Музыка и развитие мыслительной деятельности у дошкольников
статья по теме

Романенко Ирина Леонидовна

В статье рассказывается о процессах развития мыслительной деятельности у дошкольников на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_razvitie_myslitelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx18.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и развитие мыслительной деятельности дошкольников.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения - от дошкольных учреждений до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса является художественное образование- процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка, так как музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки.

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж, вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Слушание музыки - одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение.

При проведении слушания музыки существенными моментами являются правильный выбор музыкального произведения, создание интереса к нему, исполнение музыкального материала и усвоение его детьми. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой воспитатель.

Можно, например, предложить послушать музыку, чтобы вызвать у ребенка определенные чувства и переживания, чтобы углубить, усилить, закрепить полученные детьми впечатления, создать спокойное настроение.

Музыка и песня должны быть высокохудожественны, потому что только на художественном материале развивается вкус детей. Дети могут слушать произведения как классиков, так и современных композиторов. Иногда музыкальные работники играют детям свою собственную импровизацию, весьма невысокого качества. Эта музыка не способствует развитию художественного вкуса и не должна иметь места в работе с детьми.

Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию данной группы детей; сложная музыка вызывает излишнее утомление и бесполезное напряжение внимания. При выборе произведения надо учитывать возраст детей, их интересы.

Для того чтобы музыка произвела впечатление на ребенка, нужно не только умело выбрать материал, правильно его исполнить, но и подготовить ребенка к восприятию музыки, направить его внимание во время слушания.

Слушание музыки - одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение

Систематически и правильно проводимое слушание музыки в детском саду поможет детям лучше. воспринимать и понимать музыку. Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. В. М. Бехтерев одним из первых поставил и вопрос о создании «детской воспитательной музыки». Он полагал, что правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема умственного и эстетического воспитания занимает важное место в дошкольном образовании. Поэтому система дошкольного образования должна постоянно совершенствоваться, чтобы быть более эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.

Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников....

Статья "Развитие мыслительной деятельности и речи дошкольников в работе с загадками"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призыва...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Консультация. Классификация как форма развития мыслительной деятельности дошкольников на занятиях по ФЭМП

Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника. Классифика...

Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет 17.05.23

Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет...