Роль художественных произведений в развитии дошкольников
консультация по теме

Бахтиева Гузалия Ирековна

работа с детьми разных возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvedeniya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описанная речь у детей младшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

    Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и логопед, и воспитатели, ставя перед собой задачу развития речи дошкольника.

     Наиболее типичные проблемы:

1.      Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распро­страненное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).

2.      Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.

3.      Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.

4.      Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

5.      Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)

6.      Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и педагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)

7.      Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

8.      Плохая дикция.

     Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колы­бельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружаю­щем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.

     В качестве материала для развития речи дошкольников можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

    Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

    Залогом успешной работы с детьми младшего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту.  Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

    Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произноше­нием. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

    В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой.

    Если в тесте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой

осуществляется с помощью литературных произведений разных    жанров.

Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В средней группе  детям необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки можно не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении.  Для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).

В старшей группе для детей необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи и познавательных способностей являются произведения устного народного творчества:

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова.

Отгадывание загадок  учит детей видеть признаки предметов, данных в особой, предельно сжатой, образной форме.

Через сказку ребята получают понятие о зле, добре. Сказка помогает детям в развитии связной речи , формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки.

Народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички  дают представления о народных традициях  и явлениях природы

Художественная литература развивает и формирует:

  •  социальный опыт дошкольника;
  • правильное отношение к природе;
  •  умение бережно обращаться с живыми существами;
  • положительное отношение к труду;
  • знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.

Художественная литература развивает и формирует:

  •  социальный опыт дошкольника;
  • правильное отношение к природе;
  •  умение бережно обращаться с живыми существами;
  • положительное отношение к труду;
  • знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.

В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой: 

  •  дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
  •  в  речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
  • обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики;
  •  улучшается звуковая культура речи;
  • раскрываются  творческие способности;
  • формируется нравственность и культура поведения;
  •  формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе;
  •  развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.

 Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением...

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его  умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями

Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и мир природы, чувств и взаимоотношений и способсмтвует развитию мышления, воображения ребенка, обогащают эмоции....

План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....