Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».
консультация по теме

Немыкина Юлия Олеговна

План:

1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .

2. Мозговой штурм.

3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.

4.Работа в малых группах по 3 человека над педагогическими ситуациями (Обмен опытом).

5.Завершение консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».

План: 

1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .

2. Мозговой штурм.

3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.

4.Работа в малых группах по 3 человека над педагогическими ситуациями (Обмен опытом).

5.Завершение консультации.

Цели:

  • Знакомство с диагностическими методиками, позволяющими выявить индивидуальные особенности ребёнка
  • Осознание педагогами своих методов воспитания, развитие способов кооперации педагогов и навыков сотрудничества.

Материалы: ватман, маркер, коробок спичек, раздаточный материал, бланки.

Ход:

1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации.

2. Мозговой штурм: перечислить индивидуальные особенности детей, проявляемые в МДОУ и доступные для воспитательского наблюдения.

3. Знакомство с методиками. Психолог: «Иногда бывает недостаточно метода наблюдения, чтобы составить полную картину индивидуальных особенностей ребёнка. Тогда следует воспользоваться специальными диагностическими методиками. Но следует помнить, что при пользовании методикой нельзя отступать от инструкции и проводить обследование следует индивидуально»

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ СЕБЯ» (А.М. Прихожан и 3. Василяускайте)

Цель: изучение общего эмоционального отношения к себе детей б — 9 лет.

Материал: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги.  1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: «плохой мальчик (девочка)», «хороший мальчик (девочка)», «я»; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30 — 40 минут.

Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж — синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

Инструкция: «Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)». Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: «А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)». При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: «А теперь вот здесь нарисуй себя». Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша

Обработка и интерпретация данных. Включает следующие моменты:

1. Анализ «автопортрета»:

а) наличие всех основных деталей;

б)  полнота изображения;

в) количество дополнительных деталей;

г) тщательность их прорисовки;

д) статичность или представленность фигурки в движении;

е)  включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т. п.

Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, разукрашивание») свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

2.  Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунком «хорошего» и «плохого» персонажа по следующим параметрам:

а)  размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;

б)  цвета, использованные в «автопортрете», количество каждого цвета, их соответствие цветам «хорошего» или «плохого» ребенка;

в) повторение в «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т. п.);

г) наличие в «автопортрете» новых деталей, их характер;

д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» персонажа.

Поскольку данная методика носит проективный характер, то здесь в дополнение могут быть применены традиционные критерии, принятые в проективной психодиагностике при анализе   рисунка человеческой фигуры.

С воспитателями в ходе игры проводится   взрослый вариант этой методики, а само описание методики вручается на группу в качестве раздаточного материала.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ  «ЛЕСЕНКА»  (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн) – так же с воспитателями в ходе игры проводится   взрослый вариант этой методики, а само описание методики вручается на группу в качестве раздаточного материала.

Цель: изучение высоты самооценки.

Материал: бланк с «лестницами» слов, характеризующих уровни здоровья, умственного развития, характера и счастья.

Инструкция: «На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке первой лестницы расположатся «самые здоровые», на нижней — «самые больные». По такому же принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые

2. Очень здоровые

3. Здоровые

4. Среднего здоровья

5. Более или менее больные

6. Больные

7. Очень больные

8. Самые больные

1. Самые умные

 2. Очень умные

3. Умные

4. Среднего ума

 5. Почти неумные

6. Неумные

7. Глупые

8. Самые глупые

1. С прекрасным характером

2. С хорошим характером

3. С неплохим характером

4. С обычным характером

5. С неважным характером

6. С плохим характером

7. С очень плохим характером

8. С тяжелым характером

1. Чрезмерно счастливы

2. Очень счастливы

 3. Счастливы

4. Не очень счастливы

5. Мало счастливы

6. Несчастливы

7. Очень несчастливы

8. Самые несчастные

Ход работы: после того, как ребенок выполнит задание по инструкции, экспериментатор предлагает ему ответить на следующие вопросы:

1.  Как ты понимаешь здоровье? ум? характер? счастье?

