре свои замыслы, но и умение стать лидером только в результате большой проделанной работы, в умении заинтересовать сверстников своей игрой, увлечь их.

   Если понаблюдать за детьми во время игры, то любой взрослый заметит, что ребенок в своей игре передает взаимоотношения взрослых: в труде, в повседневной жизни, на отдыхе и .т.д. Здесь наша главная задача раскрыть – показать детям правильную модель поведения отношений между людьми.

 Например, дети на улице играют в поезд. Построили из стульчиков вагончики. На остановках выходят погулять и т.д. Алиса заинтересовалась игрой, но для нее не хватило вагончика. Тогда она не растерялась: «Ну, тогда я на остановках буду пирожки продавать». Через некоторое время поезд тронулся, уехал. На остановке дети выходят, бегут за пирожками к Алисе, а продавца –то нет! Алиса устала ждать и убежала к другим ребятам побегать. Дети разочарованы: «Ну, вот теперь из-за тебя все голодные будут, а ехать – то до следующей остановки далеко». Алиса (прочувствовалась): «Я сейчас успею к следующему разу напечь пирогов». И действительно к следующему разу у нее было все готово. Таким образом мы видим как формируется чувство ответственности пред другими людьми, своей ролью в общей игре – и как результат формируется критическая оценка своего поведения и сдержанность в поступках.

   В игре формируется навыки коллективной жизни, умение договориться, стремление уважать замыслы других детей, умение выслушать и умение объяснить свой замысел, доброжелательность, стремление оказать помощь, и умение принять ее.

  Девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, а вторая вдруг поднимает их и сажает их в машину. Возникает ссора. Выясняю почему. Оказывается, у одной возникла идея отвезти кукол на дачу. В итоге, девочки договариваются, что куклы сначала поспят, а потом поедут на дачу. То есть мы видим, что умение договориться, пойти на уступки друг другу помогает выйти из конфликтной ситуации. Хорошо если девочки усвоили эту модель поведения и перенесут ее в жизненную ситуацию.

   Или же, наблюдаю, как играют в мозаику Аня и Адель. Девочки строят цветы, как в саду у принцессы. Аня: «Я уже закончила, и у меня получились розы очень красивые!» Адель: «Я тоже хочу такие- же построить, но у меня не получается!» Аня закончила свою работу. Адель расстроена. Аня: «Ничего, я помогу тебе. Давай сделаем тебе розы вместе». Доброжелательное отношение в игре, желание оказать посильную помощь друг другу, вместе достичь желаемого результата, умение менять манеру своего поведения в зависимости от ситуации – все это в конечном итоге приводит к умению строить свои взаимоотношения со сверстниками, свое поведение не тлько в игре, но и в реальной жизни.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "“Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевой игры дошкольников” презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №56 «Северяночка»    Доклад  к педсовету №3...

Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям» (из опыта работы математика)

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

- Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – ...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....

Доклад по педагогическому совету "Нейроупражнения и игры в образовательной деятельности"

Нейропсихологический подход в играх и упражнениях способствует всестороннему развитию....

Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, ка...