Рабочая программа для воспитателей дошкольных учреждений средняя группа
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

Бычкова Ольга Михайловна

Рабочая программа была разработана и реализована в процессе разнообразных видов детской деятельности. Цель программы : забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogramma_bychkova.docx90.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №17 Светлячок Хасанского муниципального района пгт Славянка Приморского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №5 НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатели: Бычкова О.М.

                        Борухина Е.В.

Славянка 2012г

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка- детский сад №17 Светлячок пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края, для создания благоприятных условий, для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки  ребёнка в жизни в современном обществе.

    Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:          образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  3. Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  4. Креативность (творческая организация) процессов воспитания и обучения;
  5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  7. Обеспечение развития ребёнка в целях воспитания и обучения;
  8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающее умственные и физические перезагрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Решения обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  1. Возрастные особенности детей 4-5 лет

           В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия  начинаю выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

          Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

       Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а так же планирование последовательности действий.

       Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста воспитание детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

   Возрастает объем памяти,


 дети запоминают  7-8 названий предметов начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

           Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких либо действий несложное условие.

   В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи , рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речи детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общение ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудой для понимания, но она вызывает у него интерес.

      У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важна эта похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

     Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появление ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности? Конструированием по замыслу; планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

   

  1. Организация жизни и воспитания детей

I. Примерный режим дня.

       Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребёнка в детском саду.

      В режиме дня выделено специальное время  для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач желательно читать детям ежедневно. Для детей 4-5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут.

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 11 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

  Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность  не превышает 10-15 минут в день.

РЕЖИМ ДНЯ

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика , дежурство

7.00-8.25

Подготовка к завтраку , завтрак

8.25-8.55

Игры , самостоятельная деятельность

8.55-9.10

Организованная образовательная деятельность

9.10-10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.00-12.10

Возвращение с прогулки, игры

12.10-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подьем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.30

Игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность детей

15.30-16.15

Чтение художественной литературы

16.15-16.30

Подготовка к ужину, ужин

16.30-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка

17.30-18.30

Игры, уход детей домой.

18.30-19.00

       

II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

      По действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей пятого года жизни составляет 4 часа. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности - не более 20 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня  в средней группе не превышает 40 минут. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

      Занятия дополнительному образованию ( студии, кружки, секции и т.п. ) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведённого на прогулку и дневной сон. С детьми пятого года жизни их проводят не чаще 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут.

     Нормативно-правовые документы ограничивают объём образовательной нагрузки в течение недели, но авторы программы считают конструирование очень важным для развития детей 4-5 лет видом деятельности и предлагают проводить его в рамках дополнительного образования во второй половине дня 1 раз в две недели.

Оценка эффективности образовательной деятельности         осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Базовая образовательная область

Периодичность

Интеграция образовательных

Областей (примерная)

Физическая культура

3 раза в неделю

«Здоровье»,«Безопасность», «Социализация»,«Коммуникации», «Музыка», «Труд»

Познание.

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

«Познание»,(продуктивная(конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие),»Социализация»,«Труд», «Коммуникация»,«Художественное творчество»

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в неделю

«Безопасность»,«Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,«Художественное творчество», «Музыка», «Труд»

Коммуникация

1 раз в неделю

«Чтение художественной литеры», «Труд», «Художественное творчество».

Художественное творчество

  • Рисование
  • Лепка
  • аппликации

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

«Художественное творчество», (развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация»,«Музыка», «Познание»(формирование целостной картины мира), «Труд»

Музыка

2 раза в неделю

«Физическая культура», Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание»

III. Содержание психолого-педагогической работы

Направление «Познавательно-речевое  развитие»

  1. Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Цель:  научить объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; способствовать развитию дошкольников; знакомство с родным языком. (см. программу)

Задачи: формировать навыки общения (взаимодействия), активизировать и обогащать словарный запас, а также развивать моторику, внимание и мышления;   осознавать смысл произносимых детьми слов.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста решается задача расширения знаний детей о ближайшем окружении, постепенного перехода от выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет, форма, величина и т.д.) к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий (игрушки, обувь, одежда, инструменты и пр.). Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для адекватного их применения в разных видах деятельности (игре, труде, изобразительной деятельности и пр.). Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий словарь, научиться точно и ясно формулировать в речи свои суждения, предположения.