2. Почему ты выбрал эту ступень лестницы «здоровье»? лестницы «ум»? лестницы «характер»? лестницы «счастье»?

3. Чего тебе не хватает, чтобы быть здоровым? умным? с хорошим характером? счастливым? Анализ данных: дети с адекватной самооценкой, как

правило, указывают свое место на 4— 5-й ступеньках лестниц, т. е. чуть выше среднего или близко к середине. Они воспринимают себя со средним здоровьем, умом, характером, счастьем и не склонны к крайностям в оценках. Очень различающиеся оценки по всем четырём лестницам могут свидетельствовать о неустойчивой самооценке ребёнка.

4.Работа в малых группах по 3 человека над педагогическими ситуациями (Обмен опытом).

Всегда нужно помнить, что, даже имея большой педагогический опыт, мы не можем полностью избавиться от субъективного восприятия наших воспитанников. Здесь может помочь такой метод, как рассмотрение проблемы с различных точек зрения или умение стать на позицию другого. Воспитателю это поможет лучше понять ребенка и принять его.

 Психолог просит воспитателей выбрать из списка любую ситуацию и ответить на вопрос к ней.

1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и после напоминаний воспитателя. Какова должна быть реакция педагога? Ваши действия?

2. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?

3. Несколько детей бегают по площадке детского сада и наталкиваются на других детей, сбивая их с ног. На замечание воспитателя они говорят, что играют в полицейских. Как поступить воспитателю?

4. Во время занятия воспитатель предлагает детям стать в круг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что делает воспитатель?

5.Дети не хотят играть в предложенную воспитателем игру, игнорируя призывы, занимаются своими делами. Какова должна быть реакция воспитателя?

6. Мама забирает сына домой. После замечания воспитателя о поведении мальчика в течение дня

мама начинает ругать сына, применяя физическую силу. Действия воспитателя?

7. Придя в детский сад, ребенок рассказывает, что дома его бьют. Что делает воспитатель?

8. Ребенок мешает играть другим, разрушает их постройки, забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя?

9. Несимпатичного воспитателю ребенка сильно побил другой ребенок, его не берут никогда в игру. Действия воспитателя?

5.Завершение консультации. Участники в кругу (по методу «горящая спичка») высказывают своё мнение о данной игре и о проблеме изучения индивидуальных особенностей детей в МДОУ.

 

Использованная литература:

  1. Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М.2005  
  2. В.А. Петровский, В.А. Виноградова. Учимся общаться с ребёнком. М., 1993
  3. Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону. 2007  

Раздаточный материал

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ СЕБЯ» (А.М. Прихожан и 3. Василяускайте)

Цель: изучение общего эмоционального отношения к себе детей б — 9 лет.

Материал: 1) сложенный подолам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: «плохой мальчик (девочка)», «хороший мальчик (девочка)», «я»; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30 — 40 минут.

Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж — синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

Инструкция: «Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)». Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: «А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)». При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: «А теперь вот здесь нарисуй себя». Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша

Обработка и интерпретация данных. Включает следующие моменты:

1. Анализ «автопортрета»:

а) наличие всех основных деталей;

б)  полнота изображения;

в) количество дополнительных деталей;

г) тщательность их прорисовки;

д) статичность или представленность фигурки в движении;

е)  включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т. п.

Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, разукрашивание») свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

2.  Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунком «хорошего» и «плохого» персонажа по следующим параметрам:

а)  размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;

б)  цвета, использованные в «автопортрете», количество каждого цвета, их соответствие цветам «хорошего» или «плохого» ребенка;

в) повторение в «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т. п.);

г) наличие в «автопортрете» новых деталей, их характер;

д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» персонажа.

