Экологические игры для дошкольников 4 – 5 лет при ознакомлении с временами года.
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Бахмач Светлана Анатольевна

 

                                         «Когда это бывает» - 1.

 

 Дидактическая задача.

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

 Игровые правила.

Рассказывает о своей картинке и отга­дывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.

 Игровые действия.

 Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

 Ход игры.

Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каж­дого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изобра­жен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: рас­чищают дорожки; кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:

-  Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам.

Мы будем отга­дывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!

 Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассмат­ривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

-  А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вы­званного ребенка.)

После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются а том, что ответ был правильным {или наобо­рот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

 Примечания. Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времён года, о труде и забавах детей.

 Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрыв­ков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

 

                          «Когда это бывает» - 2.

       

 Дидактическая задача.

Уточнять и углублять знания детей о временах года.

 Игровое правило.

По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

 Игровое действие.  

Передача   камешка   тому, кто отвечает.

 Ход игры.

Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года,

 — А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и ска­жет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

 

                                    «Какое время года».

 

 Дидактическая задача.

Учить детей соотносить описание при­роды в стихах или прозе с определенным временем года; раз­вивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 Игровое правило.

Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

 Игровое действие.

Отгадывание времени года по стихотворе­нию.

 Ход игры.

 У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

 

                                             Загадки

 

            Дел у меня немало —                              Я соткано из зноя,

            Я белым одеялом                                    Несу тепло с собою.

            Всю землю укрываю,                              Я реки согреваю,

            В лед реки убираю,                                «Купайтесь!» — приглашаю.

            Белю поля, дома                                     И любите за это

            Зовут меня...                                           Вы все меня. Я ...

                                 (Зима).                                                           (Лето).

 

 

            Я раскрываю почки,                                Несу я урожаи,

            В зеленые листочки.                               Поля вновь засеваю,

            Деревья одеваю,                                     Птиц к югу отправляю,

            Посевы поливаю,                                   Деревья раздеваю.

            Движения полна.                                    Но не касаясь сосен

            Зовут меня,..                                           И елочек. Я …               

                                  (Весна).                                                        (Осень).

 

             

                                  «Расскажи без слов»

                         (с элементами пантомимы).

 

 

 Цель.

Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдатель­ность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Ход игры.

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду ми­микой лица, жестами рук, движениями.

     Задание № 1. Показать, что стало холодно.

Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

 

     Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, пря­чутся под крыши.

 

    Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.

Дети прыгают, бегают, веселятся.

 

    Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

 

Задание № 5. Усложнение.

 Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по по­годе. Остальные дети должны отгадать.

 

 

 

                                           Словарное упражнение

                                         «Когда это бывает».

 

 Цель.

Уточнить и углубить знания о времени года.

 Ход упражнения.

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и перелает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и пе­редает фишку третьему.

 

                                                      «Угадайте».

 

 Цель.

Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на кар­тинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.

 Оборудование.

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и кар­тинки, изображающие отгадки.

 Правила игры.

За правильный ответ ребенок полу­чает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется боль­ше фишек.

 

       Загадки к игре:

1.  С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)

2.  Не колючий, светло-синий, по кустам развешен ... (Иней).

3.  Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)

4.  Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5.  Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)

6.  Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плы­вут. (Облака)

7.  Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)

8.  Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)

9.  Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица.                      (Молния)

10.  Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11.  В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12.  Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13.  Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14.  Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Ме­сяц)

15.  Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

 

                                                «Давай пофантазируем».

 Ход игры.

   Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? осень? зима? (Лето — день, осень — вечер, зима — ночь.)

Играющие по очереди придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень?», «Чем похожи зима и ночь?», «Чем похожи лето и день?», «Чем похожи весна и

утро?».

 

 

                                     «ЭТО ПРАВДА И ЛЯ НЕТ?»

                                            (СЛОВЕСНАЯ ИГРА).

                                                                                                                                   Л.Станичев.

 

         Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

         Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

         Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

         А зимой среди ветвей «Га – га - га» пел соловей.

         Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?

 

 

                                      «Бывает — не бывает».

 

 Оборудование. Мяч.

 

 Ход игры.

Играющие встают в круг, ведущий — посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», — бросает мяч, а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

 Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки» дождь, гроза и т. д.

 

 

                                                                      «Что за чем».

Оборудование. Мяч.

 

 Ход игры.

Играющие встают в круг. Ведущий стоит в цен­тре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: «Зима, а за нею?» Игрок: «Весна», — бросает мяч обратно.

 Вопросы задавать о временах года, о последователь­ности  месяцев.

 

Варианты вопросов:

Зима, а за нею?

Весна, а за нею?

Лето, а за ним?

Осень, а за ней?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц весны.

Назовите последний месяц зимы.