Ознакомление с трудом няни, повара, шофера, продавца, врача и др. дает возможность приобщить ребенка к современному миру, расширить его контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми. Задача педагога – познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей, научить вычленять компоненты трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты оборудования, трудовые действия, результат), сформировать первое представление о некоторых видах труда и профессиях, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Важно научить ребенка переносу приобретаемых знаний о труде взрослых и трудовых умений на собственную трудовую деятельность. На этой основе происходит первичная социализация ребенка, освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к окружающим людям и предметному миру.

Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах.

Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности.

Примерное комплексно-тематическое планирование

месяц

Образовательные области

Предметное и социальное окружение

Ознакомление с природой

Сентябрь

«Безопасность»,«Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,«Художественное творчество», «Музыка», «Труд»

«Мы живем в поселке»

«Прогулка по поселку»

«Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице)»

«Едем в гости» Моя семья.(добавить по школе)

Знакомство с кабинетом природы

Октябрь

«Какие мы»

«Осень золото роняет…» (экскурсия в осенний парк)

Осенний лес. В лес за грибами , ягодами.

«Откуда овощи в магазине»   «Фрукты на прилавках»

1.Единство живой и неживой природы.

2.Путешествие в осенний лес.

3.Какие бывают растения (комната растений).

4.Листопад, листопад листья разные летят, от какой ветки детки…

Дерево и его свойство.

Ноябрь

«Откуда хлеб пришел»

«День матери»

«Что для чего» (посуда, бытовая техника, инструменты)

«Как животные готовятся к зиме»

1.В гостях у курочки Рябы (корова, коза, свинья).

2.Лошадь, овца.

3.Кошка, собака.

Декабрь

«Обитатели скотного двора»

«Все работы хороши…» (профессии людей)

«Одежда» (спец.одежда, сезонная одежда)

Праздник Новый год

1.Времена года, зима.

Зимний сон природы. Умирают ли деревья зимой?

2.Прогулка в зимний лес. Зимовье зверей.

3.Зелёная ёлочка - живая иголочка (экскурсия)

Январь

«Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» (Экскурсия в зимний парк)

«Лесные обитатели –звери»

«Книжка в гости к нам пришла» Свойство бумаги.

1.Зимующие птицы.

2.Что мы знаем о воде?

3.Вошебница водица.

4.Есть ли жизнь в воде.

Февраль

Обитатели воды- рыбы. Вода.

«В мире дерева» .Свойства дерева.

«Папы разные нужны- папы разные важны»

« В мире стекла» Свойства стекла.

1.Путешествие в подводный мир морей и океанов.

2.Нужно ли растения мыть и поливать?

3.Как живётся птицам. Знакомство с попугаем.

Март

«Весенний праздник 8 марта» , «Все мамы хороши»

О тех кто умеет летать (птицы)

Обитатели птичника. Домашние птицы.

«Как звери встречают весну»

1.В гостях у солнышка, а можно ли гулять по солнцу?

2.Весна красна идёт.

3.Кто больше рад приходу весны ?

Апрель

«В окно повеяло весною…»(Весеннее пробуждение природы)

В мире пластмассы

Узнай все о себе, воздушный шарик . Знакомство с резиной.

« Путешествие в прошлое» Человек создающий предметы.

1.Всё о птицах. Птичьи домики.

2.В зоопарке « где обедал воробей?»

3.Телеграмма из леса « Зелёные храбрецы» знакомство и первоцветами.

