Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет
статья (средняя группа) по теме

Прохоренко Юлия Андреевна

В дошкольных учереждениях в наши дни мало кто интересуется развитием ребенка с помощью театрализованной деятельности. Большинство акцентируют внимание на непосредственном речевом развитии и обучению счета. Но данная прямолинейность в воспитании влечет за собой к "сбою" в детском мире развития. Одним из них является слаборазвитое воображение, что влечет за собой трудности в принятии той или иной роли в игре, непонимание ее смысла, неумение создавать свой сюжет игры, а также тормозит весь воспитательный процесс и развитие ребенка в целом. Данная статья поможет Вам выявить на ранних стадиях недочеты в воспитании и скорректировать дальнейший ход педагогической деятельности  с помощью театрализованных игр представленных здесь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет

При организации театрализованной деятельности детей 4-5 лет О.А. Акулова выделяет ряд проблем.

Рассматривая проблему организации театрализованной деятельности О. А. Акулова выделяет 4 направления руководства театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста:

1)руководство, направленное на переход ребенка от театрализованной игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

2) руководство, создающее условия для перехода ребенка от театрализованной игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

3) руководство, способствующее переходу ребенка от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

4) руководство, позволяющее ребенку перейти от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена [1, с. 38].

Еще одна проблема развития театрализованной деятельности дошкольников состоит в последовательном усложнении игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. О. А. Акулова указывает, что к началу среднего дошкольного возраста дети должны овладеть следующими видами театрализованной деятельности.

1.Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека.

2.Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

3.Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

4.Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

5.Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька... », «Заинька, попляши... », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

6.Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е.Чарушин «Утка с утятами»).

7.Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

8.Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

9.Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Расширение театрально-игрового опыта детей среднего дошкольного возраста осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

1)многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

2)игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

3)постановка спектакля по произведению [1, с. 42-43].

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Развитие театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста включает проблему обогащения театрализованной деятельности детей, решение которой возможно только при условии развития специальных игровых умений. О. А. Акулова указывает на то, что театрально-игровые умения детей 4-5 лет существенно усложняются, она  выделяет 5 групп этих умений [1].

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель»: быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», досмотреть и дослушать до конца, отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).

Вторая группа театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умения использовать некоторые невербальные средства выразительности (мимика, жесты, позы, движения, сила и тембр голоса, темп речи)  и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа театрально-игровых умений детей 4-5 лет обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа театрально-игровых умений позволяет ребенку 4-5 лет овладеть основными умениями «художника-оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение взаимодействовать с другими участниками игры (играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.), умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Особую проблему в развитии театрализованной деятельности детей 4-5 лет составляет проблема ее руководства.  Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах М. А. Васильевой, Р. И. Жуковской, Н.С.Карпинской, Н.Я. Михайленко и др.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованной деятельности, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р. И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений [16, с. 71].

При руководстве театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста основными требованиями к ее организации являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. А. В. Щёткин  указывает: «Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере организованной совместной театрализованной деятельности страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей» [43, с. 86]. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:

- понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;

- помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал [43, с. 87]. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения организованной совместной театрализованной деятельности.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. С детьми 4-5 лет не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В средних группах перед театрализованной игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.  

В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой [13, с. 54]. Вначале воспитатель самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Если необходимо, педагог может непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки детей. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

Большое значение в руководстве театрализованной деятельностью дошкольников имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками [14, с. 17]. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности. По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности «Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям, к интерпретации.

Таким образом, основная проблема развития театрализованной деятельности заключается в грамотном педагогическом руководстве, цель которого – поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

  1. Акулова, О. А. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст]  / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 23-27.
  2. Доронова, Т.Н. Играем в театр [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 312 с.
  3. Ерофеева, Т. И. Зверева О.Л. Игра-драматизация [Текст] / Т.И.Ерофеева // Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1994. – С. 15-19.
  4. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И.Жуковская. – М.: Просвещение, 1975. – 226 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет

В дошкольных учереждениях в наши дни мало кто интересуется развитием ребенка с помощью театрализованной деятельности. Большинство акцентируют внимание на непосредственном речевом развитии и обучению с...

"Растём играя". Проблемы развития игровой деятельности детей.

Развитие игровой деятельности детей. Проблемы современного воспитателя. Проблемы современного родителя....

Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.     Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2.     Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...

Психолого-педагогические подходы к проблеме развития театрализованной деятельности у дошкольников

В современном мире востребованы творческие профессии, человек – творец созидатель. В педагогике продолжается поиск новых задач, форм, содержания, методов и приемов развития творческих способност...

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития игровой деятельности детей»

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития игровой деятельности детей»...

Проблема развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра -основной вид деятельности ребёнка-дошкольника.Посредством игры дети получают новые знания,совершенствуют разнообразные навыки,учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми,формируют пред...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...