Назовите средний месяц лета.

С какого месяца начинается осень?

Каким месяцем заканчивается осень?

 

                                                        «Времена года».

 

 Оборудование.

Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Осени). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клуб­ничку, кленовый лист. Для ведущего — шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

 Ход игры.

Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.

Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

В эту игру можно играть с одним ребен­ком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняю­щего роль Красного Солнышка, ребенок бе­рет карточку и рассказывает о времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasebo.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола, У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки; кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:

—  Дети, мы сегодня будем играть так:  посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их еам пока не покажу, п вы их не

показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!

Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

—  А сейчас стрелка  нам укажет  на того,  кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вызванного ребенка.)

После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются а том, что ответ был правильным {или наоборот) . Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое  действие.   Передача   камешка   тому,   кто  отвечает,

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем гада (см, цв. вклейку),

* — А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, **что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА? *

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание» быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры, У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты  о  разных  временах  года.  Тексты  даются   вперемешку.

Воспитатель  спрашивает:   «Кто  знает,  когда   это  бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают,

Загадки

Дел у меня немало —        я соткано из зноя,

Я белым одеялом                Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю,          Я реки согреваю,

В лед реки убираю»            «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома                 И любите за это

Зовут меня...                       Вы все меня. Я ...

(Зима)                                         (Л ето)

Я раскрываю почки,           Несу я урожаи,

В зеленые листочки           Поля вновь засеваю»

Деревья одеваю,                 Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю,                Деревья раздеваю.

Движения полна.                Но не касаясь сосен

Зовут меня,..                       И елочек. Я-..

(Весна)                                 (Осень)

игра «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы)

в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность,

1 ■.-.. .     .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      .■-.■-■-■■..."

Ход игры

Дета собираются в круг, воспитатель встает в середину круга, Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой яищи жестами рук* движениями.

Задание №L Показать, что стало холодно,

Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Задание М"2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открываш1 зонтики*, поднимают воротники,'прячутся поя крыши.

Задание МЗ* Показать, что вновь светит солнышко.

Дета прыгают, бегают, веселятся*

Задание № 4, Показать^ что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

Задание AS? 5, Усложнение, Предложить* одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.

Словарное упражнение «Когда это бывает*

Уточнить и углубить знания о времени года.

Ход упражнения

Воспитатель называет время года (осень) и- отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенш, и перелает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

Угадайте

Цель. Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях

природы.

Подготовка к игре. Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.

Правила игры. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

Загадки к игре;

1.  С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые,., (Снежинки)

2.  Не колючий, светло-синий, по кустам развешен ... (Иней)

3.  Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

4.  Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5.  Сестра к брату в гости идет* а он от нее прячется* (Солнце, месяц)

6.  Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)

7.  Зимой лежал, а весной в реку побежал* {Ручеек)

8.  Летом бежит, зимой спит» весна настала — опять побежала. (Река)

9.  Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

10.  Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11.  В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12.  Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13.  Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14.  Над домом у дорожки висит пол-лепешки. (Месяц)

15.  Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег

Игра «Давай пофантазируем»

Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день» вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? осень? зима? (Лето — день, осень — вечер, зима — ночь.) Играющие по очереди

придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень?», «Чем похожи зима и ночь?*, «Чем похожи лето и день?*,  «Чем похожи весна и

утро?».

*ЭТО ПРАВДА И ЛЯ НЕТ?» (СЛОВЕСНАЯ ИГРА)

Л.Станине»

Теплая аесна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу* Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га~га-г&» пел соловей. Быстро дайте мне ответ — это правда или net?

(Пер, с болгарского А* Александрова)

Игра * Бывает не бывает» Оборудование: мяч.

Играющие встают в круг, ведущий — посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», — бросает мяч» а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся» выходит из игры.

Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки» дождь, гроза и т. д.

Игра «Что за чем*

Оборудование: мяч.

Играющие встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: # Зима» а за нею?» Игрок: «Весна», — бросает мяч обратно. Вопросы задавать о временах года, о последовательности  месяцев.

Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна» а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько месяцев в году? Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц весны. Назовите последний месяц зимы. Назовите средний месяц лета. С какого месяца начинается осень? Каким месяцем заканчивается осень?

Игра «Времена года*

Оборудование. Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Омни). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего — шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

Ход ИГРЫ. Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.

Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

В эту игру можно играть с одним ребенком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняющего роль Красного Солнышка» ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.

  «ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»  Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Конспект занятия "Сёстры " для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с временами года.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с временами года. ...

Дидактическое пособие по ознакомлению с временами года «панно из фетра – дерево»

Дидактическое  пособие из фетра для детей 2- 3 лет для ознакомления с временами года и сезонными изменениями....