Май

«Весной в деревне» Сажаем растения

«Шестиногие малыши» насекомые

«Весенние цветы»

«Времена года»

1.Значение растения. Лекарственные растения. Растения нашего участка.

2. Наш фитоогород ( находка лекарств, растений)

3.Экскурсия «Поздняя весна»

Июнь

Тематические недели: «В гостях у сказки»,

«Ах лето» , «Мы спортсмены сильные и ловкие», «Профессия строитель».

1.Насекомые летом: бабочка, жук, муравей, кузнечик, пчела.

2.Превращения лягушонка.

Июль

Тематические недели: «Звуки природы», «В стране веселых мячей», «Мои добрые друзья», «Раз кирпичик- два кирпичик».

1.Экологические игры

Закрепление: дерево, куст, трава, дикие или домашние животные, живая и неживая природа.

2.Птичий двор.

Август

Тематические недели: День сказок А.С.Пушкина, День рождения Феи цветов, «Укрощение велосипеда», «Дом моей мечты»

3.2.Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»

Цель :  комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков родного языка. Развивать фонематический слух. Упражнять в образовании новых слов, в согласовании слов в предложении. Учить употреблять синонимы. Учить употреблять в речи простые и сложные предложения. Развивать речевое творчество,      выразительнось речи.

Предметное содержание.

1. Лексическая работа:

наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над словами с противоположным значением в речи;

обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.);

деление слов на тематические группы по смыслу, группировка слов;

употребление новых слов в собственной речи.

2. Развитие грамматического строя устной речи:

наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);

наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т.д.);

составление словосочетаний и предложений, распространение предложений;

выделение предлогов из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3. Развитие связной речи:

ответы на вопросы, организация диалога;

подробный пересказ текста по зрительной опоре;

составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т.д.

4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:

развитие артикуляционного аппарата;

развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова

Примерное комплексно-тематическое планирование

месяц

Образовательные области

Темы нод

Сентябрь

«Безопасность»,«Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,«Художественное творчество», «Музыка», «Труд»

1. Беседа «День знаний» (рассматривание сюжетной картины)

2. «Здравствуй детский сад» (экскурсия по д\с)

3. Рассказывание на тему из личного опыта «Моя любимая игрушка».

4. Слушание С.Маршак «Вот какой рассеянный».

Октябрь

1. Беседа на тему «Я здоровым быть хочу» (предметы гигиены).

2. Рассматривание картины «Золотая осень» (заучивание стихотворения)

3. Д\и «Чудесный мешочек» (дары осени).

4. Заучивание потешки «Дед хотел уху сварить».

Ноябрь

1. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

2. Разучивание стихотворения «Мама».

3. Составление описательных рассказов по набору предметов (посуда); Рассказывание по картине «Мама моет посуду»; рассказ Калининой «Помошники».

4.Рассказывание по набору игрушек (дикие животные и их детеныши); чтение рассказа «Почему ноябрь пегий».

Декабрь

1. Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

2. Д\и «Магазин игрушек» (составление рассказов по игрушкам).

3. «Узнай по описанию» (составление рассказов о внешнем виде друг друга).

4. Разучивание стихотворения З. Александрова «Елка».

Январь

1. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза».

2. Составление рассказа по набору игрушек. Д\и «Похвалялись звери».

3. Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Февраль

1. «Россия – родина моя» (знакомство с глобусом).

2. Д\и «Обустраиваем гостиную» (мебель)

3. Чтение рассказа В.Бороздина «Звездолетчики».

4. Составление описательных рассказов по игрушке.

Март

1. Описание предметных картинок (одежда); игра «Одень куклу».

2. Чтение сказки Осеевой «Сороки».

3. Рассказывание по картине «Куры» (домашние животные); пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка»

4. Разучивание стихотворения о весне; рассказ В.Вангели «Подснежник» этюд – драматизация.

Апрель

1. Рассматривание картин о весне.

2. Описание игрушек (транспорт); беседа о транспорте.

3. Составление загадок о предметах.

