План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг
материал

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя МБДОУ № 24    Красновой Тамары Ивановны.

Тема: «Роль художественных произведений в развитии связной речи  дошкольников»

Цель

развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.

Задачи

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).

3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.

4. Развитие  связной речи : воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты

Актуальность

    К сожалению, сегодня мы наблюдаем речевые ошибки, неразвитый словарный запас, неправильное построение предложений не только у детей дошкольного или школьного возраста, но и у взрослых людей. А как мы знаем, все ошибки и недочеты «родом из детства». Следовательно, вопрос правильного подхода к изучению художественной литературы в дошкольном возрасте остается крайне актуальным на сегодняшний день.

     Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т.к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей.

Сроки реализации

Содержание работы

Практические выходы

2023 год

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Чтение воспитателем по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений

- Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

- Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

- Подготовка материала к публикации на сайте ДО

-   Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов

- Чтение художественной литературы по перспективному планированию.

- . Пополнение группы книгами с детской художественной литературой, дисками с экранизациями сказок, рассказов, соответствующими по возрасту детей.

- Пройти курсы по ПК.

- работа с общественными организациями города.

- посещение кукольного театра, который приезжает в детский сад.

Подготовка материла

Подбор материала

Информация в уголке для родителей.

Выступление на педагогическом совете.

Картотека

Подбор художественной литературы

2024 год

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

- Игры-драматизации по мотивам любимых сказок.

- Консультация «Учите ребенка красиво говорить»

-Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

-Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

- Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

- Пополнение группы книгами с детской художественной литературой, дисками с экранизациями сказок, рассказов, соответствующими

- Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год .  

- Консультация «Что читать дошкольникам летом?»

- Изучение методической литературы

-- посещение кукольного театра, который приезжает в детский сад.

Подготовка материла

Спектакль с участием детей

Информация в уголке для родителей

Выступление на педсовете.

Информация в уголке для родителей

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Годовой отчет

Информация в уголке для родителей.

2025 год

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

- Игры-драматизации по мотивам любимых сказок

- Чтение загадок, скороговорок и считалок.

- Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

- Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок

- Придумывание сказки на заданную тему"

- Чтение художественной литературы по перспективному планированию.

- Консультация «Роль книги в развитии ребёнка»

- Оформление папки передвижки «Растим будущего читателя»

- Изучение методической литературы

- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

- Изучение опыта педагогов ДОУ района, республики

- Изучение опыта педагогов в Интернет – ресурсах

-- посещение кукольного театра, который приезжает в детский сад.

Подготовка материла

Спектакль с участием детей

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Изготовление дидактических игр по теме

Спектакль с участием детей

Детские сказки

Информация на родительском уголке

2026 год

-Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию;

  Заучивание стихотворений и потешек в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию;

- Подготовка материала для дидактических игр

- Неделя дидактических игр;

- Пополнение группы книгами с детской художественной литературой, дисками с экранизациями сказок, рассказов, соответствующими

- Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ

-Совместная досуговая деятельность «Моя любимая книга».

- Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

- Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения»

- Изучение методической литературы

-- посещение кукольного театра, который приезжает в детский сад.

Подбор литературных произведений

Подбор фольклора.

Дидактические игры по теме

Фотоотчет

Подбор литературы по возрасту детей

Фотоотчет

Оформление работы

Тематический стенд

2027 год

-Чтение художественной литературы по перспективному планированию.

- Изготовление буклетов «Как правильно учить стихи?!»

- Оформление папки передвижки «Читаем книги – развиваем речь»

-Обогащение предметно развивающей среды дидактическим и методическим материалами по теме

- Создание методической разработки «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей» для участия в конкурсе

- Выступление с докладом на тему: «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

-Обогащение книжного уголка произведениями детской художественной литературы в соответствии с возрастной группой воспитанников

- Создание картотеки дидактических, пальчиковых игр для работы с детьми.

- Презентация проекта «Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста»

- участие в профессиональных конкурсах профессионального мастерства

- работа с общественными организациями города.

-- посещение кукольного театра, который приезжает в детский сад.

Информация на родительском уголке

Подбор материла

Выступление на педагогическом совете.

фотоотчет

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

дошкольников с литературой. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.  Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, ...

План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»

План по самообразованию  воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  группа компенсирующей направленности «Ромашка»...

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале произведений М.П. Шевченко)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с удивительными рассказами нашего земляка, почётного гражданина города Россоши - Михаила Петровича Шевченко....

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»  Цель: систематизировать знания педагогов ...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План по самообразованию на 2020-2021 г. Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а так же игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре....

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...