Поскольку данная методика носит проективный характер, то здесь в дополнение могут быть применены традиционные критерии, принятые в проективной психодиагностике при анализе   рисунка человеческой фигуры.

Раздаточный материал

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ  «ЛЕСЕНКА»  (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн) –так же с воспитателями в ходе игры проводится   взрослый вариант этой методики, а само описание методики вручается на группу в качестве раздаточного материала.

Цель: изучение высоты самооценки.

Материал: бланк с «лестницами» слов, характеризующих уровни здоровья, умственного развития, характера и счастья.

Инструкция: «На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке первой лестницы расположатся «самые здоровые», на нижней — «самые больные». По такому же принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые

2. Очень здоровые

3. Здоровые

4. Среднего здоровья

5. Более или менее больные

6. Больные

7. Очень больные

8. Самые больные

1. Самые умные

 2. Очень умные

3. Умные

4. Среднего ума

 5. Почти неумные

6. Неумные

7. Глупые

8. Самые глупые

1. С прекрасным характером

2. С хорошим характером

3. С неплохим характером

4. С обычным характером

5. С неважным характером

6. С плохим характером

7. С очень плохим характером

8. С тяжелым характером

1. Чрезмерно счастливы

2. Очень счастливы

 3. Счастливы

4. Не очень счастливы

5. Мало счастливы

6. Несчастливы

7. Очень несчастливы

8. Самые несчастные


Ход работы: после того, как ребенок выполнит задание по инструкции, экспериментатор предлагает ему ответить на следующие вопросы:

1.  Как ты понимаешь здоровье? ум? характер? счастье?

2. Почему ты выбрал эту ступень лестницы «здоровье»? лестницы «ум»? лестницы «характер»? лестницы «счастье»?

3. Чего тебе не хватает, чтобы быть здоровым? умным? с хорошим характером? счастливым? Анализ данных: дети с адекватной самооценкой, как

правило, указывают свое место на 4— 5-й ступеньках лестниц, т. е. чуть выше среднего или близко к середине. Они воспринимают себя со средним здоровьем, умом, характером, счастьем и не склонны к крайностям в оценках. Очень различающиеся оценки по всем четырём лестницам могут свидетельствовать о неустойчивой самооценке ребёнка.

1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и после напоминаний воспитателя. Какова должна быть реакция педагога? Ваши действия?

2. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?

3. Несколько детей бегают по площадке детского сада и наталкиваются на других детей, сбивая их с ног. На замечание воспитателя они говорят, что играют в полицейских. Как поступить воспитателю?

4. Во время занятия воспитатель предлагает детям стать в круг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что делает воспитатель?

5.Дети не хотят играть в предложенную воспитателем игру, игнорируя призывы, занимаются своими делами. Какова должна быть реакция воспитателя?

6. Мама забирает сына домой. После замечания воспитателя о поведении мальчика в течение дня мама начинает ругать сына, применяя физическую силу. Действия воспитателя?

7. Придя в детский сад, ребенок рассказывает, что дома его бьют. Что делает воспитатель?

8. Ребенок мешает играть другим, разрушает их постройки, забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая работа в семье как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка с ЗПР"

В лёгкой и доступной форме объянить родителям как проводить коррекционно-развивающую работу в семье...

Консультация для педагогов по теме «Организация работы по музыкальному развитию детей в проектной деятельности»

Как организовать работу по музыке с использованием проектной деятельности...

«Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик&raq...

Онлайн-собрание для родителей «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».

  Учитывать индивидуально-психологические особенности в процессе воспитания – значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, добиваясь, чтобы каждый ребенок дости...

Консультация для педагогов: "Использование элементов психогимнастики в логопедических играх у детей старшего дошкольного возраста"

Задача психогимнастики - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств, тренинг социальных навыков....

Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по здоровьюсбережению для детей дошкольного возраста в современных условиях»

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считается невозможным решени...

Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности поср...