4. «Путешествие в город мастеров» (рассказы о народных промысла).

Май

1. Составление описательных рассказов о цветах.

2. Закрепление обобщающих понятий (мебель, посуда, одежда, транспорт).

3. Беседа о насекомых; сказка Д.Биссета «Кузнечик – денди».

4. Чтение сказки Сутеева «Под грибом».

Июнь

Тематические недели: «День загадок», «Природа любит чистоту», «День прыгуна» , «Кукольный спектакль Теремок».

Июль

Тематические недели: «Театр игрушек» , «В гостях у лесной Феи», «День творчества писателя С.Я маршака, «Я живу в России».

Август

Тематический месяц «Детство это удивительный мир», «День живописи», «День музыки», «День русской песни»

IV. Направление «Социально-личностное развитие»

4.1. Образовательная область «Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания.

*формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;

*приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

*передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

*формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

месяц

тема

задачи

Сентябрь

1  Как устроено тело человека.

2   О профилактике заболеваний.

3   Навыки личной гигиены.

Дать первоначальное представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов.

Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью.

Октябрь

1.Что самое важное в жизни (здоровье).

2. Врачи наши друзья.

3. О роли лекарств и витаминов.

Профилактика здорового образа жизни. Формировать ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности. Воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным.

Ноябрь

1.Бережное отношение к живой природе.

2.Ядовитые растения и грибы.

3.В природе все взаимосвязано.

Развитие интереса к растениям.

Научить детей воспринимать красоту природы, вызвать яркие, эмоциональные чувства, восхищения ею. Научить детей различать грибы и растения (съедобные и несъедобные, ядовитые и лекарственные) по внешнему виду, уточнить их названия.

Декабрь

1.Правила поведения в природе.

2.Контакты с животными и насекомыми.

3.Первая помощь.

Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает: лес, постройки. Ознакомить детей с правилами безопасного поведения с животными; воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Январь

1.Устройство проезжей части.

2.»Зебра», светофор и другие дорожные знаки.

3.О работе ГАИ.

Закреплять знания о том , что улица делится на две части : тротуар и проезжую часть.

Закреплять знания о безопасном поведении на дороге. Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора.

Февраль

1.Почему дети ссорятся.

2.Что значит понимать чувства и желания других.

3.Осторожно! Чужой!

Учить детей жить и общаться без напряжения и страха. Налаживание взаимоотношений между детьми. Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Март

1.Осторожно ! Электроприборы!

2.Огонь это очень опасно!

3.Правила поведения при пожаре.

Познакомить детей с профессией пожарного.

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

Апрель

1.Предметы домашнего обихода- источник опасности.

2.Если ты потерялся.

3.Правила поведения в общественном месте.

Охрана безопасности жизни ребенка.

Познакомить с правилами безопасного поведения в квартире, правилами пользования электрическими приборами.

Познакомить с правилами хорошего тона.

Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Май

1.Обучение правилам пользования телефонами 01,02,03.

Закрепление разделов.

Закрепить правила безопасности.

4.2. Образовательная область «Социализация»

Игровая деятельность

На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

Главными педагогическими задачами становятся:

развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;

обогащение содержания игровых действий;

формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;

стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

Виды игр; игровая тактика педагога. Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

Взрослый постоянно заботится об обогащении социального опыта дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других форм совместной деятельности (например, продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной сюжетной основой детских игр.

В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несет меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадется хитрая лиса и др.

В течение дня дети по инициативе педагога и самостоятельно включаются в новые виды игры-экспериментирования (с природными объектами, с животными и людьми), обучающие(учебно-предметно-дидактические) и досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные) игры. Взрослый знакомит детей с новыми народными (обрядовыми, тренинговыми, досуговыми) и празднично-карнавальными играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями.

Дети 4–5 лет ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка: наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих. Воспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на их игровое поле. Он может «постучаться» к ним, «позвонить им по телефону», попросить «разрешить посадку самолета» или просто обратиться с просьбой к играющим. Такое игровое поведение взрослого становится примером для подражания.

Многие игры используются как средство решения определенных обучающих и развивающих задач. Например, обучающие игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счетных навыков, речевых умений. В таких играх воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.

Учебно-предметно-дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений. Дети учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать ее самостоятельно в соответствии с правилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате.

В дидактических играх дети активно пользуются словарем в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действиях. Дидактические задачи их использования предполагают:

сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);

«упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);

установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;

составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.);

формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Взрослый знакомит детей с новыми настольно-печатными играми, поощряет их самостоятельную организацию вне занятий, стремление объединяться в играх со сверстниками. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели.

Подвижные игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), развитию сложнокоординированных движений пальцев и кисти рук. Воспитатель поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх.

Рациональность использования игр этой группы обеспечивается за счет правильного дозирования двигательной нагрузки в течение дня. Так, игры малой подвижности во время физкультурных минуток на занятии, динамических пауз между ними помогают педагогу чередовать интеллектуальную и двигательную активность детей в первой половине дня; игры средней и высокой степени подвижности используются на специальных физкультурных занятиях и на прогулке, при организации праздников, развлечений, досуговых мероприятий и т.д.

Содержание и правила новой подвижной игры могут быть объяснены полностью до ее начала, а по ходу игры целесообразно использовать упражнения и пояснения, направленные на уточнение правил, на лучшее выполнение движений. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, «волшебные стрелочки» и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остается рядовым игроком. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность. Дети учатся действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам (до трех правил); сдерживать себя: начинать движение после определенных слов, останавливаться в указанном месте и пр. Дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые подвижные игры с использованием имитации (самолеты, стая птиц и т.д.) или игры с динамическими игрушками: мячами, обручами, каталками.

Предметно-игровая среда. С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе необходимо иметь разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков и т.п.; все это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребенка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные.

Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус) для самостоятельного воспроизведения в играх-драматизациях полюбившихся эпизодов сказок, мультипликационных фильмов.

Формирование у детей привычки не разбрасывать игрушки является также предметом воспитательной деятельности педагога. Для этого в группе необходимо определить места хранения игрушек и приучать детей выполнять установленный порядок

V Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

     Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

     При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

     - мониторинг образовательного процесса;

     - мониторинг детского развития.

     Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

     С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

     Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

  Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

   Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности…

  Промежуточная оценка проводится один раз в год.  

Результаты мониторинга отражаются в листе оценки промежуточных  результатов  освоения  Программы

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .  

5.1.Образовательная область «Коммуникация».

Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница).

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картины.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

5.2. Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира.

Называет разные предметы , которые окружают его в помещениях,, на участке , знает их назначение.

Называет признаки и количество предметов.

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.

Называет времена года в правильной последовательности.

Называет и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

5.3. Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» ), объясняет их назначение.

Понимает значение сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».

 Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережное отношение к окружающей природе).

VI Работа с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,

Образовательная область «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную  утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Образовательная область «Безопасность»

Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к при-зоде и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Социализация»

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Образовательная область «Труд»

Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.

Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.

Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Образовательная область «Познание»

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Образовательная область «Коммуникация»

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественное творчество»

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Образовательная область «Музыка»

Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музыцирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.

Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.

Примерное комплексно –тематическое планирование по работе с родителями

месяц

Советы и рекомендации;

Папки передвижки;

Уголок здоровья.

Индивидуальная работа ;

Родительские собрания;

Анкетирование, консультации.

сентябрь

1.Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет».с.р

2.  «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребёнку свою любовь!», «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?».п.п.

1.«Тревожат ли вас проблемы ребенка?»и.б.

2. Родительское собрание «Азы воспитания», подготовка к учебному году, задачи на год.

3.Консультации «Режим и его значение в жизни ребенка».

октябрь

1.«Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», «Оздоровление детей в детском саду», «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет», «Без лекарств и докторов!», «Как уберечь ребенка от несчастья».п.п.

.2.      «Значение развивающих игр в жизни ребенка» Пальцы помогают говорить .с.р

3. Оформление ширмы «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада»

4. «Права ребенка»- оформление ширмы.

1.Выставка- ярмарка «Дары осени».у.р

Изготовление поделок из овощей .

2.Индивидуальная беседа «Упрямство и как с ним  бороться»

3. Практическая помощь в приобретении дидактического материала.

4.Консультация логопеда по интересующим вопросам родителей.

ноябрь

1.Папка – передвижка «Как учить ребенка безопасному поведению».

2.Оформление папки- передвижки  «Игры для здоровья», «Игры для развития памяти, мышления, воображения»

3.Папка передвижка «Рисуем разными материалами».

4.»Мамин день» папка передвижка

1.Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.  и.р

2. Физическое состояние детей. Анк.

3.Консультация «Приучать детей к домашнему  труду».

4.Анкетирование «Семейные традиции».

декабрь

1.Папка – передвижка «Что бы праздник был праздником»

2.День открытых дверей в группе. Семинар – практикум в виде игрового занятия для родителей с детьми «Играем пальчиками».

3.Наглядная информация: видеоролики и фотографии из жизни детей группы, например фрагменты занятий с детьми, сюжетно-ролевой игры, прогулки.

4.Статья «Это интересно знать!».

1.«Как преодолеть упрямство у ребенка?»

 «Дружба со сверстниками» и.б

2. Индивидуальная работа: анкетирование родителей и детей - "Семья глазами ребёнка" по правовому воспитанию. Индивидуальные беседы по вопросам родителей.

3. Акция «Поможем нашим меньшим друзьям».

4. Приобретение новогодних подарков.

Выставка игрушек «Мастерская Деда Мороза»

5.Круглый стол «Чтение начинается с колыбельной», «Нужен ли компьютер» (родительское собрание)

январь

1.Беседа на тему «Как занять ребенка, если вам некогда».

2.Папка – передвижка «Как организовать отдых ребенка».

3.Папка – передвижка «Мы и наши внуки».

1.Консультация на тему «Страхи у детей»

2.Индивидуальная беседа «Состояние здоровья ребенка», «Не балуй»

3. Участие в конкурсе «Сказка зимнего двора» (оформление участка из снега)

4.Анкетирование «Какие мы родители»

февраль

1.Рубрика – Азбука для родителей: «Как обучать ребенка безопасному поведению». Прогулка детей с родителями к перекрестку.

2.Оформление газеты (посвященная  Дню Защитника Отечества)

3.Консультация в уголок: «Какой хороший папа!»

1 Индивидуальная беседа «Учим ребенка играть»

2. Фотовыставка «Моя спортивная семья»

3.Консультация педиатра

«Осложнения после гриппа»

4.Консультация: «Часто ли лжет ребенок?»

5. Семейный клуб. Ток-шоу с участием психолога «Можно ли обойтись без наказания»

март

1.Папка передвижка «Действие при пожаре».

2.Оформление семейных газет "Мы – мамины помощники".

3.«Нужны ли наказания».

1.Конкурс рисунков и фотографий «Смешинки»

2. Индивидуальная беседа «Дружба со сверстниками»

3. Конкурсная программа «А ну-ка, мамы».

Выставка маминых работ из крупы и теста «Сделали сами, своими руками».

4.Консультации «Золотые правила воспитания», «Детская книжка нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе с взрослым».

апрель

1.Папка передвижка «Пальцы помогают говорить».

2. Оформление папки- передвижки «Профилактика и лечебная физкультура при плоскостопии у детей». Оформление стен-газеты «Закаливающие процедуры в группе».

1.Наглядная информация: от детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!».

2.Музыкально–спортивный праздник на улице вместе с родителями: "Весну встречаем - здоровьем тело наполняем!".

3.Наглядная информация: статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма).

4.Индивидуальная работа: индивидуальные беседы по вопросам родителей.

май

1.Наглядная информация:

Статьи: «Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!», «Что должен знать и уметь выпускник средней группы», «Летний санбюллютень».

2.Папка – передвижка «Как организовать летний отдых с детьми».

1.Итоговое общее родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей".

    2.     Индивидуальная работа: анкетирование, беседы по диагностике, консультации специалистов.

3.Консультации на тему: «Безопасное поведение детей на отдыхе». Экскурсия с родителями по улице микрорайона.

Дидактические игры по безопасности для родителей и детей.

июнь

1.Оформление стенда для родителей «Здравствуй лето!

2.Санбюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».

«Витаминный календарь. Лето».

1.Индивидуальные беседы :«Головной убор»,

«Отравления грибам».

2.Беседа: «Если ребенок невнимателен»

3.Консультация: «Закаливание ребенка»

июль

1. «Умственное развитие ребенка» оформление стенда.

2.Санбюллетень: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».

3.Оформление стенда «Для вас родители» ( Быть вместе, Все дети –разные, Как научит ребенка владеть собой).

1.Практическая помощь  :благоустройство площадки для прогулок детей.

Помощь в оформлении группы к новому учебному году.

2.Консультация: «10 рецептов против жадности»

3.Консультация «Изучаем дорожную азбуку»

август

  1. «Развивающие игры летом» папка пережвижка

1.Акция по сбору природного материала для изготовления совместных поделок.

2.Консультация: «Игра в жизни ребенка».

3.Консультация: «Разговор на равных».

4.Беседа: «Авторитет родителей».

Используемая литература:

1.        «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой/.

2.        Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» Лакоценин С.С.

3.        «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Павлова Л.Ю.

4.        Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева «Безопасность»

5.        Т.А. Шорыгина «Основы безопасности»

6.        Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

7.        Волчкова В.Н., Степанова Н.В.» Конспекты занятий в детском саду»

8.        Зырянова Л.Н., Лужбина Т.В. «Занятия по развитию реси в доу»

9.        Петрова Т.И. «Игры и занятия по развитию речи»

10.        Ушакова Т.С. «Занятия по развитию речи»

11.        Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим»

12.        Рыжова Н.А. «Не просто сказки»

13.        «Математика в доу» Колесникова Е.В.

14.        «Математика 5-6 лет» Новикова

15.        «Развитие речи и творчество дошкольников» Ушакова О.С.

16.        «Комплексные занятия» Горбатенко О.Ф.

17.        Третьякова О.В. «Русский народный календарь»

18.        Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия»

19.        Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»

20.        Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

21.        Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»

22.        «Юный эколог» Николаева С.Н.

23.        «Воспитание нравственной чувствительности у дошкольников» А.М. Виноградова

24.        «Нравственное воспитание в детском саду» Петрова В.И.

25.        «Трудовое воспитание в детском саду» Комарова Т.С.

26.        «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для воспитателей дошхольных образовательных учреждений старшей группы

Рабочая программа была разработана и реализована в процессе разнообразных видов детской деятельности . Цель программы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развит...

Рабочая программа для воспитателей дошкольного младшего возраста.

   Рабочая программа построена на системе воспитания  детей, которая ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяла бы запро...

Программа и руководство по ранней предпрофельной ориентации детей дошкольного возраста «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника» предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

В компании ОАО «РЖД» все образовательные учреждения данного ведомства ведут профориентационную  работу на железнодорожные профессии- это система мероприятий, цель которых  помочь осознанно в...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Рабочая программа для воспитателей средней группы дошкольных учреждений в соответсвии с ФГОС ДО

Рабочая программа представлена в полном нормативном объёме для воспитателей дошкольных образовательных учреждений детей средней группы: целевой раздел (пояснительная записка; планируемые результаты ос...

Рабочая программа «Лыжи в дошкольном учреждении»

Рабочая программа «Лыжи  в дошкольном учреждении» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и сос...